Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Система управления охраной труда: новое законодательство 2022
15 марта 2022 г.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Система управления охраной труда: новое законодательство 2022
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Общая цель принятых поправок в ТК РФ, а также разработки целого ряда соответствующих подзаконных нормативных правовых актов — обеспечение перехода от списков к риск-ориентированному подходу в сфере охраны труда.
Теперь работодатели обязаны на конкретном рабочем месте учитывать профессиональные риски и создавать безопасные условия труда.
В текст статьи 217 раздела Х «Охрана труда» введено определение понятия «Система управления охраной труда» (далее — СУОТ). Обязанности по созданию и функционированию СУОТ законодатели возложены на работодателя. Примерное положение о СУОТ утверждается федеральным органом в сфере труда (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С 1 марта 2022 года вступил в силу подзаконный нормативный правовой акт — Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
Примерное положение о СУОТ было разработано с целью оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда путем создания, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования такой системы, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Примерное положение о СУОТ содержит рекомендации, в соответствии с которыми управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей.
Взаимодействие (консультации) с работниками и их участие в управлении охраной труда обеспечивается с учетом:
— определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
— обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
— определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.
С 1 марта 2022 года вступил в силу подзаконный нормативный правовой акт — Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
Примерное положение о СУОТ было разработано с целью оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда путем создания, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования такой системы, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Примерное положение о СУОТ содержит рекомендации, в соответствии с которыми управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей.
Взаимодействие (консультации) с работниками и их участие в управлении охраной труда обеспечивается с учетом:
— определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
— обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
— определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в СУОТ.
Положения СУОТ по безопасности распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, на представителей органов надзора и контроля, а также на работников подрядных организаций.
Примерным положением о СУОТ определено, что политика (стратегия) в области охраны труда может быть локальным нормативным актом работодателя, его разделом или публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
Кроме того, в приложениях к документу закрепляются примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по их организации и обучению работников.
В организации должно быть разработано Положение о системе управления охраной труда (далее — Положение о СУОТ). Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.
Кроме того, в приложениях к документу закрепляются примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по их организации и обучению работников.
В организации должно быть разработано Положение о системе управления охраной труда (далее — Положение о СУОТ). Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.
Процессы СОУТ и оценки профессиональных рисков являются базовыми процессами СУОТ в организации.
При разработке Положения о СУОТ рекомендуется выбрать те пункты Примерного положения о СУОТ, которые подходят для данной организации. При необходимости следует пересмотреть политику организации в области охраны труда, которая должна гарантировать создание работникам безопасных условий труда, соответствовать экономической деятельности организации, отражать цели охраны труда, включать обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков работников, совершенствованию СУОТ, а также учитывать мнение профсоюзов.
Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н, которым было утверждено Типовое положение о СУОТ, признан утратившим силу. Настоящий Приказ вступил в силу 1 марта 2022 года.
Текст:
Игорь Волошин
Игорь Волошин