Введение единого тарифа позволит увеличить выплаты по социальному страхованию
Правительство поддержало законопроекты о введении «единого тарифа» и объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. В ближайшее время законопроекты будут внесены в Государственную думу для рассмотрения депутатами...
Введение единого тарифа позволит увеличить выплаты по социальному страхованию
Правительство поддержало законопроекты о введении «единого тарифа» и объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. В ближайшее время законопроекты будут внесены в Государственную думу для рассмотрения депутатами.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ФОНДОВ
Сегодня Пенсионный фонд и Фонд социального страхования назначают практически все федеральные меры социальной поддержки. Это пенсии, выплаты по беременности и родам, пособия для нуждающихся семей. При этом, гражданам часто в одной жизненной ситуации, например, при рождении ребёнка или установлении инвалидности, приходилось обращаться в оба фонда одновременно. Объединение фондов упростит получение мер социальной поддержки — все федеральные выплаты можно будет получать в режиме одного окна, а также позволит оптимизировать расходы бюджета за счет перехода на единую IT-инфраструктуру и отказа от избыточных административных расходов.
«Концепция объединения фондов обсуждается на протяжении длительного времени. Несколько лет об этом говорили в экспертном сообществе и на уровне общественных организаций. Сегодня мы технологически и организационно готовы к этому шагу. С 1 января 2023 года планируется переход на единый тариф по социальным взносам, на единую цифровую платформу в сфере начисления социальных выплат. Уже создан Единый контакт-центр, который консультирует по всем федеральным мерам социальной поддержки, проведен пилот по единым клиентским службам ПФР и ФСС. Объединение фондов позволит гражданам получать все услуги Пенсионного фонда и Фонда социального страхования — в режиме одного окна», — отметил замминистра труда и социальной защиты РФ-статс-секретарь Андрей ПУДОВ.
При этом все клиентские службы, куда сегодня обращаются граждане за получением мер поддержки ПФР или ФСС, будут сохранены. Но в этих точках можно будет получить весь спектр услуг — быстро и просто. «Граждане смогут прийти по привычным адресам. Но спектр услуг клиентских служб будет шире. Гражданину не потребуется обращаться в разные инстанции в одной жизненной ситуации», — пояснил Андрей ПУДОВ.
Принципиальная новация — создание нового органа управления. Это первый прецедент публичного управления внебюджетным фондом. Деятельность фонда будет подотчетна Наблюдательному совету. Он будет включать 7 человек: это представитель профсоюзов (координатор от профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), представитель работодателей (координатор от стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), представитель Государственной Думы, представитель Совета Федерации, представитель Правительства (координатор со стороны Правительства в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), координатор РТК, а также председатель объединенного фонда.
Объединение фондов планируется осуществить уже с 1 января 2023 года. Государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (сокращенно — Социальный фонд России) будет осуществлять функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки — то есть, выполнять все те полномочия, которые сегодня выполняют Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В качестве учредителя фонда будет выступать Правительство Российской Федерации, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и других социальных выплат).
Создание Социального фонда России позволит:
— повысить доступность услуг, которые сегодня оказывают фонды, для граждан: все услуги, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, будут доступны в единых клиентских службах. При этом все точки присутствия фондов будут сохранены;
— обеспечить единый — более высокий — стандарт сервиса на базе единых клиентских служб;
— повысить прозрачность управления через Наблюдательный совет;
— ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы;
— сократить расходы на содержание за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.
ЕДИНЫЙ ТАРИФ
Внедрение единого тарифа позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры выплат по больничным, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных (работающих) граждан. Это решение также обеспечит выплаты по больничным для тех, кто сегодня трудится по гражданско-правовым договорам. Сегодня такие граждане охвачены только обязательным пенсионным и медицинским страхованием.
Увеличение объема социальных гарантий станет возможно благодаря установлению единого круга застрахованных лиц в рамках всех видов социального страхования и установления единой базы для исчисления страховых взносов.
Cейчас работодатели платят:
— на медицинское страхование — 5,1 % на весь фонд оплаты труда работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам;
— на пенсионное страхование — 22 % с взносооблагаемой базы (1,565 млн рублей в год) и 10 % с зарплаты сверх этой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам;
— на обязательное социальное страхование — 2,9 % с взносооблагаемой базы (1,032 млн рублей) на работающих по трудовым договорам.
После перехода к единому тарифу платеж составит 30 % с вносооблагаемой базы и 15,1 % сверх взносооблагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам
Взносооблагаемая база (то есть, тот заработок гражданина, который страхуется в рамках социального страхования) будет установлена на уровне базы для обязательного пенсионного для работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. То есть, увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 92 тыс. рублей в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников. При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год. Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.
Все существующие льготные категории плательщиков будут объединены в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15 % с выплат выше МРОТ, 7,6 % и 0 %. Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены.
Такой переход позволит обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование в пропорции 72,8 % на пенсионное страхование, 18,3 % — на медицинское страхование и 8,9 % на обязательное социальное страхование.
Это также позволит сократить количество отчетности, установить единую дату подачи единой формы отчетности до 20 числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.
К 2025 году при введении единого тарифа:
— максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (при действующей модели — 37,9 тыс. рублей). Это пособие выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка;
— максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) к 2025 г. составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели — 435,9 тыс. рублей);
— максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет — 143,5 тыс. рублей (по действующей модели — 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет — 114,8 тыс. рублей (по действующей модели — 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет — 86,1 тыс. рублей (при действующей модели — 56,8 тыс. рублей).
Такой подход позволит:
— обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
— в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному, по уходу за ребенком и декретных без увеличения тарифов страховых взносов;
— обеспечить режим «одного окна» для предприятий и уплачивать страховые взносы одним платежом.
Предлагается внедрить единый тариф с 1.01.2023.Что касается взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями с доходом менее 300 тыс. рублей, то изменение тарифов не затронет установленный ранее фиксированный платеж.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.