Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

КоАП: предлагается вдвое снизить штрафы за ряд административных правонарушений

12 октября 2023 г.

4 октября 2023 года на рассмотрение в Государственную Думу был внесен Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Законопроект). Авторы документа предлагают в ряде случаев почти вдвое снизить административные штрафов за правонарушения в области предпринимательской деятельности по 17 статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях... 











4 октября 2023 года на рассмотрение в Государственную Думу был внесен Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Законопроект). Авторы документа предлагают в ряде случаев почти вдвое снизить административные штрафов за правонарушения в области предпринимательской деятельности по 17 статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также исключить наказания в виде дисквалификации должностных лиц и административного приостановления деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП).














По мнению авторов поправок, актуальность Законопроекта обусловлена текущей повышенной административной нагрузкой на бизнес, связанной с привлечением юридических лиц и ИП к административной ответственности в виде штрафов и приостановления деятельности.

В пояснительной записке к Законопроекту приведены данные отчета Верховного суда Российской Федерации о работе судебных инстанций общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2022 года. По указанным в Законопроекте 17 статьям КоАП РФ в области предпринимательской деятельности были наложены наибольшие суммы административных штрафов.

Авторы поправок считают, что высокие административные штрафы стали серьезным финансовым бременем для бизнеса и мешают его развитию. Сокращение налагаемых штрафов вдвое позволит значительно увеличить инвестиции в российскую экономику в период беспрецедентного санкционного давления. Снижение штрафов также будет стимулировать предпринимательскую активность и создание новых рабочих мест, что в свою очередь будет способствовать экономическому росту.


Авторы Законопроекта считают, что наличие административного наказания в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток несоразмерно другим санкциям. Например, часть 1 статьи 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» КоАП содержит административную санкцию на юридических лиц в виде штрафа от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. По мнению авторов поправок, штраф в размере 20 тыс. рублей многократно ниже, чем приостановление деятельности предприятия на 90 дней. Такая диспропорция может повлечь за собой банкротство компании.









Таким образом, реализация инициативы, по мнению ее авторов, позволит снизить административную нагрузку по ряду наиболее «массовых» составов административных правонарушений и увеличить размер свободных финансовых средств для развития проектов, направленных на сохранение и увеличение рабочих мест, реализацию национальных целей развития, стимулируя тем самым увеличение численности граждан, занятых в малом и среднем бизнесе (включая ИП), а также рост самозанятого населения до 25 миллионов человек.  







Сравним нормы действующей редакции КоАП РФ, которые связаны с нарушениями законодательства и требований нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, и соответствующие изменения в КоАП, предлагаемые авторами Законопроекта.



 
 
Часть и статья  КоАП
 
Суть нарушения
 
Санкция в соответствии с действующей редакцией КоАП
 
 
Санкция в соответствии с Законопроектом
 
 
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, 
содержащих нормы трудового права
 
Ч. 1
ст. 5.27
КоАП
 
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
 
Предупреждение или наложение административного штрафа:
на должностных лиц
в размере от 1 тыс.
до 5 тыс. рублей;
на ИП –  от 1 тыс.
до 5 тыс. рублей;
на юрлиц – от 30 тыс. до 50 тыс.
Предупреждение или наложение административного штрафа:
на должностных лиц
в размере от 500
до 2 тыс. рубле
й;
на ИП –  от 500 тыс.
до 2 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 15 тыс. до 25 тыс. рублей.
Ч. 2
ст. 5.27
КоАП
 
Повторное (многократное) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, совершенное лицом,
ранее подвергнутым административному наказанию.
 
Наложение административного штрафа:
на должностных лиц
в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификацию
на срок от 1 года
до 3 лет;

на ИП – от 10 тыс. до 20 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 50 тыс. до 70 тыс. рублей.
Наложение административного штрафа:
на должностных лиц
в размере от 5 тыс.
до 10 тыс. рублей
;
на ИП – от 5 тыс.
до 10 тыс.  рублей
;
на юрлиц – от 25 тыс. до 35 тыс. рублей.
Ч. 3
ст. 5.27
КоАП
 
Фактическое допущение гражданина к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем. Наложение административного штрафа на граждан
в размере
от 3 тыс.
до 5 тыс. рублей;

на должностных лиц – от 10 тыс.
до 20 тыс. рублей. 
Наложение административного штрафа на граждан
в размере
от 2 тыс.
до 3 тыс. рублей
;
на должностных лиц – от 5 тыс.
до 10 тыс. рублей
Ч. 4
ст. 5.27
КоАП
 
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Наложение административного штрафа:
на должностных лиц
в размере от 10 тыс.
до 20 тыс. рублей;

на ИП – от 5 тыс.
до 10 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 50 тыс.
до 100 тыс. рублей.  
Наложение административного штрафа:
на должностных лиц
в размере от 5 тыс.
до 10 тыс. рублей
;
на ИП – от 2 тыс.
до 5 тыс.  рублей
;
на юрлиц – от 25 тыс. до 50 тыс. рублей.
Ч. 5
ст. 5.27
КоАП
 
Совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение.
 
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
5 тыс. рублей;
на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
на ИП – наложение административного штрафа от 30 тыс.
до 40 тыс.  рублей
;
на юрлиц – от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. 
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
2 тыс. рублей;
на должностных лиц – дисквалификацию на срок до 1 года
на ИП – наложение административного штрафа от 15 тыс.
до 20 тыс.  рублей
;
на юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей
Ч. 6
Ст. 5.27
КоАП
 
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
 
Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. тысяч до 20 тыс. рублей;
на ИП – от 1 тыс.
до 5 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 30 тыс.
до 50 тыс. рублей
Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц
в размере от 5 тыс.
до 10 тыс. рублей
;
на ИП – от 500 до
2 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 15 тыс. до 25 тыс. рублей
Ч. 7
ст. 5.27
КоАП
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6
ст. 5.27 КоАП, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение.
 
Наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от 20 тыс.
до 30 тыс. рублей
или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
на ИП – наложение административного штрафа от 10 тыс. до 30 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 50 тыс.
до 100 тыс. рублей
Наложение административного штрафа
на должностных лиц
в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей
на ИП – наложение административного штрафа
от 5 тыс.
до 15 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 25 тыс. до 50 тыс. рублей
 
Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства
 
Ч. 1
ст. 18.15
КоАП
Привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии соответствующего разрешения на работу
либо патента.
 
 
 
 
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
от 2 тыс.
до 5 тыс. рублей
;
на должностных лиц –от 25 тыс.
до 50 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 250 тыс. до 800 тыс. рублей
либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
от 1 тыс. до 2 тыс. рублей;
на должностных лиц – от 10 тыс.
до 25 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 100 тыс. до 400 тыс. рублей.
Ч. 2
ст. 18.15
КоАП
Привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
 
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
от 1 тыс. до 2 тыс. рублей;
на должностных лиц –  от 15 тыс.
до 25 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 100 тыс. до 400 тыс. рублей.
Ч. 3
ст. 18.15
КоАП
Неуведомление в установленный срок или нарушение порядка (формы) уведомления территориального органа государственного миграционного контроля (надзора) о заключении или прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином.
 
Наложение административного штрафа
на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей;
на должностных лиц – от 35 тыс. до 50 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 400 тыс. до 800 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
от 1 тыс. до 2 тыс. рублей;
на должностных лиц – от 20 тыс.
до 30 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.
Ч. 4
ст. 18.15
КоАП
Нарушения, предусмотренные
ч. ч. 1-3 ст. 18.15 КоАП, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
 
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
от 5 тыс.
до 7 тыс. рублей
;
на должностных лиц – от 35 тыс. до 70 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 400 тыс. до 1 млн. рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
от 2 тыс.
до 4 тыс. рублей
;
на должностных лиц – от 25 тыс.
до 400 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
Ч. 1
ст. 18.16
КоАП
Неуведомление или нарушение установленного порядка (формы) уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа
миграционного контроля (его уполномоченного территориального органа)
в соответствии с установленным перечнем об исполнении соответствующих обязательств по выплате зарплаты (вознаграждения). 
Наложение административного штрафа на
должностных лиц –  
от 35 тыс. до 70 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 400 тыс. до 1 млн. рублей.
Наложение административного штрафа на
должностных лиц – 
от 25 тыс. до 35 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
  Предоставление на территории розничного рынка торгового места, (складского, подсобного, административно-хозяйственного или иного помещения) иностранному гражданину или лицу без гражданства, привлекаемым на данном розничном рынке к трудовой деятельности с нарушением установленных правил.   
 
 
 
 
 
 
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс.
до 4 тыс. рублей
;
на должностных лиц – от 45 тыс. до 50 тыс. рублей;
на ИП – от 350 тыс.
до 800 тыс. рублей

либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
на юрлиц – от 450 тыс. до 800 тыс. рублей
либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Наложение административного штрафа
на должностных лиц
в размере от 20 тыс. до 25 тыс. рублей
на ИП – наложение административного штрафа от 200 тыс.
до 400 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.
Ч. 2
ст. 18.16
КоАП
Предоставление на территории розничного рынка торгового места (складского, подсобного, административно-хозяйственного или иного помещения) другому лицу (компании), которое не имеет разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически использует на данном розничном рынке труд иностранных работников либо привлекает к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента.  Наложение административного штрафа
на должностных лиц
в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей
на ИП – наложение административного штрафа от 200 тыс.
до 400 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.
Ч. 3
ст. 18.16
КоАП
Нарушения, предусмотренные
ч. ч. 1-2 ст. 18.16 КоАП, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
 
Наложение административного штрафа
на граждан в размере
от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;
на должностных лиц – от 45 тыс. до 70 тыс.  рублей;
на юрлиц – от 450 тыс. до 1 млн. рублей
либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Наложение административного штрафа на
должностных лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. рублей;
на юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
 
Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
 
Ч. 1
ст. 18.17
КоАП
Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
 
Наложение административного штрафа на граждан
в размере от 2 тыс.
до 4 тыс. рублей
;
на должностных лиц – от 45 тыс. до 50 тыс. рублей;
на юрлиц – от 800 тыс. до 1 млн. рублей
либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Наложение административного штрафа на граждан
в размере от 1 тыс.
до 2 тыс. рублей
;
на должностных лиц – от 20 тыс.
до 25 тыс. рублей
;
на юрлиц – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
 






В соответствующем отзыве Правительства Российской Федерации говорится о том, что в пакете документов к Законопроекту отсутствует экономическое обоснование предлагаемого снижения в два раза размеров административных штрафов.









Эксперты также отметили, что авторы поправок в КоАП не представили   обоснования предлагаемого исключения из отдельных норм особенной части Кодекса таких видов административных наказаний, как дисквалификация и административное приостановление деятельности, назначаемых за грубые нарушения требований законодательства. Исключение данных норм может привести к ослаблению превентивной функции законодательства об административных правонарушениях и причинению вреда личности, обществу и государству.

В правительственном заключении также говорится о том, что авторы Законопроекта не учли, что в 2022 году Федеральными законами от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ и от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ в КоАП были внесены комплексные изменения, предусматривающие существенное снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Контрольно-надзорные органы могут выносить предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, назначать одно наказание за несколько аналогичных правонарушений, применять другие виды административных наказаний, а нарушители – уплачивать штрафы в половинном размере. 


Обзор подготовил: 
Игорь Волошин