Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

4 апреля 2024 г.

Вопросы применения СИЗ работниками: Роструд разъясняет

Средства индивидуальной защиты предоставляются работнику на работах с вредными и/или опасными условиями труда. В соответствии с частью 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

21 марта 2024 г.

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»...






В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).














В пояснительной записке разработчики поправок в статью 12 Закона №125-ФЗ указали ряд обстоятельств, которые послужили предпосылками внесения изменений в действующий порядок установления размера ежемесячных страховых выплат. 
 
Напомним, что объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания работника.




 


По факту причинения вреда здоровью в отношении застрахованных лиц устанавливаются профессиональные заболевания и процент утраты профессиональной трудоспособности, а также назначаются единовременные и ежемесячные страховые выплаты. 









В настоящее время лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоящих на его иждивении, но не имеющих прав на получение страховых выплат.
 
Авторы поправок в пояснительной записке к Законопроекту отметили, что такая формулировка в действующей редакции создает условия для нарушения прав граждан. Действующей редакцией Закона № 125-ФЗ не урегулирован случай, когда смерть застрахованного лица наступила после назначения ему страховой выплаты, а данный работник до наступления летального исхода заработка не имел (по причине утраты трудоспособности, возникшей в результате профессионального заболевания).
 
По данному вопросу имеется судебная практика.  Например, в 2006 году ряду граждан пришлось отстаивать свои интересы в Конституционном Суде Российской Федерации. В соответствующем Определении от 3 октября 2006 года № 407-О судьи разъяснили, что положение пункта 8 статьи 12 Закона № 125-ФЗ «не может рассматриваться как препятствующее признанию права на получение ежемесячной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица, не состоявшего к моменту смерти в трудовых отношениях, нетрудоспособными лицами, находившимися на его иждивении или получавшими от него такую помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию».
 
Вместе с тем практика судов свидетельствует, что и в последствии имелись случаи, когда гражданам отказывали в назначении страховых выплат после смерти застрахованного лица, которому такие выплаты были назначены. В этих случаях судьи ссылались на то, что «повторно, в связи со смертью получателя страхового обеспечения, страховой случай наступить не может, поскольку право на получение страховых выплат уже было реализовано застрахованным лицом, к наследникам или иждивенцам кормильца право на получение указанных сумм перейти не может», и поэтому заинтересованным лицам приходилось отстаивать свои интересы в вышестоящем суде (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2011 года № 41-В11-16).
 
В связи с этим Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 10 марта 2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» разъяснил, что «смерть застрахованного, наступившая как в результате несчастного случая на производстве, так и вследствие профессионального заболевания, служит основанием для возникновения у таких лиц права на получение страховых выплат и в том случае, когда обеспечение предоставлялось при жизни самому застрахованному».








 
В качестве примера авторы поправок сослались на соответствующий случай, который, например, рассматривался в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2016 года № 41-КГ16-32.




 



Обращение в суд для отстаивания перед государством своих социальных прав неизбежно влечет для граждан соответствующие моральные и материальные издержки. Поэтому авторы Законопроекта предложили внести в Закон №125-ФЗ изменения, направленные на устранение правовой неопределенности в отношении размера полагающихся выплат в случае смерти застрахованного, которому была назначена ежемесячная страховая выплата.















Поправки в пункт 8 статьи 12 Закона № 125-ФЗ затрагивают тот случай, когда смерть застрахованного лица наступила после назначения ему ежемесячной страховой выплаты. Вводятся новые нормы, регулирующие порядок обеспечения права на выплату лицам, имеющим право на получение.









Для определения размера ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, предполагается использовать размер среднего месячного заработка, из которого ему ранее был исчислен размер ежемесячной страховой выплаты.
 
Законодатели учли, что размер ежемесячной страховой выплаты подлежит ежегодной индексации. В соответствии с предлагаемой нормой, размер среднего месячного заработка застрахованного лица в данном случае также должен быть увеличен с учетом соответствующих коэффициентов, установленных для индексации размера ежемесячной страховой выплаты, за период до дня назначения ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.









Обзор подготовил:
Игорь Волошин