Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

20 марта 2025 г.

Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков

12 марта 2025 года состоялся бесплатный вебинар ООО «КИОУТ» по теме «Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков». Спикер – Руководитель направления оценки профессиональных рисков КИОУТ...

Законодательство

17 марта 2025 г.

Средства индивидуальной защиты: официальные разъяснения Федеральной службы по труду и занятости

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснением по вопросу обеспечения работников СИЗ. Допускается ли выдача СИЗ рук, СИЗ органов зрения...

Статистика

19 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

31 марта 2025 г.

Хронометражные наблюдения для целей специальной оценки условий труда

19 марта 2025 года состоялся бесплатный вебинар ООО «КИОУТ» по теме «Хронометражные наблюдения для целей специальной оценки условий труда». Спикер – Директор департамента исследований условий...

Охрана труда за рубежом

2 января 2013 г.



Вопросы охраны труда и здоровья работников являются неотъемлемой частью стратегий стран Евросоюза, США и Канады. Наиболее интересным представляется опыт Финляндии, США и Великобритании.
 
Великобритания в 2004 г. приняла Стратегию безопасности здоровья на рабочих местах на период до 2010 г. и более. Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работника являются краеугольным камнем цивилизованного общества, и ставит целью снижения в 2010 г. уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональной заболеваемости на 20%; потерь рабочего времени по причине заболеваемости на 30%.
 
Стратегия исходит из понимания того, что со времени принятия в 1974 г. закона об охране здоровья работников и безопасности труда в мире произошли серьезные изменения, соответственно которым необходимо модернизировать систему управления рисками. В Великобритании стало меньше крупных фирм (менее половины рабочей силы страны заняты в больших организациях), и значительно увеличилось число мелких предприятий — на более чем 90% из 3,5 млн предприятий численность занятых менее чем 10 человек; увеличилась численность работников, занятых неполное рабочее время; женщины сейчас составляют половину рабочей силы. Сфера услуг стала более значительной, индустриальный сектор подвергается влиянию сильной международной конкуренции и сужает область своего присутствия в стране. Традиционные интервенции в сфере охраны труда не достигают желаемого эффекта в изменившейся экономике и структуре занятости, поскольку уделяют мало внимания здоровью работников на рабочих местах. В этой связи правительством Великобритании ставится стратегическая задача разработать новые пути достижения культуры безопасного и здорового труда в меняющейся экономике с тем, чтобы все работодатели всерьез осознали свою ответственность, и работники были полностью вовлечены в управление рисками на рабочих местах. Стратегия направлена на достижение высокого уровня понимания того, что здоровье работников и безопасность рабочих мест являются системным элементом современного конкурентоспособного бизнеса.
 
Особенное место уделено бюджетному сектору, который, по замыслу Стратегии, должен стать образцом безопасного и здорового труда для частного сектора. Исполнение стратегии возложено на комиссию по охране и безопасности труда, подведомственной министерству труда и пенсий Великобритании. Большое внимание Стратегия уделяет развитию социального диалога, социального партнерства (с профсоюзами, деловыми ассоциациями, НКО), а также установлению тесного сотрудничества и партнерских отношений с регионами и местной властью. Великобритания выделяет четыре стратегические области:
1. Развитие тесного партнерства.
2. Помощь людям в получении преимуществ от эффективного управления охраной и безопасностью труда, развитие культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье.
3. Фокусировка на основной работе комиссии по охране и безопасности труда и интервенциях, направленных на снижение травматизма и повреждение здоровья на рабочем месте.
4. Распространение стратегического видения (установление надежных двусторонних коммуникаций с основными заинтересованными сторонами).
 
В Стратегии отмечено, что ее целью не является достижения общества без рисков, но достижение общества, в котором риски правильно оцениваются, осознаются и управляются. Согласно документу, должно быть совершенно ясно, что управление здоровьем и безопасностью является коллективной ответственностью, в которой самому работнику отводится значительная роль.
 
Интересен практический опыт комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждого работодателя и работника знаний в области охраны труда и здоровья на рабочем месте. Этим органом выпущено большое количество специальных материалов, рассчитанных на разные целевые аудитории, которые в наглядной, простой и удобной форме доводят до работодателей и их работников основные требования закона об охране здоровья работников и безопасности труда. Процедура оценки рисков расписана просто и понятно («пять шагов оценки рисков»), результаты оценки рисков заносятся в специальную регистрационную карту для анализа и контроля путем составления плана мероприятий по снижению и ликвидации угроз повреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедуры оценки профессиональных рисков с определенной периодичностью (не реже раза в год). Таким образом, достигается требуемая степень контроля за факторами, несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте, и система управления профессиональными рисками, которой охвачено каждое рабочее место в Великобритании, поддерживается в актуальном состоянии.
 
На сайте комиссии (www.hse.gov.uk) содержится огромный массив экспертной информации, методик, рекомендаций, законодательных норм, правил, примеров лучшей практики в сфере охраны труда, популярных брошюр, специальных форм и прочих материалов, детально структурированных по разделам, подразделам и отраслям с целью удобства пользования в расчете на аудиторию любого уровня.
В центре особого внимания — малый бизнес, для которого разработаны специальные упрощенные формы и методики оценки рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные законом об охране здоровья работников и безопасности труда.
 
Интересен также богатый опыт Великобритании в целенаправленном культивировании среди бизнес-сообщества политики корпоративной социальной ответственности, через которую эффективно решаются многие вопросы охраны здоровья работников. Руководителям предприятий, членам советов директоров и правлений посвящены специальные материалы правительственного офиса Объединенного Королевства, в лаконичной форме излагающие их обязанности в сфере охраны труда и здоровья персонала и преимущества конкурентоспособных здоровых условий труда для ведения успешного бизнеса.
 
В США Стратегия охраны труда и безопасности рабочих мест является частью Стратегического плана министерства труда Соединенных Штатов на финансовый период 2006–2011 гг.
 
В указанном документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда в ответ на вызовы XXI в. План составлен по классическим правилам стратегического менеджмента, т. е. отражает миссию, видение, организацию исполнения стратегии, четыре кратко и четко сформулированные стратегические цели, блоки основных индикаторов результативности, привязанных к каждой цели (2–3, максимум 6 показателей в каждом блоке), и принципы оценки целевых программ.
 
Содействие безопасным, здоровым и защищенным рабочим местам является третьей из четырех стратегических целей правительства США в сфере труда. Для достижения этой цели Минтруд США намерен разработать новые инновационные подходы исполнения законов и программ, направленных на защиту здоровья и трудовых прав работников.
 
В документе отмечается, что со временем принятия в 1970 г. федерального закона об охране труда и профессионального здоровья работников Америка в части достижения третьей стратегической цели встречает новые вызовы, связанные с демографическими изменениями, терроризмом и спросом на природные ресурсы. Последнее обстоятельство представляет для России особый интерес, т. к. связан с охраной труда в наиболее проблемном секторе — горнодобыче полезных ископаемых. Американцы прогнозируют рост спроса на каменный уголь в ближайшие два десятилетия как один из основных источников энергобезопасности страны. По их прогнозам, горнодобывающая промышленность, связанная с растущим спросом со стороны энергетики, металлургии, транспорта, строительства, химической промышленности и т. д., будет расти, соответственно, Минтруд США разрабатывает долгосрочные стратегии, направленные на охрану труда 300 тыс. работников, непосредственно занятых в этом секторе.
 
Необходимо ответить, что горнодобывающая промышленность традиционно находится в зоне особого внимания правительства США: в 1977 г. был принят федеральный закон об охране здоровья и труда на шахтах, год назад принят новый закон, являющийся за последние 30 лет самым значительным нормативным актом в области охраны труда в этом самом рисковом секторе промышленности. За финансовый период 2000–2005 гг. американцам удалось снизить уровень производственного травматизма в горнодобывающей промышленности на 35%, в то время как в целом по промышленности этот показатель снизился на 23%. Взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний в горнодобывающем секторе.
 
Помимо общей администрации в сфере охраны труда и профессионального здоровья для реализации упомянутого федерального закона об охране здоровья и труда с 1977 г. действует специальная отраслевая администрация по охране труда. В этой администрации действует круглосуточная горячая линия, по которой собираются жалобы на нарушения в сфере охраны труда. Вне зависимости от кого и как была получена жалоба (телефон, Интернет, письменно и т. д.), она является основанием немедленной проверки инспекторами; достаточно, чтобы информация содержала сведения о месте и факте угрозы здоровью людей. Показателем результативности работы администрации является ежегодное снижение на 15% несчастных случаев на производстве и сокращение за пять лет на 50% потерь рабочих дней по причине аварий.
 
Наряду с жесткими санкциями за нарушение трудового законодательства по охране труда (штрафы за первое нарушение $250 тыс., за повторное — до $50 тыс.), в стране действуют специальные федеральные программы в сфере охраны труда и здоровья работников (отраслевые программы в опасных секторах, программы стратегического партнерства, программы консультаций, образовательные, тренинговые, грантовые программы и т. д.).
 
Финляндия имеет многолетний опыт успешной работы в области охраны труда, который на сегодняшний день наряду с Великобританией служит образцом для многих стран Евросоюза. Особенно проработаны вопрос организации управления охраной труда и механизмы внедрения системы контроля профессио­нальных рисков с помощью профсоюзов — программа «нулевого травматизма». На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет всех возможных факторов (как физических, так и морально-психологических), потенциально опасных для здоровья работника, налажена формализованная и стандартизированная система учета профессиональных рисков, степени их вероятности и характера влияния на здоровье. Важно, что работнику вместе с профсоюзами отводится активная роль в оценке профрисков и мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасного труда.
 
Особый интерес представляет также специальное исследование, проведенное по заказу министерства социальных дел здравоохранения этой страны, «Здоровье и мир труда: содействие здоровью на рабочем месте как инструмент улучшения и продления трудовой жизни». Исследование было проведено в 2006 г. в странах Евросоюза во время президентства Финляндии в ЕС. По итогам данного исследования были сформулированы рекомендации, которые должны найти отражение в директивах ЕС.
 
В Еврокомиссии реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда. Приоритетным направлением работы агентства является содействие глобальному партнерству и усиление трехстороннего сотрудничества в сфере защиты здоровья работников и охраны труда. На втором месте — установление коммуникаций и распространение знаний в области охраны труда. Третье направление — поддержка политики в сфере охраны труда, проведение исследований опасности новых профессиональных рисков.
 
В фокусе особого внимания — молодежь, среди которой в активной форме культивируется ответственное отношение к своему труду и здоровью. В процесс воспитания и культивирования у молодого поколения основ управления профессиональными рисками вовлечены молодежные организации, профсоюзы, школы, университеты и другие учебные заведения. Большой массив информации по охране труда расположен в открытом доступе на сайте этого агентства (www.osha.europa.eu/OSHA/), который ежемесячно посещает порядка 25–30 тыс. пользователей Интернета по всему миру. С точки зрения практического применения интересен раздел этого ресурса, посвященный оценке профессиональных рисков. В простой, доступной и удобной для восприятия форме дана базовая информация о природе рисков и методах их оценки. Путем однозначных («да — нет») ответов на ясно сформулированные вопросы каждый работник может самостоятельно провести оценку рисков на своем рабочем месте и, следуя стандартным, не сложным в применении рекомендациям, составить персональный план действий по снижению рисков на работе и сохранению своего здоровья.

Источник: www.alltextile.org