Новости
24 декабря 2024 г.
Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Обеспечение работодателем условий для безопасного труда работников
6 ноября 2019 г.
Травматизм на производстве и профессиональные заболевания работников не могут быть спутниками стабильного социально-экономического развития государства. Сегодня более половины всех нарушений трудового законодательства выявляется в сфере условий и охраны труда. Между тем право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является неотъемлемым правом лиц, участвующих в производстве.
Травматизм на производстве и профессиональные заболевания работников не могут быть спутниками стабильного социально-экономического развития государства. Сегодня более половины всех нарушений трудового законодательства выявляется в сфере условий и охраны труда.
Между тем право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является неотъемлемым правом лиц, участвующих в производстве.
НЕБЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ
В настоящее время около 20% населения страны занято в промышленном секторе, при этом каждый третий ежедневно сталкивается с неблагополучными производственными факторами.
Если говорить о результирующей составляющей условий труда, которой является производственный травматизм, то на первом месте – строительство, на втором – транспорт и связь, на третьем – обрабатывающее производство, на четвертом – сельское хозяйство, на пятом – торговля, на шестом – добыча полезных ископаемых. Анализ данных о количестве погибших на производстве в результате несчастных случаев свидетельствует об устойчивой тенденции к их уменьшению.
БУКВА ЗАКОНА
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 ТК РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право конкретизировано в ст. 219 ТК РФ и подкреплено гарантиями, содержащимися в ст. 220 ТК РФ.
В частности, каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
- обращение в государственные и муниципальные органы власти, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ все работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства. Контролирует выполнение данных требований Роструд.
Согласно ТК РФ работодатель обязан направлять не менее 0,2% от затрат на типовые мероприятия по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков. В марте 2012 года утвержден список этих мероприятий – всего их 31.
Согласно ТК РФ работодатель обязан направлять не менее 0,2% от затрат на типовые мероприятия по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков. В марте 2012 года утвержден список этих мероприятий – всего их 31.
СПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ
За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты грозит штраф: для должностных лиц – в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; предпринимателей – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; для юрлиц – от 130 тыс. до 150 тыс. руб. Под средствами индивидуальной защиты следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Непосредственное влияние на эффективность использования трудовых ресурсов и рост производительности оказывает состояние охраны труда. Уголовно-правовая охрана отношений в сфере охраны труда реализована в ст. 143 УК РФ. Федеральным законом от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» данная статья была изложена в новой редакции.
Сегодня нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности на срок до одного года или без такового.
Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть человека, то виновному грозят принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В случае наступления по неосторожности смерти двух или более лиц предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.
Под требованиями охраны труда в рассматриваемой статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах, законах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ.
Наряду с УК РФ претерпел изменения и КоАП РФ. Так, согласно ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на предпринимателей – от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
В соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах РФ, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на предпринимателей – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц – от 50 тыс. до 80 тыс. руб.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юрлиц – от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; на предпринимателей – от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; на юрлиц – от 110 тыс. до 130 тыс. руб.
Следует отметить, что в случае повторного совершения перечисленных административных правонарушений виновному должностному лицу грозит штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; предпринимателю – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток; юрлицу – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, согласно ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания инспектора Роструда влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на предпринимателей – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юрлиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
В. Крюков. Безопасный труд // «ЭЖ-Юрист», № 4, 2014.