Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

28 июня 2024 г.

Порядок бесплатной выдачи работникам смывающих средств

Нормы выдачи смывающих средств работодатель разрабатывает на основе Единых типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных Приказом Минтруда России от...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Правомерность устранения разногласий, возникших между членами комиссии и ее председателем, посредством дополнительного расследования несчастного случая другим государственным инспектором труда

29 марта 2016 г.



Устранение разногласий, возникших между председателем и членами комиссии при оформлении акта о расследова­нии несчастного случая (о его причинах, учете, квалификации, лицах, виновных в допущенных нарушениях, и др.), посредством его дополнительного расследования другим государственным ин­спектором труда воспринимается членами комиссии как диктат государственного инспектора труда, который нарушает их права на формирование выводов по результатам расследования несчаст­ного случая и ставит их в неравное положение с председателем комиссии.
 
Некоторые члены комиссии считают: не имеет смысла тратить время на участие в расследовании несчастного случая, так как государственный инспектор труда все равно настоит на своем решении. Их не устраивает роль статистов. Подобная пози­ция членов комиссии обязывает председателя – государственного инспектора труда не допускать нарушения норм ТК РФ и Положения.
 
В ОАО (отрасль – транспортное строительство) при строи­тельстве станции метро произошел тяжелый несчастный случай с электрослесарем-монтажником К. Расследование проводилось комиссией в составе 9 человек, куда входили: представитель тер­риториального органа Ростехнадзора, главный специалист орга­на исполнительной власти субъекта РФ, главный технический инспектор труда территориального объединения организаций профсоюзов, представитель РО ФСС РФ, а также главный инженер, начальник отдела охраны труда, инженер по охране труда, заместитель главного инженера – главный механик (четверо по­следних – представители ОАО). Возглавлял комиссию главный государственный инспектор труда в данном регионе РФ.
 
Комиссия установила:
 
Бригада электрослесарей-монтажников в составе 7 человек во главе с бригадиром С. вручную производила перемещение щита автоматического включения резерва (ЩАВР) в машинное поме­щение вестибюля станции метро. Размер щита: длина 2450 мм, ширина 80 мм, высота 2100 мм. Масса 660 кг. Пол машинного по­мещения бетонный, ровный (без уклона). Под щит подкладывали катки (трубы) и с помощью монтажных ломиков передвигали его к месту постоянной установки, удерживая руками в вертикаль­ном положении. Когда ЩАВР был установлен согласно проекту, а электрослесари-монтажники еще не отошли от него, щит упал в сторону и К., стоявший спиной к щиту, был прижат к деревянно­му ящику с деталями эскалатора, в результате получил тяжелую травму. Диагноз повреждения здоровья – «тупая травма живота, разрыв селезенки, гемаперитонеум».



 

Основная причина несчастного случая: непринятие достаточ­ных мер по установке ЩАВР в устойчивое положение.
 
Сопутствующими причинами являются: перемещение и уста­новка крупногабаритного и тяжеловесного оборудования без при­менения средств механизации; отсутствие в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и уста­новке подобного оборудования.
 
Лица, допустившие нарушение требований охраны труда:
 
1. Бригадир электрослесарей-монтажников С., который не принял достаточных мер, предупреждающих падение установ­ленного оборудования. Нарушение п. 3.1.29 Инструкции по ох­ране труда для лиц, занятых на монтаже постоянных устройств линии метро и других подземных сооружений.
 
Основание ответственности: п. 4.1 должностной инструкции бригадира производственной бригады подземного участка гор­нопроходческих работ, утвержденной генеральным директором ОАО.
 
2. Начальник подземного участка горнокапитальных работ, который не принял мер по организации работ по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования при помощи средств механизации.
 
3. Главный инженер ОАО, который не обеспечил разработку в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.
 
Акт был подписан всеми членами комиссии, проводившей расследование несчастного случая. Вместе с тем, председатель комиссии – главный государственный инспектор труда не со­гласился с выводами об основной причине несчастного случая и включением бригадира С. в перечень лиц, допустивших наруше­ние требований охраны труда, считая, что причина «непринятие достаточных мер по установке ЩАВР в устойчивое положение» не может являться основной причиной несчастного случая, так как п. 3.1.29 Инструкции по охране труда для лиц, занятых на монта­же постоянных устройств линии метро и других подземных соору­жений, не содержит конкретных мер по обеспечению устойчивого положения тяжеловесного оборудования при его установке: «При установке, монтаже и перемещении оборудования, конструкций и монтажных элементов должны приниматься меры, предупрежда­ющие опрокидывание или смещение их под действием собствен­ного веса или по другим причинам». В связи с этим он считал не­правомерным возложение ответственности за нарушение данного пункта инструкции на бригадира, поэтому подписал акт с изло­жением своего особого мнения (один против восьми).
 
На основании особого мнения председателя комиссии замес­титель руководителя государственной инспекции труда в данном регионе РФ, являющийся представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение госу­дарственного надзора и контроля за соблюдением трудового за­конодательства, принял решение о проведении дополнительного расследования (ст. 231 ТК РФ), которое поручил другому главно­му государственному инспектору труда.
 
В результате дополнительного расследования, проведенного единолично другим главным государственным инспектором тру­да, причина несчастного случая, считавшаяся основной, была ис­ключена из содержания акта, а бригадир С. – выведен из числа лиц, допустивших нарушение требований охраны труда.
 
Главный государственный инспектор труда составил заклю­чение о несчастном случае на производстве и выдал предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представите­лем), в котором обязал составить новый акт формы Н-1, содержа­ние которого должно соответствовать сделанным выводам. Во исполнение данного предписания работодатель составил новый акт формы Н-1 и выдал его пострадавшему.
 
Председатель территориального объединения организаций профсоюзов обратился в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного над­зора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, за разъяснением о правомерности действий государ­ственной инспекции труда в данном регионе РФ, так как считал, что здесь главный государственный инспектор труда является не арбитром, а непосредственным участником спора.
 
Руководителю государственной инспекции труда следует или согласится с мнением большинства членов комиссии (всех ее чле­нов, за исключением председателя), или обратиться в суд о при­знании незаконным акта о расследовании несчастного случая. В Положение не зря введена норма, устанавливающая порядок рассмотрения разногласий, возникших между членами комиссии, чтобы исключить диктат государственного инспектора труда, ибо в комиссии все имеют одинаковые права.
 
При дополнительном расследовании главный государствен­ный инспектор труда не вправе своим заключением, составлен­ным по материалам расследования несчастного случая, разрешать данный спор, игнорируя мнение большинства членов комиссии, являющихся представителями органов и организаций, право ко­торых на участие в расследовании закреплено в ст. 229 ТК РФ. Кроме того, не были приняты во внимание требования ст. 229.3 ТК РФ о привлечении к участию в дополнительном расследова­нии профсоюзного инспектора труда.
 
В ответе сообщалось, что федеральный орган исполнитель­ной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, не усматривает оснований для отмены заключения главного государственного инспектора труда (по охране труда). Руководитель государственной инспекции труда также обратил внимание, что одной из основных задач профессиональных сою­зов является защита прав и интересов работников, а бригадир С. является членом профсоюзного комитета и в соответствии с про­фессиональным статусом относится к категории рабочих, поэтому выводы комиссии в отношении его необъективны. По этой причи­не было принято решение проводить дополнительное расследование несчастного случая без участия профсоюзного инспектора труда, который согласился с выводами комиссии и подписал акт о расследовании без замечаний.
 
Заметим, что при отсутствии веских оснований (не проведен вводный инструктаж по охране труда на рабочем месте; перед до­пуском к самостоятельной работе не было стажировки; не прово­дилось обучение и проверка знаний по охране труда; инструкции по охране труда не соответствуют требованиям нормативных ак­тов по охране труда; проекты производства работ и технологичес­кие карты не содержат необходимых мер безопасности; отсутству­ют средства индивидуальной защиты и т.д.) нормами ТК РФ не предусматривается исключение из числа лиц, допустивших нару­шение требований охраны труда, самих пострадавших и других лиц, относящихся в соответствии с профессиональным статусом к категории рабочих, в том числе являющихся членами профсоюз­ного комитета организации.
 
Необходимо еще раз напомнить, что п. 24 Положения уста­навливает порядок разрешения разногласий, возникших в ходе расследования несчастного случая между членами комиссии: каждый из них, не согласный с решением большинства ее членов, подписывает акт о расследовании с изложением своего аргумен­тированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования. В рассматриваемом случае с решением большинства членов комиссии об основной причине несчастного случая и возложени­ем ответственности за нее на бригадира С. не согласился предсе­датель комиссии, которому самому пришлось писать особое мне­ние. Этот факт подчеркивает равенство между собой всех членов комиссии, включая ее председателя. Содержание акта о рассле­довании соответствовало выводам членов комиссии, оказавшихся в большинстве.
 
Согласно п. 24 Положения особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые (с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая) принимают ре­шение о целесообразности обжалования выводов комиссии в по­рядке, установленном ст. 231 ТК РФ. На этом действие правовых норм п. 24 Положения заканчивается.
 
Статьей 231 ТК РФ предусмотрен как досудебный, так и су­дебный порядок рассмотрения разногласий по вопросам рассле­дования, оформления и учета несчастных случаев, расследование которых завершено. Здесь же установлен исчерпывающий пере­чень органов, которым предоставлено право досудебного рассмот­рения указанных разногласий. В частности, в досудебном порядке указанные разногласия подлежат рассмотрению и разрешению в Федеральной службе по труду и занятости и ее территориаль­ных органах – государственных инспекциях труда в субъектах РФ. Решения государственного инспектора труда, принятые им в связи с расследованием, квалификацией, оформлением и учетом несчастных случаев на производстве, могут быть обжалованы ру­ководителю соответствующей государственной инспекции труда в субъекте РФ, в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и заня­тости либо непосредственно руководителю Роструда — главному государственному инспектору труда РФ.
 
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов расследования несчастного случая, включающих особое мнение председателя комиссии, руководитель государственной инспек­ции труда при наличии оснований, содержащихся в ст. 229.3 ТК РФ, вправе принять решение о дополнительном расследовании несчастного случая, поручив его проведение другому государс­твенному инспектору труда.




 
В статье 229.3 ТК РФ установлены конкретные обстоятельства, при наличии которых дополнительное расследование несчастного случая может проводиться государственным инспектором труда без образования комиссии, как правило, с привлечением профсо­юзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установлен­ной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
 
Такое расследование проводится:
  • при выявлении государственным инспектором труда сокры­того несчастного случая;
  • при поступлении жалобы, заявления, иного обращения по­страдавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком род­стве или свойстве (их законного представителя или иного дове­ренного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследо­ванию несчастного случая;
  • при получении сведений, объективно свидетельствующих о допущенных работодателем (или комиссией) нарушениях уста­новленного порядка расследования несчастного случая.
При этом по результатам дополнительного расследования го­сударственный инспектор труда составляет заключение о несчаст­ном случае на производстве и выдает работодателю предписание, являющееся обязательным для выполнения.

Основными нарушениями порядка расследования, оформле­ния и учета несчастных случаев на производстве являются:
 
  • расследование несчастных случаев комиссиями ненадлежа­щего состава;
  • нарушение установленных сроков расследования несчаст­ных случаев;
  • несоответствие причин несчастного случая, установленных в ходе расследования, фактическим обстоятельствам происшествия;
  • необоснованное возложение вины в происшедшем несчаст­ном случае на пострадавшего;
  • необоснованное освобождение от ответственности должност­ных лиц, ответственных за допущенные нарушения требований охраны труда;
  • нарушения в оформлении материалов расследования, в том числе актов формы Н-1;
  • необоснованная квалификация несчастных случаев как не связанных с производством.
Перечень указанных в ст. 229.3 ТК РФ оснований ограничен и расширенному толкованию не подлежит. Иных оснований для составления государственным инспектором труда заключения по несчастному случаю действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами не установлено. Следователь­но, при наличии упомянутых оснований требования заключения и предписания государственного инспектора труда могут считать­ся правомерными и являться обязательными для работодателя.
 
Подчеркнем, что заключение составляется по результатам до­полнительного расследования несчастного случая, проведенного государственным инспектором труда, а не по материалам рассле­дования несчастного случая, проведенного комиссией, как иногда происходит (например, тяжелый несчастный случай с К.). Если пострадавший К. или члены его семьи (их доверенные лица) не обращались в государственную инспекцию труда с за­явлением о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, основанием для проведения дополнительного расследования могут быть только допущенные ею нарушения установленного порядка расследования.
 
Для выявления нарушений обратимся к материалам рассле­дования тяжелого несчастного случая с К.
 
Максимальное количество членов комиссии, участвующих в расследовании, нормами ТК РФ и Положения не регулируется, а диктуетея исключительно целесообразностью. Как известно, ин­тересы представителей организации и других членов комиссии иногда не совпадают. Поэтому важно, чтобы при формировании комиссии соблюдалось паритетное представительство.
 
В рассматриваемом случае такой принцип был нарушен. До­пущено количественное преимущество представителей органи­зации – четверо из девяти. Если с их выводами согласится еще один член комиссии, то на основании п. 24 Положения они, бу­дучи в большинстве, в случае разногласий могут принять реше­ние в интересах организации (работодателя). Так фактически и получилось, что считается упущением главного государственного инспектора труда. Если включение в состав комиссии инженера по охране труда и главного механика было признано необходи­мым, им следовало придать статус лиц, принимавших участие в расследовании несчастного случая, без права подписи акта о рас­следовании.
 
В составе комиссии отсутствовали представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного предста­вительного органа работников и уполномоченный по охране труда, то есть расследование тяжелого несчастного случая с К. проводилось комиссией ненадлежащего состава, что может иметь решающее значение для оценки принятых ею решений как юридически не­действительных и подлежащих отмене. Наличие в составе комис­сии профсоюзного инспектора труда не является основанием для невключения в нее представителя выборного органа первичной профсоюзной организации и уполномоченного по охране труда. Таким образом, у руководителя государственной инспекции тру­да уже имелось веское основание для принятия решения о допол­нительном расследовании тяжелого несчастного случая с К.




 
На начальном этапе расследования главному государственно­му инспектору труда необходимо было сделать предварительные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Если им мог быть главный инженер ОАО, вывести его из состава комиссии, оставив в ней только его заместителя – главного механика. Не следовало ставить человека в затруднительное положение, когда он вынужден подписывать (или не подписывать) акт, в котором отмечено, что главный инженер ОАО, коим он яв­ляется, находится в списке лиц, допустивших нарушения требо­ваний охраны труда. Как же он будет защищаться в дальнейшем, например, при разбирательстве несчастного случая в правоох­ранительных органах?
 
Необходимо учитывать, что в ст. 51 Кон­ституции РФ говорится, что никто не обязан свидетельствовать против себя. Поэтому каждый гражданин вправе решать: свиде­тельствовать против себя или отказаться от дачи показаний. Та­ким образом, можно сделать вывод: член комиссии вправе не под­писывать акт о расследовании несчастного случая, если он указан в числе лиц, допустивших нарушение требований охраны труда. Заметим, что ранее действовавшее Положение о расследовании несчастных случаев на объектах Госгортехнадзора учитывало по­добную ситуацию.
 
Акт о расследовании несчастного случая – самостоятельный юридический документ, содержащий сведения о пострадавшем и его обучении по охране труда, характеристике места происшест­вия, обстоятельствах и причинах несчастного случая, а также о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда. Вместе с тем, из содержания акта нельзя понять, что означает «в момент несчастного случая щит был установлен в проектное положение».
 
На какое основание он был установлен и как к нему закреплен, были ли вынуты из-под него катки (трубы), почему он начал па­дать? Представляется, что ЩАВР, имеющий размеры основания 2450 х 800 мм, при установке на бетонный пол будет стоять ус­тойчиво без дополнительных креплений и не должен упасть при отсутствии воздействия внешней силы. Комиссия не установила конкретной причины падения щита, а ограничилась общей фор­мулировкой «непринятие достаточных мер по установке в устой­чивое положение оборудования». Значит, какие-то меры, о кото­рых комиссия умалчивает, все же были приняты. Какие меры?
 
В описании обстоятельств отсутствуют сведения, кто из ответ­ственных должностных лиц выдал задание и руководил производ­ством работ по перемещению ЩАВР. Текст загроможден сведени­ями, изложение которых не требуется подстрочным пояснением к заполнению данного пункта (перечисление протоколов опроса по­страдавшего, очевидцев и других лиц). Повторно излагаются сведе­ния: в начале описания обстоятельств указано, что работы по пере­мещению ЩАВР производились вручную, а в конце текста еще раз подчеркнуто, что щит перемещался и устанавливался без средств механизации. В то же время сведения, раскрывающие конкретную причину несчастного случая, не приводятся.
 
В акте не указаны профессиональный статус пострадавшего и очевидцы – члены бригады, проводившие перемещение щита; время происшествия установлено примерно; стаж работы указан с добавлением нуля (07 лет 08 месяцев), в строке «оборудование, ис­пользование которого привело к травме» указан ЩАВР, хотя сама же комиссия установила, что он перемещался и устанавливался работниками без средств механизации (в данном случае щит не яв­ляется оборудованием, использование которого привело к травме).
 
Перемещение и установка ЩАВР без применения средств механизации является нарушением требований охраны труда, а не причиной несчастного случая, так как на момент его происше­ствия щит уже был установлен в проектное положение. Данная причина имела бы место, если несчастный случай произошел во время перемещения щита, но этого, к счастью, не произошло.
 
Из анализа изложенного следует: в связи с нарушением по­рядка расследования у руководителя государственной инспекции труда имелось достаточно оснований для принятия решения о до­полнительном расследовании тяжелого несчастного случая с К.
 
Заместитель руководителя государственной инспекции труда своим распоряжением обязал другого государственного инспекто­ра труда в соответствии с требованиями п. 24 Положения провести дополнительное расследование тяжелого несчастного случая с К. в сроки, установленные ст. 229.1 ТК РФ. Вместе с тем, п. 24 Поло­жения не является основанием для проведения дополнительного расследования, а других оснований в распоряжении не приводит­ся. В нем лишь отмечено, что с причинами несчастного случая согласны большинство членов комиссии. Председатель комиссии подписал акт с изложением своего особого мнения.
 
Таким образом, не назвав в распоряжении в качестве основа­ния для проведения дополнительного расследования получение сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования (ст. 229.3 ТК РФ), заместитель руководителя госу­дарственной инспекции труда изначально дал повод о признании его юридически недействительным и подлежащим отмене.
 
Дополнительное расследование тяжелого несчастного случая с К. главным государственным инспектором труда проводилось единолично, без привлечения профсоюзного инспектора труда. Ссылка, что тот подписал акт о расследовании несчастного слу­чая, проведенного комиссией, без замечаний, не является основанием не привлекать профсоюзного инспектора труда к участию в дополнительном расследовании (в нем мог принять участие и другой профсоюзный инспектор труда). Причина кроется в том, что заключение главного государственного инспектора труда со­ставлено по материалам расследования, проведенного комисси­ей, образованной генеральным директором ОАО, а не по резуль­татам дополнительного расследования, проведенного им лично. Возможно, что оно действительно не проводилось. Следовательно, заключение и предписание главного государственного инспекто­ра труда могут считаться неправомерными и необязательными для работодателя.
 
Как уже указывалось, п. 24 Положения не является основанием для проведения дополнительного расследования, а вот п. 38 Поло­жения предусматривает оформление акта установленной формы (форма 4), но не заключения. Приведенная в качестве основания причина дополнительного расследования «в связи с несогласием с решением комиссии по расследованию тяжелого несчастного слу­чая с К.» не содержится в ст. 229.3 ТК РФ.
 
Главный государственный инспектор труда при составлении заключения исключил основную причину тяжелого несчастного случая, установленную комиссией по его расследованию, и вывел бригадира С. из числа лиц, допустивших нарушение требований охраны труда. При составлении вводной части не приняты во внимание подстрочные пояснения, которыми не предусматрива­ется перечислять фамилии, инициалы, должности, место работы членов комиссии, излагать причины несчастного случая с приве­дением нарушенных законодательных или иных нормативных правовых актов, выписок из них и др. Это затрудняет восприятие изложенного. В остальном заключение содержит все недостатки, имеющиеся в акте о расследовании.
 
Согласно заключению главного государственного инспектора труда основной причиной несчастного случая является переме­щение и установка тяжеловесного оборудования (ЩАВР) массой 660 кг без применения подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.
 
Сопутствующая причина несчастного случая – отсутствие в проекте производства работ на монтаж эскалаторов способов по перемещению и установке крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.
 
Напомним, что тяжелый несчастный случай с К. произошел не во время перемещения щита вручную, а когда он уже был установлен в проектное положение и необходимость в средствах механизации отпала. В то же время главным государственным инспектором труда не установлена причина падения щита, т. е. основная причина несчастного случая, следовательно, не достиг-' нута главная цель дополнительного расследования.
 
Подобные выводы главного государственного инспектора тру­да не поддаются пониманию, поэтому им трудно давать оценку.
 
Подводя итоги, приходим к следующим выводам:
 
1. В случае разногласий, возникших между членами комис­сии, когда председатель комиссии – государственный инспектор труда остался в меньшинстве и вынужден подписывать акт о рас­следовании с изложением своего особого мнения, руководитель государственной инспекции труда при рассмотрении материалов расследования в соответствии со ст. 231 ТК РФ вправе принять ре­шение о проведении дополнительного расследования несчастного случая другим государственным инспектором труда при наличии оснований, перечисленных в ст. 229.3 ТК РФ, при:
 
  • поступлении жалобы, заявления, иного обращения по­страдавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком род­стве или свойстве (их законного представителя или иного дове­ренного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследо­ванию несчастного случая;
  • получении сведений, объективно свидетельствующих о до­пущенных работодателем (комиссией) нарушениях установлен­ного порядка расследования несчастного случая.
В распоряжении руководителя государственной инспекции труда должны быть указаны причины и основания проведения дополнительного расследования, соответствующие перечню, со­держащемуся в ст. 229.3 ТК РФ.
 
2. Дополнительное расследование несчастного случая госу­дарственный инспектор труда должен проводить, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходи­мости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительно­го органа страховщика.
 
Исходя из содержания ст. 229.3 ТК РФ следует, что привлече­ние профсоюзного инспектора труда к участию в дополнительном расследовании несчастного случая является обязательной нормой и осуществляется государственным инспектором труда по согла­сованию с соответствующим профсоюзным органом. Выражение «как правило» означает, что при наличии веских оснований до­пускается исключение из данной нормы.
 
Несоблюдение данных требований является нарушением норм ст. 229.3 ТК РФ, что может, при наличии спора, являться до­полнительным основанием для признания выводов государствен­ного инспектора труда по результатам дополнительного рассле­дования несчастного случая как юридически недействительных и подлежащих отмене.




 
Необходимость привлечения к участию в дополнительном расследовании несчастного случая представителей соответствую­щего федерального органа исполнительной власти, осуществля­ющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) определяется государственным инспектором труда; при этом кандидатуры при­влекаемых представителей согласовываются с руководителями данных органов.
 
3. При составлении заключения государственный инспектор труда обязан руководствоваться подстрочными пояснениями, содержащимися во вводной части и в соответствующих пунктах заключения; во вводной части заключения должны указываться причины и основания проведения дополнительного расследова­ния в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 229.3 ТК РФ.
 
4. Заключение является обязательным для работодателя, ког­да оно составлено по материалам расследования, проведенного комиссией и лично государственным инспектором труда.
 
5. Заключение не должно содержать нарушений, имеющихся в акте о расследовании, оформленном комиссией. К его составле­нию необходимо подходить ответственно, не спешить, выверять каждое предложение, соблюдать общую, правовую и техническую грамотность. Небрежно оформленное и небезупречное в право­вом и техническом отношении заключение порождает сомнения в содержащихся в нем выводах, а также в профессионализме его составителя.
 
Из всего вышеизложенного следует, что дополнительное рас­следование тяжелого несчастного случая с К. главным государ­ственным инспектором труда проведено и оформлено с наруше­ниями правовых норм ТК РФ, поэтому его, при необходимости, можно оспорить в судебном порядке.
 
И. Цветков
 
Источник: «Библиотека инженера по охране труда», № 12 (126), 2010.