Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Смерть при несчастном случае − смерть насильственная
16 февраля 2016 г.
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ
Не обязательны рекомендации комиссии и для предпринимателей, так как комиссии по расследованию несчастного случая не несут ответственности за исход своих рекомендаций. Прокуратура по результатам расследований отдельных несчастных случаев эпизодически инициирует следственные действия, но это, как правило, происходит тогда, когда и следов не осталось от вещественных доказательств, а среди свидетелей состоялся явный сговор.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Надо понимать, что практика расследования несчастных случаев на производстве сложилась не сегодня. При этом нечего думать и о привлечении следователей к расследованию всех несчастных случаев с тяжелым исходом. Следователей на это может не хватить, и не каждый следователь может быть допущен, например, в горные выработки. Решение проблемы видится в ином направлении. Надо, исходя из существующих возможностей, использовать то обстоятельство, что несчастные случаи (в том числе групповые) с тяжелым или со смертельным исходом расследуются специальными комиссиями, которыми, как правило, руководят должностные лица федерального органа исполнительной власти. Это федеральные инспекторы Гострудинспекции или Ростехнадзора. Поэтому на них можно распространить действие статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Необходимо предоставить им полномочия органов дознания и поручить им производство неотложных следственных действий при расследовании несчастных случаев с тяжелым исходом. Это, во-первых.
Во-вторых, необходимо деятельность экспертов и специалистов, привлекаемых к расследованию несчастных случаев с тяжелым исходом, организовать в соответствии с требованиями Уголовно- процессуального кодекса РФ к судебной экспертизе.
В-третьих, работу специальной комиссии по расследованию несчастного случая и документальное оформление ее результатов в акте специального расследования несчастного случая осуществлять в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ к процедуре производства неотложных следственных действий. Условия реализации Для реализации указанных предложений не потребуется значительных дополнительных ресурсов. Безусловно, от работников федеральных органов исполнительной власти, занятых в сфере надзора и контроля охраны труда, промышленной и экологической безопасности, потребуются определенные усилия по освоению знаний и навыков, необходимых дознавателю, то есть освоению и использованию при расследованиях несчастных случаев отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В равной степени это относится к экспертам и специалистам, привлекаемым к расследованию несчастных случаев. Однако все это не внесет каких-либо существенных изменений в сложившуюся привычную процедуру ведения расследования несчастных случаев. Дополнения коснутся, главным образом, процедуры ведения и порядка документирования результатов расследования несчастного случая. Деятельность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области надзора и контроля охраны труда и промышленной безопасности в качестве дознавателя и одновременно руководителя комиссии по расследованию несчастного случая завершается с момента передачи акта по расследованию несчастного случая в прокуратуру.
Все необходимые в дальнейшем следственные действия естественным образом должны будут переходить в следственные органы. По крупным авариям с групповыми несчастными случаями следственные органы могут начать свои следственные действия, введя своего представителя в состав комиссии по расследованию несчастного случая. При этом с работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области надзора и контроля охраны труда и промышленной безопасности права и обязанности дознавателя не снимаются.
ОЖДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Предварительное расследование несчастного случая в форме дознания, проводимое работниками государственного надзора и контроля охраны труда и промышленной безопасности, позволит:
- вовлекать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю охраны труда и промышленной безопасности в выявление и расследование нарушений законодательства РФ в области охраны труда и промышленной безопасности и тем самым снизить нагрузку на следственные органы по ведению следственных действий;
- повышать достоверность результатов расследования несчастных случаев за счет снижения ложных свидетельствований и повышения оперативности расследования «по горячим следам»;
- акт специального расследования несчастного случая делать пригодным для непосредственного использования в судопроизводстве;
- повысить исполнение законодательства по охране труда и промышленной безопасности, снизить аварийность и производственный травматизм;
- повысить роль и авторитет работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю охраны труда и промышленной безопасности;
- исключить дублирование в деятельности органов исполнительной власти, повысить оперативность расследования и рассмотрения уголовных дел, связанных с несчастными случаями на производстве. В результате возрастет качество расследования несчастных случаев за счет повышения достоверности выявленных обстоятельств и причин их возникновения и, как следствие этого, возрастет эффективность принимаемых решений по снижению риска несчастных случаев. В итоге усилится механизм мотивации работников к безопасному поведению и безопасному ведению работ за счет реализации принципа неотвратимости наказания. Безнаказанность как явление, как причина многих несчастий существенно снизится.
ВЫВОДЫ
1. Смерть в результате несчастного случая на производстве, как любая насильственная смерть, с самого начала «по горячим следам» должна расследоваться по процедуре дознания, по процедуре предварительного следствия, указанного в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ.
2. Необходимо должностных лиц федеральных органов государственной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, наделить полномочиями органов дознания и поручить производство неотложных следственных действий по несчастным случаям (в том числе групповым), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо по несчастным случаям (в том числе групповым) со смертельным исходом в соответствии с положениями Уголовно- процессуального кодекса РФ.
Для этого достаточно в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ в статью 40 «Орган дознания» в пункт 1 «К органам дознания относятся» в качестве дополнительного подпункта 5) добавить: «федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и промышленной безопасности».
3. Деятельность экспертов и специалистов, привлекаемых к работе в комиссии по расследованию несчастных случаев, также должна быть организована в соответствии с процедурой исполнения судебной экспертизы.
д-р техн. наук, проф.,
заведующий лабораторией ОАО «НЦ ВостНИИ»,
В.А. Фроленков,
следователь Ленинск-Кузнецкого
межрайонного следственного отдела,
А.И. Фомин,
д-р техн. наук,
ведущий научный сотрудник ОАО «НЦ ВостНИИ»
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
Примите участие в нашем обучающем семинаре:
«Обучение лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда»
Семинар состоится: 25 февраля 2016 года, в 10-00.
Место проведения: г. Москва, проезд Березовой Рощи, д. 4, оф. 201.
Семинар проводит: Светлана Андреевна УВАРОВА, ведущий специалист с многолетним практическим опытом в области охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда.
В программе семинара:
- Цели и задачи охраны труда.
- Взаимосвязь задач по улучшению условий труда с политикой организации в области охраны труда.
- Цель специальной оценки условий труда.
- Общие принципы проведения специальной оценки условий труда.
- Общие положения и порядок подготовки организации к проведению специальной оценки условий труда.
- Права и обязанности работодателя, работников, комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее экспертов.
- Юридические аспекты использования Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов.
- Нововведение российского законодательства — процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
- Порядок и особенности процедуры декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Тема 5. Процедура проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов
- Порядок и особенности процедуры проведения исследований (испытаний) и измерений.
- Методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений.
- Требования к средствам измерений.
- Классификация условий труда.
- Процедуры, предусмотренные методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты.
- Расчетные показатели, определяемые при осуществлении процедуры оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты.
- Порядок реализации комплексной оценки эффективности средств индивидуальной защиты.
- Аналогичные рабочие места и рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами.
- Специальная оценка условий труда для отдельных категорий работников.
- Порядок и основания проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Тема 8. Результаты специальной оценки условий труда
- Документы, входящие в отчет о проведении специальной оценки условий труда.
- Порядок утверждения отчета, ответственность за предоставление отчетных документов в Федеральную государственную информационную систему учета.
В ходе обучения будут рассмотрены актуальные вопросы порядка проведения специальной оценки условий труда. По итогам обучения слушатели получат документ о повышении квалификации, необходимый для прохождения аттестационного испытания в Минтруде России для лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда. Обучение ориентировано, прежде всего, на лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право проведения специальной оценки условий труда. Экспертам, уже получившим сертификат, обучающий курс позволит более углубленно изучить все этапы специальной оценки условий труда.
Стоимость участия в семинаре: 20 000 рублей.