Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
«Со мной такого точно не случится»: почему люди на заводах гибнут за металл
13 февраля 2017 г.
Из мониторинга ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России:
Фондом социального страхования Российской Федерации в 2015 году было зарегистрировано 42 811 страховых случаев, связанных с производственным травматизмом, что ниже аналогичного показателя 2014 года на 9,8 % (на 4 642 случая). По данным Федеральной службы по труду и занятости, в результате несчастных случаев на производстве в 2015 году в Российской Федерации в организациях всех видов экономической деятельности погибло 2089 работников, что на 255 человек (на 10,9 %) меньше, чем в 2014 г. (2 344 человека).
Сваливать человеческие жизни и увечья только на безответственность промышленников нельзя: многие предприятия инвестируют немалые деньги в повышение безопасности производства, приобретая новые технологии и оборудуя цеха с учетом всех требований. По данным Роструда, в 2016 году 146 тыс. организаций провели специальную оценку условий труда своих работников. Территориальные органы ведомства зарегистрировали почти 57 тыс. деклараций соответствия условий требованиям охраны труда, касающихся более 1,5 млн работников.
Однако ни одна технология защиты не будет работать, если сам человек не будет соблюдать банальные правила безопасности.
Иван МАУРАХ отметил: «Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда попасть на какой-либо объект можно было, только пройдя инструктаж по технике безопасности. Где были ваши мысли, когда вам зачитывали все эти правила? Слушали вы инструктора или прикидывали в этот момент картинку для будущего текста? Так называемый человеческий фактор – вот основная причина большинства случаев производственного травматизма».
Именно «человеческий фактор» чаще всего фигурирует в отчетах по производственному травматизму, которые готовят для Минтруда. На это словосочетание списывают безответственность, невнимательность, усталось работника. Но такой подход в корне неверен, считает автор «Осознанной безопасности».
Иван МАУРАХ также отмечает: «Если человек способен отрицательно влиять на собственную безопасность, значит он может делать это и в противоположном, позитивном, ключе. Все зависит от культуры, принятой на данном производстве, ценностей, которые транслирует руководство. Конечно, там, где говорят «план любой ценой», безопасность отходит на последнее место. Поменяв ценности, можно добиться и главной цели – ноль случаев производственного травматизма».
Путь к нулевому травматизму – это комплекс мер. Безопасность нужно обеспечивать технически. Когда руководители экономят на закупке средств индивидуальной защиты, о какой осознанной безопасности может идти речь?
Конечно, такие случаи – не самая распространенная практика. Большинство производств заинтересованы в создании безопасных условий работы. Скажем, на таком опасном производстве, как «Гайский ГОК» (предприятие УГМК), внедрили «Большого брата» – автоматизированную систему позиционирования горнорабочих и транспорта на подземном руднике. Каждый, кто спускается в шахту, получает оборудование с датчиками, сигналы с которых поступают в диспетчерскую. Благодаря программному обеспечению диспетчер подземного рудника в режиме реального времени может точно сказать, на каком участке работает конкретный человек.
Другой пример того же холдинга: водители в автотранспортном цехе «Уралэлектромеди» перед рейсом должны побывать в специальном «кабинете управления стрессом». Шоферы проходят обязательный медицинский контроль и оценку психоэмоционального состояния. Если у человека стресс, компьютер это покажет, а шофера быстро приведут в форму, как в SPA-салоне – с помощью цветотерапии, аромалечения, массажа и витаминов. По статистике предприятия, после внедрения этой методики оценки состояния водителей число ДТП с их участием снизилось в пять раз.
ИСКОРЕНЯЕМ ОПАСНУЮ ПРАКТИКУ
Впрочем, травмы случаются и на тех производствах, где жизнь сотрудников ценят больше дохода, который этот работник может принести.
Участники тренинга по осознанной безопасности, прошедшего в Техническом университете УГМК, – топ-менеджеры и главные инженеры опасных производств – вместе с Иваном МАУРАХОМ вывели, пожалуй, главную причину несчастных случаев: уверенность человека в том, что с ним такого не случится.
Иван МАУРАХ считает, что в основе опасной практики лежит, как бы странно это ни звучало, безопасность. Человек раз за разом лезет на высоту три метра без специального страхового снаряжения – и раз за разом с ним ничего не случается. Это закрепляется как норма. «Прошлые 99 раз ничего не было, и в этот обойдется», – так думает он. Но в сотый раз он срывается с лестницы и травмируется или погибает.
«Впервые за много лет топ-менеджеры предприятий холдинга собрались вместе, чтобы обсудить не задачи производства, а вопросы безопасности труда. Традиционно обучение по таким вопросам проходили только профильные специалисты. В конце прошлого года мы разработали целую программу профилактики травматизма, – отмечает Нина НОВИКОВА, руководитель департамента по маркетингу и продажам, начальник управления дополнительного профессионального образования Технического университета УГМК. – Экспертами выступили инженеры-металлурги и специалисты по горному делу. До конца года к нам приедут еще более 200 работников предприятий – это люди, задействованные на всех ступенях производственного контроля.
К слову, такое поведение («у меня все под контролем») характерно не только для работников на производстве. Многие ежедневно практикуют опасное поведение: я, например, регулярно просматриваю сообщения в редакционном чате «Телеграма» или читаю новости, управляя при этом автомобилем. Задним умом понимаешь, что подвергаешь опасности не только свою жизнь, но и жизни ни в чем не повинных людей в соседних авто, однако смартфон жужжит – надо же посмотреть, вдруг что-то важное написали. Если вы скажете, что сами так никогда не делаете, думаю, вы слукавите. Может, пора уже сделать осознанный выбор в пользу безопасности? Инструменты для этого есть.
«Чтобы прекратить опасную практику, существует определенный алгоритм, – отметил Иван МАУРАХ. – Ответственный руководитель, каждый раз сталкиваясь с нарушением, должен «прогнать» работника через несколько вопросов».
1. Что ты сейчас делал? Нарушитель должен сказать, что он, к примеру, выполнял работы на высоте, не застегнув каску и не пристегнувшись страховочным ремнем.
2. Что тебе было важнее: результат, собственный комфорт или соблюдение правил техники безопасности? Понятно, что если работы проводились без соблюдения правил ТБ, в приоритете были не они. Нарушитель должен сам проговорить это вслух, чтобы осознать.
3. Какую цену ты можешь заплатить сейчас и потом, если и в дальнейшем будешь так же расставлять приоритеты? Если нарушитель говорит только о штрафе, который ждет его за несоблюдение техники безопасности, это тупик. Штрафные санкции никогда не дают нужного эффекта. Важно, чтобы рабочий понял, что он рисковал собственной жизнью, что мог оставить без средств существования свою семью, что рисковал жизнями коллег: приняв его поведение за верное, они могут так же наплевательски относиться к требованиям безопасности.
«Если человек не кривил душой, отвечая на эти вопросы, у него складывается четкая связь между своим поведением и его последствиями. И чем чаще коллеги будут одергивать тех, кто не соблюдает ТБ, тем ближе будет цель «ноль»», – отмечает Иван МАУРАХ. И приводит такой пример.
На начальном этапе освоения нефтегазовых месторождений Севера на Ямале и в ХМАО трудилось немало семейных бригад, работавших вахтовым методом. Постепенно такие бригады заменялись сборными. «Так вот в тех коллективах, где каждый друг другу «сват-брат-кум», травматизм был близок к нулю – потому что каждый отвечал за другого, страховал его», – рассказывает бизнес-тренер. Это и есть та культура безопасности, которую необходимо сделать единственно возможной на производствах. Чтобы у каждого руководителя (как и у каждого, кто ведет личный автомобиль или выполняет какие-то опасные работы для собственных нужд) была одна цель: человек должен вернуться домой живым и невредимым.
Источник публикации: 66.ru.