Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
«Да», «нет», «не знаю» или сложные вопросы методологии аттестации рабочих мест
23 августа 2013 г.
В конце прошлого года ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда «ОЛС-комплект» (аккредитованная организация, оказывающая услуги в области охраны труда. Зарегистрирована в Реестре за №2 от 19.07.2010) направил официальные письма в 83 субъекта Федерации – в республиканские Министерства труда, департаменты труда и занятости, управления по труду и социальным вопросам.
Дело в том, что аттестующие организации сталкиваются с определенными сложностями в координации работы с органами государственной экспертизы условий труда, поскольку в субъектах РФ со стороны государственных экспертов имеет место различное толкование одних и тех же норм права. Единообразного подхода в толковании таких правовых норм, а также четких рекомендаций и разъяснений по их применению не имеется.
Это приводит к невозможности следовать букве закона, а также влечет за собой получение отрицательных экспертных заключений. Что сказывается на сроках работ по договору в связи с корректировками материалов аттестации и негативным образом отражается на репутации компании.
Вот специалистов и попросили дать разъяснения по некоторым вопросам, которые на практике чаще всего вызывают споры и противоречия.
Всего было задано 10 вопросов.
На сегодняшний день от специалистов получено 55 писем.
Итак, что показало это небольшое социологическое исследование.
– Необходимо руководствоваться Постановлением №298/П-22 – 5 ответов.
– Надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 №870 – 7 ответов.
Как видим, ответы противоречивые.
Кроме того, несколько представителей госслужб высказали особое мнение.
Так, чиновники Алтайского края полагают, что «Постановление №298/П-22 не применяется в связи с определением ВС РФ, Постановление №870 не доработано, в связи с чем следует руководствоваться нормативными документами бывшего СССР со ссылкой на ст. 423 ТК РФ».
В Иркутской области «Дополнительный отпуск и сокращенная рабочая неделя предоставляются по Постановлению №870; доплаты – по Постановлению №387/22-78 (ссылка на письмо МЗСР №22-2-15/4)».
Чиновники из Тверской области затруднились дать прямой ответ, справедливо заметив, что «в настоящее время даже у МЗСР отсутствует единое мнение по поставленному вопросу» (МЗРС – быв. Минздравсоцразвития. – Прим.ред.).
– Да, – ответили только представители Кабардино-Балкарской Республики, считая, что основанием служит Приложение №3 к Порядку №342н, п. 9, последний абзац.
– Нет, – дали ответ представители 14 регионов.
В данном вопросе эксперты проявили относительное единодушие.
Окончательную ясность внесло Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 г., в котором, в частности, говорится, что «постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. №298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», а также Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. №273/П-20, не подлежат применению, поскольку противоречат Трудовому кодексу РФ и являются недействующими».
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА
«Однако позднее было вынесено противоположное судебное решение высшей инстанции, – отметил научный сотрудник Клинского института охраны и условий труда, научный редактор, обозреватель информационного портала «Труд-Эксперт. Управление» Игорь ВОЛОШИН. – По рассмотренному судебному иску Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 отменила Определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2012 г. о прекращении производства по делу по заявлению Открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» и направила данное гражданское дело в суд первой инстанции для его дальнейшего рассмотрения по существу».
«14 января 2013 года Верховный Суд Российской Федерации вынес решение по иску ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по делу № АКПИ12-1570 «О признании недействующими п. 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» и абз.1 п.1, абз.1 п. 4 Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20».
Верховный Суд Российской Федерации решил в удовлетворении иска ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» отказать. Следовательно, указанные выше документы – Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. №298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», а также Инструкция, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. №273/П-20 – являются действующими».
Разъяснения Минруда России
Решение Верховного суда от 14.01.2013 г.
– Приоритетнее Таблица № 1 – 6 ответов.
– Приоритетнее Таблица № 2 – 7 ответов.
– Используется Таблица № 1 – для рабочих, Таблица № 2 – для специалистов – 5 ответов.
В этом вопросе не наблюдается никакого единодушия, более того, специалисты разделились на целых три лагеря – тех, кто полагается на Таблицу 1, 2 и их комбинацию. Но и при наличии, казалось бы, исчерпывающего спектра вариантов нашлись те, кто имеют особое мнение. Так, специалисты Республики Адыгея считают, что «ПДУ шума определяются в соответствии с отраслевыми нормативными документами, а в случае их отсутствия – по Таблице №2».
– Да – 4 ответа.
– Нет – 16 ответов.
В большинстве своем эксперты считают, что нет необходимости вносить подобные указания.
Однако есть и такие, кто выступает за внесение этих данных. Так, чиновники из Пензенской области полагают, что «в строке 060 наличие и продолжительность регламентированных перерывов указывается вне зависимости от наличия перерывов, указанных в п. 5.3 протоколов оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса».
В республике Северная Осетия-Алания не высказывают категоричного мнения, а лишь допускают возможность внесения этих данных: «В строке 060 карты аттестации можно написать о наличии регламентированных перерывов достаточной продолжительности, это не испортит карту аттестации».
– Да – 12 ответов.
– Нет – 8 ответов.
Чиновники из Тверской области дали положительный ответ и аргументировали его тем, что «в п. 5.1.4 Руководства Р 2.2.2006-05 определяется правило расчета степени вредности нескольких вредных веществ однонаправленного действия с эффектом суммации».
Представители Московской области придерживаются мнения, что «Включение в протокол расчета класса условий труда с учетом эффекта суммации не входит в обязательные требования к содержанию протокола, но является рекомендуемым».
Таким образом, общее мнение большинства специалистов можно выразить формулировкой «скорее да, чем нет».
– Да – 7 ответов
– Нет – 15 ответов
Таким образом, две трети ответивших считают, что в случае возникновения подобных нюансов на рабочем месте не стоит и заморачиваться проведением дополнительных оценок. Специалисты из Тверской и Пензенской областей, например, в защиту этой позиции высказывают мнение, что в данном вопросе все «зависит от желания работодателя».
В меньшинстве остались специалисты, которые считают необходимым производить оценку тяжести трудового процесса для обоих полов, и они аргументируют свой подход следующим образом.
Их поддерживают и в Ставропольском крае: «Аттестация рабочих мест проводится с учетом всех возможных вариантов занятости работников, поэтому оценка тяжести трудового процесса проводится раздельно по нормам для мужчин и для женщин (это следует учитывать при установлении комплексной оценки с отражением в карте аттестации рабочего времени), даже если на рабочем месте фактически работает женщина. Оценка для женщин не проводится в случае, если работа включена в Перечень тяжелых работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 162».
Возникновение вопроса связано с наличием аналогичного положения в Разделе 3 «Методических указаний по применению на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 01.12.2008.
– Да – 13 ответов.
– Нет – 5 ответов
– Определяется аттестационной комиссией – 4 ответа
Большинство специалистов придерживаются мнения, что рабочие зоны, в которых работник пребывает менее 5% рабочей смены, можно не учитывать. Но, добавляют некоторые, это возможно только в случае «отсутствия значительного превышения гигиенических нормативов и исходя из особенностей трудового процесса».
– Вредный – 2
– Необходима оценка других показателей – 3
В целом эксперты предлагают отнести подобную ситуацию к допустимому уровню. К классу вредных условий труда оценивают данные условия специалисты из Волгоградской области и республики Северная Осетия-Алания.
Представители Московской области предлагают не оценивать данную ситуацию, а исправлять ее и приводить к норме: «В случае, когда освещенность рабочей поверхности превышает 500 лк, оценка условий труда отсутствует. Аттестационная комиссия должна предусмотреть мероприятия по приведению условий труда на таких рабочих местах в соответствии с требованиями пункта 6.3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
Можно ли отнести СИЗ, предусмотренные п. 19 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, к обязательным, и указать в качестве основания (п. 3.1 Приложения №5 к Порядку №342н) для их выдачи Межотраслевые правила, а не Типовые нормы, как того требует Порядок №342н?
– Да – 9 ответов
– Нет – 10 ответов
Мнения специалистов разделились. Так, эксперты Ставропольского края выступают против использования Медотраслевых правил: «Указание в качестве основания для выдачи СИЗ Межотраслевых правил, а не Типовых норм, является нарушением требований оформления протоколов оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты».
В Саратовской же области сложилось противоположное мнение по данному вопросу: «Указанные средства индивидуальной защиты можно отнести к обязательным с учетом условий и особенностей выполняемых работ, и указать в качестве основания для их выдачи Межотраслевые правила в п. 3.1 приложения №5 к Порядку №342н.
– Да – 10
– Нет – 8
И снова высказываются полярные мнения.
Аргументы специалисты приводят разные. Например, в Волгоградской области считают такие СИЗ обязательными, но при условии, если так решит работодатель вкупе с профсоюзами: «В том случае, если СИЗ, указанные в приложении к Типовым нормам, по решению работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников утверждены локальным документом организации, то данные СИЗ относятся к обязательным».
В Архангельской области хотели бы отнести такие СИЗ к дополнительным, хотя в действующих документах точных критериев для этого нет: «С нашей точки зрения, это дополнительные СИЗ. Однако, четко отнести те или иные СИЗ к формулировкам «обязательным» и «дополнительным», содержащимся в протоколе № 5 к Порядку проведения аттестации, не представляется возможным, так как в Порядке проведения аттестации нет четкой градации по данным категориям».