Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

21 марта 2024 г.

Планируется уточнить порядок расчета ежемесячной страховой выплаты в случае смерти работника

В соответствии с Законопроектом планируется внесение изменений в пункт 8 статьи 12 «Размер ежемесячной страховой выплаты» Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Российская региональная политика в области охраны труда

9 октября 2013 г.



В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
 
  • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 
В рамках указанных направлений деятельности в 2012 году в соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 27 октября 2011 года, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено:
 
  • обеспечить разработку территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда в соответствии с разработанной Минздравсоцразвития России типовой программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
  • принять необходимые меры по материально-техническому обеспечению и кадровому укомплектованию органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда и центров профпатологии.
 Диаграмма 1


 

 

РАЗРАБОТКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
В настоящее время региональные законы об охране труда действуют в половине (41 субъект) субъектов Российской Федерации. В некоторых из них вопросы охраны труда отражены в общих законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы на территории региона, например, в законах о программах социально-экономического развития (Курская, Тульская, Свердловская области, Приморский край); в законе Орловской области от 17.03.2009 № 879 «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области»; в законе Республики Коми от 15 июня 2007 года № 53-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны труда в Республике Коми», в законе Тюменской области от 08.07.2003 г. №155 «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области»; в  законе Забайкальского края от 16.10.2008 № 46-33K «Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти»; в законах «О государственном управлении охраной труда» (Архангельская область, Мурманская область, Пермский край), в положениях об организации государственного управления охраной труда (Свердловская область, Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ); в постановлениях о реализации государственной политики в области охраны труда (Республика Татарстан).
 
В 2012 году законы об охране труда были приняты в Воронежской и Курганской областях, в Томской области принято Распоряжение Администрации области «О реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Томской области в сфере государственного управления охраной труда» (№ 981-р от 31.10.2012).
 
В 2013 году планируется принять законы об охране труда в Тамбовской, Волгоградской, Ростовской областях, в 2014 году – в г. Санкт- Петербурге, в республиках Башкортостан, Удмуртия.
 
Законы о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, приняты в республиках Калмыкия, Марий Эл, Бурятия, Хакасия, Забайкальском крае, Рязанской области, Ханты-Мансийском автономном округе. В 2012 году такие законы приняты в Ивановской, Тверской и Самарской областях.
 
Законы о социальном партнерстве действуют в Белгородской, Брянской, Московской, Тамбовской, Ленинградской, Новосибирской областях; в республиках: Коми, Мордовия, Бурятия, Чеченской Республике; в Пермском, Камчатском краях. В 2012 году соответствующий закон принят в Псковской области.
 
В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации в части передачи отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда  органам местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации приняты соответствующие законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда (Белгородская, Брянская, Костромская, Курская, Орловская, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Ростовская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Иркутская, Амурская, Челябинская области;  республики Карелия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Ставропольский, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Ханты-Мансийский автономный округ). 
 
В Липецкой области  закон принят в 2012 году. Подготовлены проекты соответствующих законов в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, Красноярском крае, Курганской области, г. Москве.
 

 
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
 

К программным документам, разрабатываемым и принимаемым в субъектах Российской Федерации, относятся:
 
  • долгосрочные региональные целевые программы улучшения условий и охраны труда, ведомственные целевые программы (далее – Программы);
  • долгосрочные региональные целевые программы, в которых в качестве подпрограммы или раздела предусмотрены мероприятия по улучшению условий и охраны труда (далее – Подпрограммы);
  • отдельные мероприятия по улучшению условий и охраны труда в рамках других региональных программ, в том числе отраслевых;
  • планы основных мероприятий по улучшению охраны труда регионального уровня (не имеют статуса Программы). 

С 2011 года в субъектах Российской Федерации разрабатываются Программы на основе Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (Типовой программы), разработанной по поручению Правительства Российской Федерации бывшим Минздравсоцразвития России.
 
По сравнению с 2011 годом количество субъектов Российской Федерации, реализующих Программы и Подпрограммы увеличилось с 49 до 64, что составляет 77% от общего их количества. 30% реализуемых Программ – ведомственные, из них более половины приходятся на Сибирский федеральный округ. Количество субъектов, не имеющих программных документов регионального уровня, уменьшилось с 11 до 8 (Диаграммы 2 и 3).
 
В шести субъектах мероприятия по улучшению условий и охраны труда разработаны как часть комплекса социально – экономических или отраслевых программ экономического развития региона. В пяти (Ивановская область, г. Санкт-Петербург, Ростовская область, Ставропольский край и Кировская область) имеются планы основных мероприятий по улучшению охраны труда регионального уровня (не имеют статуса Программы). В двух субъектах (Тамбовская област и Республика Дагестан) в 2012 году действовали только программы муниципального уровня. При этом во многих субъектах мероприятия по охране труда реализуются одновременно в рамках нескольких программных документов и на разных уровнях.
 
Диаграмма 2
 

Диаграмма 3
 

 
Из восьми субъектов, не имевших в 2012 году программных документов по охране труда, к началу 2013 года только в Тамбовской области положение дел в этом вопросе осталось без изменений.
 
В Вологодской области утвержден план мероприятий «Улучшение условий и охраны труда на территории Вологодской области на 2013 – 2015 годы». В республиках Дагестан и Ингушетия Программы на 2013 – 2015 гг. представлены на рассмотрение правительств; в Пензенской области и Республике Тыва Программы находятся в стадии согласования; в Магаданской области и Красноярском крае Программы утверждены и вступили в действие с начала 2013 года.
 
Наибольшее количество Программ и Подпрограмм в 2012 году реализовывалось в Приволжском федеральном округе – в 11 из 14 субъектов (78% охвата) и в Центральном федеральном округе – в 14 из 18 субъектов (72% охвата) (Диаграмма 4).
 
В Сибирском федеральном округе из 9 субъектов, реализующих Программы, в 7 приняты ведомственные целевые программы улучшения условий и охраны труда.
 
Диаграмма 4
 

 
В течение 2011 – 2012 гг. в субъектах осуществлялся процесс корректировки действующих Программ или разработки новых с учетом рекомендаций Типовой программы. Более чем в два раза по сравнению с 2011 годом повысился уровень внедрения Типовой программы. Так, к концу 2012 года в 58 субъектах Российской Федерации (против 25 в 2011 году) реализуются Программы и Подпрограммы в целом соответствующие принципам, изложенным в Типовой программе; в 17 субъектах Российской Федерации такие программы находятся в стадии корректировки, разработки проекта или его согласования (Диаграмма 5).
 
Диаграмма 5



 
Финансирование региональных целевых программ предусматривается из различных источников. В большинстве субъектов Российской Федерации оно осуществлялось преимущественно из собственных средств работодателей (организаций, предприятий), средств региональных отделений ФСС РФ, средств местного бюджета, Федерации независимых профсоюзов России и других источников.
 
Наибольшими объемами финансирования в 2012 году располагали Программы следующих регионов:
 
  • Калужская область – 3 122 млн. руб. на 2012 – 2015 годы (99% средства работодателей);
  • Липецкая область – 1 633 млн. руб. на 2012 – 2014 годы (в 2012 году – 542,6 млн. руб., в т.ч. 88,7% за счет средств работодателей);
  • Краснодарский край – 1 037 млн. руб. на 2012 – 2015 годы;
  • г. Москва – 686 млн. руб. на 2012 – 2016 гг. (в том числе 22,25 млн. руб. в 2012 г. на финансирование мероприятия «Обеспечение безопасных условий труда в организациях независимо от форм собственности, расположенных в городе Москве»).
  • Приморский край – 153 млн. руб. в 2012 году (из них 60% – на организацию аттестации рабочих мест по условиям труда, 25% – на активизацию деятельности работодателей по организации обучения в области охраны труда).
 
Около трети субъектов Российской Федерации на реализацию программных мероприятий располагают годовым бюджетом не более 300 тыс. руб., либо не имеют финансирования, либо реализуют мероприятия в пределах средств, предусмотренных на содержание органов и учреждений, участвующих в Программах. Программы с невысокой  финансовой составляющей предусматривают мероприятия, в основном, рекламно-агитационного характера, информационного обеспечения, популяризации принципов и задач охраны труда и здоровья работающего населения. В целях пропаганды передового опыта в сфере охраны труда ежегодно проводятся смотры-конкурсы предприятий и организаций.
 
Основными направлениями расходования средств являются: работы по обеспечению организаций нормативной документацией, проведение совещаний, выставок современных средств индивидуальной защиты,  оказание практической помощи по охране труда муниципальным учреждениям, повышение квалификации специалистов по охране труда и методическое обеспечение мероприятий в области охраны  труда. 
 
В рамках Программ при установлении целевых показателей уровня травматизма и профессиональной заболеваемости используются официальные статистические данные. При этом в прогнозе показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости учитывается прогнозируемое уменьшение количества работающих.
 
Практически во всех регионах запланированное снижение на 2012 год уровня травматизма было достигнуто.
 
Количество аттестованных рабочих мест по условиям труда имеет устойчивую положительную динамику.
 
Снижения расчетного уровня показателей, характеризующих условия труда и профзаболеваемости, многим субъектам Российской Федерации достичь не удалось.
 
Так, например, удельный вес занятых во вредных условиях труда составил в Республике Карелия – 40,5% вместо 35,9%, в Кемеровской области – 58,1% вместо 55%, Курской области – 32,4% вместо 30,5%, Сахалинской области – 32% вместо 30,3%, в Омской области – 26,0% вместо 24,4%, в Нижегородской области – 28,2% вместо 27,8%.
 
Ухудшение ожидаемого показателя численности лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих в 2012 году отмечено в Камчатском крае (0,48 вместо 0,16), Сахалинской области (0,71 вместо 0,310), Республике Хакасия (11,3 вместо 7,8), Республике Чувашия (1,76 вместо 1,07).
 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
 
В целях привлечения внимания к вопросам охраны труда, распространения передового опыта, на территории субъектов Российской Федерации проводятся мероприятия по пропаганде передовых достижений в области охраны труда, ведется информационно-разъяснительная работа по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с участием заинтересованных организаций и освещением этих мероприятий в средствах массовой информации и сети Интернет.
 
Для освещения вопросов охраны труда практически во всех субъектах РФ задействованы интернет-ресурсы – официальные сайты правительства субъекта РФ и/или официальные сайты региональных исполнительных органов по труду (не имеют сайтов, освещающих вопросы безопасности труда, республики Ингушетия и Тыва), периодические печатные издания регионального уровня.

 
В субъектах Российской Федерации подготавливаются и издаются региональные доклады, обзоры, информационные бюллетени о состоянии условий и охраны труда.

                                         
 
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду ежегодно выпускаются различные справочники по наиболее актуальным вопросам охраны труда, методические пособия и рекомендации, сборники материалов конференций, буклеты и др. Для оперативного консультирования граждан по вопросам охраны труда во многих регионах действуют телефоны «горячей линии», например, в Калужской, Самарской областях, Камчатский крае.
 
Важную роль в распространении положительного опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда играют ежегодно проводимые конкурсы по охране труда на звание:
 
  • лучшего предприятия (Ставропольский край, Республика Адыгея, Пермский край, Смоленская, Тульская, Оренбургская, Иркутская области и др.);
  • лучшего муниципального района, городского округа (Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Волгоградская, Новосибирская область, Амурская область);
  • лучшего специалиста (инженера) по охране труда (Псковская область, Саратовская область, Чувашская Республика, Республика Башкортостан);
  • лучшего уполномоченного по охране труда (Смоленская, Кировская, Ульяновская, Нижегородская, Ростовская, Вологодская области, Республика Адыгея);
  • лучшего рабочего места (Ростовская область);
  • лучшей инициативы по охране труда (Саратовская область).
 
Для привлечения внимания к вопросам охраны труда и стимулирования учебных заведений в организации научно-исследовательской работы в сфере безопасности труда проводятся конкурсы на лучшую студенческую работу по охране труда и безопасности жизнедеятельности (Тульская, Амурская, Пензенская области); студенческие конкурсы плаката по охране труда (Ульяновская область, Еврейская автономная область); олимпиады.
 
С целью формирования у подрастающего поколения внимательного отношения к вопросам безопасности труда проводятся конкурсы-выставки детских рисунков. Например, в  Оренбургской области «Охрана труда и я», в г. Пенза – «Охране труда скажем: Да», в Костромской области – «Мама, папа, Я и охрана труда», в Самарской области – «Я рисую безопасный труд», в Астраханской области – «Охрана труда глазами детей».
 
Активизация работы по информационному обеспечению охраны труда происходит ежегодно в рамках месячников (декад, недель, дней) охраны труда, посвященных Всемирному дню охраны труда.
 
Источник: Доклад Министерства труда и социальной защиты «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году»