Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Российская региональная политика в области охраны труда
9 октября 2013 г.
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
- обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
- осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
- исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках указанных направлений деятельности в 2012 году в соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 27 октября 2011 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено:
- обеспечить разработку территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда в соответствии с разработанной Минздравсоцразвития России типовой программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
- принять необходимые меры по материально-техническому обеспечению и кадровому укомплектованию органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда и центров профпатологии.
РАЗРАБОТКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время региональные законы об охране труда действуют в половине (41 субъект) субъектов Российской Федерации. В некоторых из них вопросы охраны труда отражены в общих законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы на территории региона, например, в законах о программах социально-экономического развития (Курская, Тульская, Свердловская области, Приморский край); в законе Орловской области от 17.03.2009 № 879 «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области»; в законе Республики Коми от 15 июня 2007 года № 53-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны труда в Республике Коми», в законе Тюменской области от 08.07.2003 г. №155 «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области»; в законе Забайкальского края от 16.10.2008 № 46-33K «Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти»; в законах «О государственном управлении охраной труда» (Архангельская область, Мурманская область, Пермский край), в положениях об организации государственного управления охраной труда (Свердловская область, Республика Башкортостан, Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ); в постановлениях о реализации государственной политики в области охраны труда (Республика Татарстан).
В 2012 году законы об охране труда были приняты в Воронежской и Курганской областях, в Томской области принято Распоряжение Администрации области «О реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Томской области в сфере государственного управления охраной труда» (№ 981-р от 31.10.2012).
В 2013 году планируется принять законы об охране труда в Тамбовской, Волгоградской, Ростовской областях, в 2014 году – в г. Санкт- Петербурге, в республиках Башкортостан, Удмуртия.
Законы о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, приняты в республиках Калмыкия, Марий Эл, Бурятия, Хакасия, Забайкальском крае, Рязанской области, Ханты-Мансийском автономном округе. В 2012 году такие законы приняты в Ивановской, Тверской и Самарской областях.
Законы о социальном партнерстве действуют в Белгородской, Брянской, Московской, Тамбовской, Ленинградской, Новосибирской областях; в республиках: Коми, Мордовия, Бурятия, Чеченской Республике; в Пермском, Камчатском краях. В 2012 году соответствующий закон принят в Псковской области.
В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации в части передачи отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации приняты соответствующие законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда (Белгородская, Брянская, Костромская, Курская, Орловская, Архангельская, Вологодская, Новгородская, Ростовская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Иркутская, Амурская, Челябинская области; республики Карелия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Ставропольский, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Ханты-Мансийский автономный округ).
В Липецкой области закон принят в 2012 году. Подготовлены проекты соответствующих законов в Республике Калмыкия, Чувашской Республике, Красноярском крае, Курганской области, г. Москве.
К программным документам, разрабатываемым и принимаемым в субъектах Российской Федерации, относятся:
- долгосрочные региональные целевые программы улучшения условий и охраны труда, ведомственные целевые программы (далее – Программы);
- долгосрочные региональные целевые программы, в которых в качестве подпрограммы или раздела предусмотрены мероприятия по улучшению условий и охраны труда (далее – Подпрограммы);
- отдельные мероприятия по улучшению условий и охраны труда в рамках других региональных программ, в том числе отраслевых;
- планы основных мероприятий по улучшению охраны труда регионального уровня (не имеют статуса Программы).
С 2011 года в субъектах Российской Федерации разрабатываются Программы на основе Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (Типовой программы), разработанной по поручению Правительства Российской Федерации бывшим Минздравсоцразвития России.
По сравнению с 2011 годом количество субъектов Российской Федерации, реализующих Программы и Подпрограммы увеличилось с 49 до 64, что составляет 77% от общего их количества. 30% реализуемых Программ – ведомственные, из них более половины приходятся на Сибирский федеральный округ. Количество субъектов, не имеющих программных документов регионального уровня, уменьшилось с 11 до 8 (Диаграммы 2 и 3).
В шести субъектах мероприятия по улучшению условий и охраны труда разработаны как часть комплекса социально – экономических или отраслевых программ экономического развития региона. В пяти (Ивановская область, г. Санкт-Петербург, Ростовская область, Ставропольский край и Кировская область) имеются планы основных мероприятий по улучшению охраны труда регионального уровня (не имеют статуса Программы). В двух субъектах (Тамбовская област и Республика Дагестан) в 2012 году действовали только программы муниципального уровня. При этом во многих субъектах мероприятия по охране труда реализуются одновременно в рамках нескольких программных документов и на разных уровнях.
Диаграмма 3
Из восьми субъектов, не имевших в 2012 году программных документов по охране труда, к началу 2013 года только в Тамбовской области положение дел в этом вопросе осталось без изменений.
В Вологодской области утвержден план мероприятий «Улучшение условий и охраны труда на территории Вологодской области на 2013 – 2015 годы». В республиках Дагестан и Ингушетия Программы на 2013 – 2015 гг. представлены на рассмотрение правительств; в Пензенской области и Республике Тыва Программы находятся в стадии согласования; в Магаданской области и Красноярском крае Программы утверждены и вступили в действие с начала 2013 года.
Наибольшее количество Программ и Подпрограмм в 2012 году реализовывалось в Приволжском федеральном округе – в 11 из 14 субъектов (78% охвата) и в Центральном федеральном округе – в 14 из 18 субъектов (72% охвата) (Диаграмма 4).
В Сибирском федеральном округе из 9 субъектов, реализующих Программы, в 7 приняты ведомственные целевые программы улучшения условий и охраны труда.
В течение 2011 – 2012 гг. в субъектах осуществлялся процесс корректировки действующих Программ или разработки новых с учетом рекомендаций Типовой программы. Более чем в два раза по сравнению с 2011 годом повысился уровень внедрения Типовой программы. Так, к концу 2012 года в 58 субъектах Российской Федерации (против 25 в 2011 году) реализуются Программы и Подпрограммы в целом соответствующие принципам, изложенным в Типовой программе; в 17 субъектах Российской Федерации такие программы находятся в стадии корректировки, разработки проекта или его согласования (Диаграмма 5).
Наибольшими объемами финансирования в 2012 году располагали Программы следующих регионов:
- Калужская область – 3 122 млн. руб. на 2012 – 2015 годы (99% средства работодателей);
- Липецкая область – 1 633 млн. руб. на 2012 – 2014 годы (в 2012 году – 542,6 млн. руб., в т.ч. 88,7% за счет средств работодателей);
- Краснодарский край – 1 037 млн. руб. на 2012 – 2015 годы;
- г. Москва – 686 млн. руб. на 2012 – 2016 гг. (в том числе 22,25 млн. руб. в 2012 г. на финансирование мероприятия «Обеспечение безопасных условий труда в организациях независимо от форм собственности, расположенных в городе Москве»).
- Приморский край – 153 млн. руб. в 2012 году (из них 60% – на организацию аттестации рабочих мест по условиям труда, 25% – на активизацию деятельности работодателей по организации обучения в области охраны труда).
Около трети субъектов Российской Федерации на реализацию программных мероприятий располагают годовым бюджетом не более 300 тыс. руб., либо не имеют финансирования, либо реализуют мероприятия в пределах средств, предусмотренных на содержание органов и учреждений, участвующих в Программах. Программы с невысокой финансовой составляющей предусматривают мероприятия, в основном, рекламно-агитационного характера, информационного обеспечения, популяризации принципов и задач охраны труда и здоровья работающего населения. В целях пропаганды передового опыта в сфере охраны труда ежегодно проводятся смотры-конкурсы предприятий и организаций.
Основными направлениями расходования средств являются: работы по обеспечению организаций нормативной документацией, проведение совещаний, выставок современных средств индивидуальной защиты, оказание практической помощи по охране труда муниципальным учреждениям, повышение квалификации специалистов по охране труда и методическое обеспечение мероприятий в области охраны труда.
В рамках Программ при установлении целевых показателей уровня травматизма и профессиональной заболеваемости используются официальные статистические данные. При этом в прогнозе показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости учитывается прогнозируемое уменьшение количества работающих.
Количество аттестованных рабочих мест по условиям труда имеет устойчивую положительную динамику.
Так, например, удельный вес занятых во вредных условиях труда составил в Республике Карелия – 40,5% вместо 35,9%, в Кемеровской области – 58,1% вместо 55%, Курской области – 32,4% вместо 30,5%, Сахалинской области – 32% вместо 30,3%, в Омской области – 26,0% вместо 24,4%, в Нижегородской области – 28,2% вместо 27,8%.
Ухудшение ожидаемого показателя численности лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих в 2012 году отмечено в Камчатском крае (0,48 вместо 0,16), Сахалинской области (0,71 вместо 0,310), Республике Хакасия (11,3 вместо 7,8), Республике Чувашия (1,76 вместо 1,07).
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
В целях привлечения внимания к вопросам охраны труда, распространения передового опыта, на территории субъектов Российской Федерации проводятся мероприятия по пропаганде передовых достижений в области охраны труда, ведется информационно-разъяснительная работа по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с участием заинтересованных организаций и освещением этих мероприятий в средствах массовой информации и сети Интернет.
Для освещения вопросов охраны труда практически во всех субъектах РФ задействованы интернет-ресурсы – официальные сайты правительства субъекта РФ и/или официальные сайты региональных исполнительных органов по труду (не имеют сайтов, освещающих вопросы безопасности труда, республики Ингушетия и Тыва), периодические печатные издания регионального уровня.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по труду ежегодно выпускаются различные справочники по наиболее актуальным вопросам охраны труда, методические пособия и рекомендации, сборники материалов конференций, буклеты и др. Для оперативного консультирования граждан по вопросам охраны труда во многих регионах действуют телефоны «горячей линии», например, в Калужской, Самарской областях, Камчатский крае.
Важную роль в распространении положительного опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда играют ежегодно проводимые конкурсы по охране труда на звание:
- лучшего предприятия (Ставропольский край, Республика Адыгея, Пермский край, Смоленская, Тульская, Оренбургская, Иркутская области и др.);
- лучшего муниципального района, городского округа (Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Волгоградская, Новосибирская область, Амурская область);
- лучшего специалиста (инженера) по охране труда (Псковская область, Саратовская область, Чувашская Республика, Республика Башкортостан);
- лучшего уполномоченного по охране труда (Смоленская, Кировская, Ульяновская, Нижегородская, Ростовская, Вологодская области, Республика Адыгея);
- лучшего рабочего места (Ростовская область);
- лучшей инициативы по охране труда (Саратовская область).
Для привлечения внимания к вопросам охраны труда и стимулирования учебных заведений в организации научно-исследовательской работы в сфере безопасности труда проводятся конкурсы на лучшую студенческую работу по охране труда и безопасности жизнедеятельности (Тульская, Амурская, Пензенская области); студенческие конкурсы плаката по охране труда (Ульяновская область, Еврейская автономная область); олимпиады.
С целью формирования у подрастающего поколения внимательного отношения к вопросам безопасности труда проводятся конкурсы-выставки детских рисунков. Например, в Оренбургской области «Охрана труда и я», в г. Пенза – «Охране труда скажем: Да», в Костромской области – «Мама, папа, Я и охрана труда», в Самарской области – «Я рисую безопасный труд», в Астраханской области – «Охрана труда глазами детей».
Активизация работы по информационному обеспечению охраны труда происходит ежегодно в рамках месячников (декад, недель, дней) охраны труда, посвященных Всемирному дню охраны труда.
Источник: Доклад Министерства труда и социальной защиты «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году»