В нынешнем году вступил в силу закон о спецоценке условий труда - проверить, сталкиваются ли работники на службе с вредными и опасными факторами, должны все предприятия. Впервые это касается и офисов, казалось бы, далеких от каких бы то ни было отклонений от нормы. Зачем нужна спецоценка, что она дает, "Российской газете" рассказал заместитель руководителя Роструда Иван ШКЛОВЕЦ
В чем суть спецоценки, чем она отличается от прежней аттестации?
Иван ШКЛОВЕЦ: Спецоценка начинается с этого года и будет отныне проводиться постоянно, то есть не реже одного раза в пять лет. В чем разница? До сих пор требовалось аттестовать каждое рабочее место по полной программе, как говорится, с обследованием, исследованием, измерением и оценкой. Сейчас процедура упрощена. Спецоценка делится на два этапа. Сначала выясняется, есть ли вредность на рабочем месте. Если вредных факторов не выявлено, работодатель составляет декларацию соответствия рабочих мест и направляет ее в Роструд. Если же вредность определена, спецоценка продолжается и дальше идут измерения, которые этот вредный или опасный производственный фактор определяют. То есть для работодателя процедура значительно упростилась. Она стала дешевле, потому что во многих случаях проводить полную спецоценку не нужно.
Зачем нужно было это нововведение?
Иван ШКЛОВЕЦ: Результаты спецоценки влияют на объем выплат работникам и их соцгарантии. Если есть вредный фактор - это означает сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск, повышенную зарплату для работника. Это было всегда. Но кроме того, после изменения пенсионного законодательства уровень вредности на производстве четко увязан с дополнительным страховым тарифом. То есть количество вредных рабочих мест влияет на размер дополнительных взносов в Пенсионный фонд. Работодатели будут платить сверх обычного тарифа от двух до восьми процентов.
Как происходит переход с прежних правил аттестации на новые - спецоценки?
Иван ШКЛОВЕЦ: Результаты аттестации, проведенной не ранее, чем пять лет назад, остаются действительными, для таких мест спецоценку проводить не нужно. Допустим, аттестация была в конце 2013 года, тогда спецоценку нужно будет проводить только в 2018 году. Это так называемый переходный период. При этом на предприятиях, где аттестация до сих пор не проводилась, ее нужно закончить до конца 2014 года. Это обязательное требование.
В такой системе работодатель четко заинтересован улучшать условия производства, сокращать вредные рабочие места. Если это происходит - нужно снова проводить спецоценку?
Иван ШКЛОВЕЦ: Да, нужно. Если работодатель хочет избавиться от этого дополнительного тарифа или снизить его, он сам заинтересован в проведении спецоценки с тем, чтобы убедиться, что вредный и опасный производственный фактор минимизирован или вовсе исчез.
Когда закон обсуждался, были споры, как проводить спецоценку. Бизнес хотел больше самостоятельности, поменьше контроля, чуть ли не заявительный принцип предлагался. С другой стороны, госконтроль за этими вещами тоже нужен. К чему пришли в итоге?
Иван ШКЛОВЕЦ: Сейчас работодатель сам выбирает специализированную организацию, которая проведет спецоценку. Результаты направляются в Роструд. На основании всех поданных деклараций до 2016 года Роструд, а после 2016 - Минтруд сформируют единый реестр вредных рабочих мест. Так что действия работодателя понятны.
А как работники могут проследить, чтобы не было неоправданных переводов вредных мест в не вредные?
Иван ШКЛОВЕЦ: Для спецоценки на предприятии создается комиссия, и работники имеют возможность направлять в нее своего представителя. Это делает профсоюз. Но даже если профсоюза нет, работники вправе делегировать представителя трудового коллектива. Соответственно, работники через своего представителя могут знакомиться со всеми документами, результатами спецоценки. Работника обязаны письменно, под роспись познакомить с результатами спецоценки. Он должен знать, есть вредный фактор на его рабочем месте или нет. Будет ему по-прежнему идти стаж на льготных условиях или он его потеряет. Ну, а дальше он уже решает, продолжать работать на старом месте на новых условиях или переходить на другое место, где вредный фактор сохранен.
С нынешнего года должны аттестовываться также и рабочие места в офисах? Какая же тут вредность?
Иван ШКЛОВЕЦ: Изначально закон о спецоценке распространяется на все рабочие места, без исключения. Если эксперт на первом этапе определил, что в офисе вредных факторов нет, ну, и хорошо, работники продолжают спокойно трудиться. Но могут выявиться и потенциально вредные факторы, такие как микроклимат, недостаточная или неправильная освещенность, повышенные электромагнитные поля и так далее. Поэтому офисные рабочие места обязательно подлежат первому этапу спецоценки.
Уровень электромагнитного излучения, как я понимаю, определяется тем, сколько компьютеров может находиться на определенной площади?
Иван ШКЛОВЕЦ: Да, это и компьютеры, и ксероксы, и другая офисная техника. Тут есть важный момент. Подразумевается, что вся техника имеет сертификаты по безопасности, и инспекторы эту документацию требовать не будут.
Когда реально начнется спецоценка?
Иван ШКЛОВЕЦ: Главный подзаконный акт - методика проведения спецоценки - зарегистрирован минюстом, опубликован и вступил в силу в течение 10 дней, а именно 8 апреля 2014 года. Так что работа начилась.
Источник: "Российская газета"