Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда: права и обязанности ее участников

26 марта 2019 г.

В статье рассматриваются права и обязанности участников, проводящих специальную оценку условий труда, согласно положениям соответствующих нормативно-правовых актов. На основе обращения к законодательству и судебной практике автором формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
В статье рассматриваются права и обязанности участников, проводящих специальную оценку условий труда, согласно положениям соответствующих нормативно-правовых актов. На основе обращения к законодательству и судебной практике автором формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
 


Автор:

Петров Алексей Яковлевич, профессор
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики», доктор юридических наук.

 


Трудовой кодекс РФ (разд. X) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) являются нормативной правовой основой СОУТ и регулируют порядок организации и проведения СОУТ, а также права и обязанности его участников. СОУТ проводится совместно работодателем и независимой организацией (или организациями), которые привлекаются работодателем для проведения данной процедуры на основании гражданско-правового договора. Обязанности по организационному и финансовому обеспечению процедуры СОУТ возлагаются на работодателя.
 
Согласно ст. 8 Федерального закона № 426, СОУТ проводится с периодичностью не реже одного раза в пять лет. <По мнению некоторых исследователей, такая периодичность не соответствует существующей международной практике и не позволяет эффективно осуществлять управление рисками, сопутствующими производственной деятельности. Эффективная охрана труда предполагает ежедневный контроль условий труда и проводимую на основе его результатов оперативную корректировку выявленных нарушений. См.: Малаян К.Р., Милохов В.В., Минько В.М. и др. Научный комментарий к законодательству по специальной оценке условий труда. СПб.: Изд-во ИП Павлушкина В.Н., 2014. С. 232>.

 
 

 
Важно отметить, что, если до 1 января 2014 г. в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, процедура СОУТ в отношении данных рабочих мест может не проводиться до истечения пятилетнего срока с момента завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

 

 
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ



 
Организация вправе:

1) отказаться от проведения СОУТ в том случае, если при ее проведении возникла или потенциально может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации (по мнению экспертов АНО «Институт безопасности труда», аналогичная норма, действовавшая применительно к аттестации рабочих мест, была причиной непрерывного статистического роста числа занятых на «опасных условиях труда») <Нормативно-технический анализ Федерального закона «О специальной оценке условий труда». М.: АНО «Институт безопасности труда», 2013. URL: http://ohsi.ru/upload/iblock/423/423d263ebd3a44296aa14e7a4db32400.pdf>;
2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
 
Обязанности организаций, осуществляющих проведение СОУТ:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах;
2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ;
3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
4) не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение в случаях:
а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения СОУТ;
б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ;
5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности (ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ) <См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 2015. 17 марта>.
 
В соотношении прав и обязанностей организаций, осуществляющих проведение СОУТ, очевиден дисбаланс: количество прав несравнимо меньше обязанностей. По мнению отдельных исследователей, подобное соотношение прав и обязанностей организаций, проводящих СОУТ, объясняется преимущественно императивным характером норм института охраны труда и огромной важностью для государства и общества соответствующих правоотношений <Кирсанов Р.В. Правовое положение организации, осуществляющей специальную оценку условий труда // Вестник Омского ун-та. Серия «Право». 2015. № 1 (42).
 
Согласно ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности экспертов организаций, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 27, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах).
 
К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта).
 
Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 20 Федерального закона № 426. Процедура аттестации на право выполнения работ по проведению СОУТ, а также порядок выдачи и аннулирования сертификатов экспертам регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» <СЗ РФ. 2014. № 28. Ст. 4057>.
 
Организации, проводящие СОУТ, и эксперты таких организаций независимы и руководствуются в своей деятельности нормами ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих СОУТ <Такая формулировка данной нормы не точна, ибо организации, осуществляющие проведение СОУТ, должны следовать еще и условиям гражданско-правовых договоров, заключаемых с работодателями. – Прим. авт.>.
 

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.



 
1. Работодатель вправе:

– требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;
– проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ;
– требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона;
– обжаловать в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.
 
2. Работодатель обязан:

– обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона;
– предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ;
– не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
– ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
– давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
– реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.
 
Итак, обязанности по обеспечению проведения СОУТ возлагаются на работодателя. В связи с этим вряд ли правильны судебные иски, которые предъявляются к руководителям организации.

 
 

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ


 
Прокурор города Невинномысска обратился в Невинномысский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия председателя правления ТСЖ «Престиж-Центр» и обязании проведения специальной оценки условий труда в срок до 31 декабря 2016 г. В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Невинномысска проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности ТСЖ «Престиж-Центр». Так, в штатном расписании товарищества предусмотрено семь работников, однако специальная оценка условий их труда не проведена.

 

Указанные нарушения создают условия для возможных факторов риска здоровья работников от воздействия вредных или опасных производственных факторов, вследствие чего снижается безопасность труда работников ТСЖ, а также свидетельствуют о нарушении прав работников товарищества на безопасные условия труда и в последующем могут нарушить права граждан, которые будут приняты на работу (трудоустроены) к данному работодателю. Статьей 37 Конституции РФ закреплен основной принцип охраны труда, согласно которому каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
 
В соответствии со ст. 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Из содержания ст. 209 ТК РФ следует, что безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан в том числе обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
 
Порядок проведения специальной оценки условий труда определяется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Частями 1 и 4 ст. 8 Закона определено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий. С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что незаконное бездействие ответчика, выразившееся в нарушении требований законодательства об охране труда, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в сфере трудового законодательства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора города Невинномысска.
 
Обязать ТСЖ «Престиж-Центр» устранить выявленные нарушения законодательства об охране труда проведением специальной оценки условий труда в срок до 31 декабря 2016 г. <Решение Невинномысского городского суда от 20 февраля 2016 г. Дело № 2-368/2016 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru>. Нельзя не отметить, что установленный судом срок проведения СОУТ чрезмерно велик. Закономерен вопрос: а почему не в трехмесячный срок?
 

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА



 
1. Работник вправе:

– присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
– обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
– обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в Федеральную инспекцию труда и в суд.

2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте.
 
 


ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке. В силу п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, в случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона.
 
При этом для целей, определенных ст. 7 Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Как следует из материалов дела, истцы являются работниками областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав».
 
Приказом директора областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав» создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда в составе пяти человек. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр» (исполнитель) и областное государственное бюджетное учреждение «Братский спецавтоздрав» (заказчик) заключили договор на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда.
 
Составлены карты специальной оценки условий труда работников – водителей автомобилей СМП (У23); СМП (Га74); СМП (Га64). Данные карты подписаны комиссией, согласно картам установлен класс (подкласс) условий труда 3.1.
 
Суд, исследуя вопрос законности проведения специальной оценки рабочих мест, пришел к выводу, что имело место грубое нарушение прав работников областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав», предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», со стороны работодателя. На этом основании суд признал подлежащим удовлетворению требование истцов о признании карт специальной оценки условий труда работников и приказа незаконными.
 
Как установлено судом, о проведении специальной оценки рабочих мест истцы не знали. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В нарушение п. 5 ст. 15, подп. 4 п. 2 ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель не ознакомил работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в установленный срок.
 
В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным ст. 9 Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
 
Суду не представлено доказательств того, что инженером С.Е. проводились замеры уровня шума, уровня локальной вибрации именно в трех автомобилях 5 мая 2014 г. Представленный лист обследования рабочего места Г64 не содержит подписи специалиста, проводившего замеры, поэтому является недопустимым доказательством и не может быть положен в основу результатов оценки условий труда водителей СМП. Доказательств утверждения перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, в материалы дела не представлено.
 
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что подлежит удовлетворению требование истцов о признании карт специальной оценки условий труда работников и приказа областного государственного бюджетного учреждения «Братский спецавтоздрав» незаконными. Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за результаты проверки должна нести именно привлеченная для этого организация – ООО «Научно-исследовательский центр», не влияют на правильность и законность решения суда.


 


 
Обязанность по проведению специальной оценки условий труда законом возложена на сторону трудового договора – работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях.


 
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств. При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы <Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 ноября 2014 г. по делу № 33-9563/14 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru>.
 
 






ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Пашин Н.П., Фролов О.П. Охрана труда, здоровья и окружающей среды в российском законодательстве и конвенциях МОТ: Терминологический словарь-справочник. М.: Альфа-Пресс, 2009. 366 с.
2. Петров А.Я. Охрана труда: о новой концепции института трудового права России // Право: журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 58-71.
3. Петров А.Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда: актуальные вопросы трудового права. М.: Проспект, 2016. 416 с.
4. Петров А.Я. Пути реформирования законодательства об охране труда // Охрана труда и социальное страхование. 2015 // URL: http://www.otiss.ru/li№ks/arhiv_otiss_2015.html.
5. Уракова Е.В., Танасюк К.Г. Специальная оценка условий труда: основные положения нового закона и проблемы применения // Вестник Тюменской гос. академии мировой экономики, управления и права. 2014. № 2. С. 409 - 414.






Материал был включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.

 
Источник публикации: А.Я. Петров. Специальная оценка условий труда: права и обязанности ее участников // «Юрист», № 18, 2017; электронный ресурс: www.consultant.ru.