Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Роструд будет совершенствовать риск-ориентированный подход при проверках работодателей

2 февраля 2018 г.

Применение риск-ориентированного подхода должно учитывать результаты специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, отметил начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов. «Если бы на каждом предприятии была проведена оценка рисков в полном объеме и эту информацию мы могли бы взять из системы, нам оставалось бы только добавить сведения о привлечении работодателя к ответственности. В этом случае можно было бы более объективно говорить о том, где действительно наиболее высокий уровень риска», – заявил чиновник на днях в ходе круглого стола, организованного Объединением корпоративных юристов...
Применение риск-ориентированного подхода должно учитывать результаты специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, отметил начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов.
 

«Если бы на каждом предприятии была проведена оценка рисков в полном объеме и эту информацию мы могли бы взять из системы, нам оставалось бы только добавить сведения о привлечении работодателя к ответственности. В этом случае можно было бы более объективно говорить о том, где действительно наиболее высокий уровень риска», – заявил Егор ИВАНОВ на днях в ходе круглого стола, организованного Объединением корпоративных юристов.
 

Напомним, что риск-ориентированный подход при организации плановых проверок работодателей введен с 1 марта 2017 года (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197). Установлены пять групп риска, от которых зависит частота плановых проверок:

– высокий уровень – один раз в 2 года (6,5 тыс. предприятий);
– значительный уровень – один раз в 3 года (3,5 тыс.
– средний уровень – один раз в 5 лет (22, 3 тыс. предприятий);
– умеренный уровень – один раз в 6 лет (1,998 млн предприятий);
– низкий уровень – проведение плановых проверок не осуществляется (5,774 млн предприятий).
 
Основными критериями риска при этом являются:

– данные ведомственной отчетности о результатах проверок за предшествующие 3 года;
– сведения о травматизме за предшествующие 3 года;
– сведения о задолженности по заработной плате за предшествующий год (п. 10 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска; далее – Критерии).

Однако высокий уровень риска присваивается работодателю вне зависимости от других показателей, если имел место смертельный несчастный случай на производстве (п. 9 Критериев).

Кроме того, по словам Егора ИВАНОВА, при расчете уровня риска учитывается отраслевая принадлежность предприятия: очевидно, что в банковской сфере и угольной промышленности разные риски причинения вреда здоровью. «Но есть некоторые нюансы: у нас все выстраивается по кодам ОКВЭД. У больших предприятий кодов может быть много, но мы берем по основному виду деятельности. Плюс работодатели, как правило, не меняют коды. Например, компания когда-то занималась строительством, но, не меняя код по ОКВЭД, уже давно сдает свой строительный трест в аренду. И наоборот, часто бывает так, что кто-то целенаправленно ставит менее «рискованный» код. Более того, филиалы иногда занимаются разными видами деятельности по ОКВЭД, а у нас нет отдельных проверок филиалов. Мы ставим риски целиком по юрлицу и, следовательно, вынуждены проверять и все филиалы», – рассказал он.
 
Вместе с тем организации и предприниматели могут подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 24 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, письмо Роструда от 12 апреля 2017 г. № ТЗ/1330-11-2).
 
На сегодняшний день предусмотрен только один критерий снижения уровня риска – отсутствие административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки (п. 8 Критериев). В связи с этим Роструд прорабатывает перечень дополнительных критериев (например, наступление смертельного несчастного случая не по вине работодателя). «Мы понимаем, что система несовершенна, потому в законодательстве и предусмотрена возможность снижения уровня риска. Необходимо провести большую работу, чтобы процедура приблизилась к идеалу и риск-ориентированный подход был более полным. Но я честно скажу, это лучше, чем было», – поделился представитель ведомства.
 
Помимо этого, Роструд ведет работу над законопроектом, согласно которому работодатель, который прошел самопроверку с помощью размещенного на сайте ведомства сервиса «Онлайн-инспекция», может получить освобождение от проверок на 5 лет. По истечении этого срока можно заново пройти самопроверку и снова получить освобождение – и так каждые пять лет. Главное, чтобы у работодателя не было тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.
 

Также стоит отметить, что 22 января Минюстом России был зарегистрирован приказ Роструда от 10 ноября 2017 г. № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права». Документ содержит 107 чек-листов. До 1 июля 2018 года проверки с их использованием будут проводиться только в отношении работодателей, которым присвоен умеренный уровень риска, а с указанной даты их будут применять при проведении всех плановых проверок (п. 2 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). К этому же числу Егор ИВАНОВ анонсировал появление еще как минимум 50 дополнительных проверочных листов.
 
В настоящее время, по данным Роструда, проверки охватывают всего 1,7% хозяйствующих субъектов из 8 млн. «Это низкий охват – согласно рекомендациям МОТ, он должен составлять 20-25%», – пояснил Егор ИВАНОВ. При этом чиновник обратил внимание на то, что количество плановых проверок снижается, а внеплановых – растет: «Мы видим, что при снижении плановых проверок увеличивается число обращений, но не знаем, взаимосвязано ли это напрямую или зависит от повышения качества работы ГИТ и осведомленности населения о ее деятельности. В любом случае нужно найти золотую середину и понять, сколько должно быть плановых проверок, чтобы было как можно меньше нарушений».
 
Екатерина Добрикова


 
Источник публикации: Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ