Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
РЖД: как изменятся в холдинге условия труда женщин
4 апреля 2018 г.
– В компании треть всех сотрудников – женщины. В абсолютном выражении это почти 240 тыс. человек. Большинство из них – 49% – специалисты, вторая по численности категория – рабочие, 34%. При этом 7% железнодорожниц, а это порядка 17 тыс., работают во вредных условиях труда. Порядка 6,8 тыс. из них трудится в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД». В основном это дежурные по станции, поездные диспетчеры, операторы. Основной фактор вредности здесь – напряженность трудового процесса, связанная с «плотностью» световых и звуковых сигналов. Также есть женщины – осмотрщики вагонов (1471 человек), слесари по ремонту подвижного состава (299 человек), электромонтеры контактной сети (312 человек).
– Сейчас обсуждается вопрос пересмотра или даже отмены Перечня работ, на которых запрещается применение труда женщин. С чем, на ваш взгляд, связано повышенное внимание к этому вопросу?
Вредным железнодорожным специальностям отводится 30-й раздел перечня «Железнодорожный транспорт и метрополитен». В изменении перечня нет ничего экстраординарного. Давайте обратимся к истории вопроса. База этого документа была заложена еще в 70-е годы прошлого века. С тех пор каждое десятилетие, иногда раз в три года, иногда раз в пять–семь лет, он актуализировался. Менялись профессии, виды работ, и те, что устаревали, исключались из перечня. Сейчас у нас идет четвертая промышленная революция, все автоматизируется.
На рабочем месте теперь – эргономичный пульт управления, защитные ограждения, системы автоматического контроля. Мы видим такие станки, такое производство, где функции токаря или сварщика – это операционные функции, а все остальное делает робот. Это значит, что пришло время снова скорректировать документ.
В декабре прошлого года Министерство труда и социального развития РФ провело совещание по этому поводу, в котором приняли участие представители РЖД и Роспрофжела. Министерство предложило вместе решить, есть ли в перечне железнодорожные профессии, которые не применяются в современном производстве, а также обсудить, как изменились условия труда с учетом автоматизации технологических процессов и применения современного оборудования.
– Можно уже сказать, насколько сильно будет скорректирован перечень в части железнодорожных профессий?
Женщин нельзя брать на места, где факторами вредности являются химические вещества (аккумуляторщик, оператор котельных на жидком топливе), напряженность труда, подъем и перемещение тяжестей (осмотрщики подвижного состава, составители поездов), вибрация и шум. Запрещено также применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг).
Таким образом, если пребывание женщин на вредных производствах не ограничить, то вскоре под большой угрозой могут оказаться и сам прекрасный пол, и будущие поколения россиян. Все действующие документы и нормативы, включая выше упомянутый перечень, постановление правительства № 105, устанавливающее нормы поднятия тяжестей, санитарные правила и нормы нацелены именно на сохранение женского здоровья. Там даже есть такие отсылки: в химической промышленности до 35 лет женщинам нельзя работать на определенном месте, а после 35 лет уже допускается.
– Есть ли подобные ограничения в других странах?
В отдельных странах мира, особенно с развивающейся экономикой, вообще отсутствуют какие-либо ограничения на женский труд. Так что российское законодательство в области защиты прав женщин одно из самых жестких в мире. Это дает повод нашим оппонентам говорить, что это не защита здоровья, а дискриминация по труду, хотя это и не так. В 2016 году Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин дал ряд рекомендаций Правительству РФ как государству – члену ООН по отмене перечня и предоставлении женщинам равного доступа к труду, но Минтруд держит удар и твердо стоит на своих позициях.
Заключение Роспотребнадзора зависит от соблюдения санитарных правил и норм. Документ четко определяет обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин. К сожалению, учитывая все эти бюрократические сложности, работодатель просто не связывается с этим и ограничивается только спецоценкой условий труда.
Возможно, поэтому некоторые работодатели предлагают эти нормы взять и отменить. А вместо них установить критерии, по которым сами компании на основании результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, по согласованию с профсоюзом, будут формировать перечни рабочих мест (профессий), на которых будет ограничено применение труда женщин.
Конечно, легче всего взять и разрушить все, что было наработано годами. Но зачем? Все нормы подкреплены лабораторными исследованиями о том, какое влияние имеют те или иные канцерогены, химические вещества и другие вредные факторы на здоровье женщины. Их нужно не отменять, а актуализировать с учетом изменений производственного процесса, что сейчас и делается. В настоящее время Роспотребнадзором подготовлен СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин», он проходит согласование с федеральными министерствами.
В нем обновлены требования, которые были изложены в действующем СанПине, учтены все изменения российского законодательства. Документ гармонизирован с конвенцией Международной организации труда, документами Всемирной организации здравоохранения и директивами Европейского союза.
Сегодня в России насчитывается порядка 500 женщин, имеющих сертификаты пилотов воздушных судов, из них десятки являются членами экипажа в статусе пилотов, единицы – командиры воздушных судов, что явно не свидетельствует в пользу массовости овладения профессией летчика женщинами при отсутствии законодательных преград.
Но дело не только в ограничениях на профессии и допуске женщин до «мужских» специальностей. Не менее остро стоит вопрос о равенстве оплаты труда, профессионального и карьерного роста женщин. А для его решения требуются дополнительные гарантии для повышения социального статуса женщин. В ОАО «РЖД», других крупных российских компаниях дополнительные социальные гарантии и трудовые права женщин прописываются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах, локальных нормативных актах.
Один из основных векторов деятельности – вывод рабочих мест из зон с вредными и тяжелыми условиями труда, повышение комфортности рабочих мест, развитие практики социальных гарантий для женщин, решение проблем доступности медицинских услуг, а также повышение трудовых прав женщин-матерей.
Источник публикации: www.gudok.ru.