Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

О проведении спецоценки условий труда на рабочих местах до 31.12.2018

14 января 2019 г.

В соответствии с требованиями Трудового кодекса и Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ  «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426‑ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников. По результатам ее проведения работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ.
В соответствии с требованиями Трудового кодекса и Федерального закона от 28.12.2013 № 426‑ФЗ  «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426‑ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников.
По результатам ее проведения работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ.
 

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона № 426‑ФЗ СОУТ ввели с 1 января 2014 года, при этом был установлен переходный период: работодатели могли использовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2018 года.
 
Как видим, этот переходный период подошел к концу.
 
В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения СОУТ не в полном объеме Минтруд в Письме от 01.06.2018 № 15‑4/10/В-4010 обратил особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса и Федерального закона № 426‑ФЗ в части безусловного завершения проведения СОУТ до установленной даты.
 
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

– на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 руб.;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 руб.;
– на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.
 


 
Максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли СОУТ. Роструд в Письме от 28.11.2016 № ПГ/31983‑03‑3 уточнил: если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, он несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если к работодателю применяется административное наказание в виде штрафа по ч. 1, 2 названной статьи, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

 
СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест независимо от степени вредности условий труда на них, в том числе для офисных сотрудников.

Отметим, что результаты спецоценки условий труда могут повлиять на размер страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, в том случае, если профессия работника дает ему право на досрочную пенсию. При этом дополнительный тариф зависит от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ: для опасного класса дополнительный тариф составляет 8 %, для вредного – от 7 до 7 %, для допустимого или оптимального – 0 % (п. 3 ст. 428 НК РФ).
 


 
СОУТ не проводится в отношении рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 426‑ФЗ).

 
В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ 20 % таких рабочих мест (но не менее двух). На остальные рабочие места результаты спецоценки будут распространяться автоматически.

 


Если рабочие места находятся в арендованном офисе, СОУТ проводится в общем порядке.
 

 
Для проведения СОУТ работодатель создает комиссию, которая утверждает перечень рабочих мест для оценки, и выбирает организацию из реестра, размещенного на сайте Минтруда (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations). С этой организацией необходимо будет подписать договор. Эксперты нанятой организации исследуют условия труда на рабочих местах, приведенных в перечне, и готовят отчет.
 

 

 
Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, а также форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

 
По результатам СОУТ привлеченная организация составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета (Письмо Минтруда РФ от 13.03.2014 № 17‑3/В-113).




 


 
Работников знакомят с результатами СОУТ, а в ГИТ направляют декларацию по рабочим местам, условия труда на которых не признаны вредными. Подача декларации в ГИТ – это обязанность работодателя, установленная в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 426‑ФЗ.

 

 
Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н (действует в редакции от 14.11.2016). Рекомендации по заполнению формы декларации приведены в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15‑1/В-724.

 
Результаты СОУТ действуют пять лет.
 
Вместе с тем для рабочих мест, включенных в декларацию соответствия условий труда нормативам, проведение повторной СОУТ не предусмотрено. Провести спецоценку условий труда придется только в том случае, если произойдет несчастный случай на производстве (будет выявлено профессиональное заболевание или трудовая инспекция не найдет нарушения охраны труда).

 

 
В Апелляционном определении от 28.08.2018 по делу № 33‑134/2018 Суд Ненецкого автономного округа пришел к выводу, что уменьшение числа вредных факторов на рабочем месте не дает права снизить надбавку к зарплате «за вредность».
 

В рассматриваемом деле работодатель уменьшил более чем в пять раз соответствующую надбавку работнику после проведения СОУТ. В обоснование он указал, что был устранен ряд вредных факторов. Однако класс условий труда остался прежним. При вынесении решения суд отметил, что нельзя уменьшать гарантии и компенсации работнику, если не снизился итоговый класс условий труда. Наличие одного вредного фактора вместо нескольких еще не говорит о том, что условия труда на рабочем месте стали лучше.
 
Аналогичные выводы содержатся в Апелляционном определении Суда Ненецкого автономного округа от 13.03.2018 по делу № 33‑38/2018.
 
Результаты спецоценки условий труда, которую фирма осуществила до 31.12.2018, надо будет отразить в таблице 5 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» расчета по форме 4‑ФСС [Приказ ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»] за I квартал 2019 года.
 
Далее эти данные будут нужны для расчета коэффициента специальной оценки условий труда. Этот коэффициент будет использован при расчете скидки к тарифу страховых взносов на 2020 год (заявление о предоставлении скидки следует подать до 1 ноября 2019 года [Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»]).
 



 
При исчислении налога на прибыль расходы на проведение СОУТ можно учесть в составе прочих расходов (при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ) на дату составления акта, подтверждающего оказание услуг (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Вместе с тем, по мнению Минфина, учесть расходы на проведение спецоценки условий труда при УСНО нельзя (Письмо от 30.06.2014 № 03‑11‑09/31528).

 
Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется? Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.
 
Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора. Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой? Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15‑1/ООГ-169.
 
Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.
 


 
Согласно ст. 17 Федерального закона № 426‑ФЗ внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

 
Надо ли проводить внеплановую СОУТ при перемещении рабочих мест? В Письме от 02.11.2017 № 15‑1/ООГ-2982 Минтруд разъяснил, что в случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новые рабочие места. При этом под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.
 
Надо ли проводить спецоценку условий труда в отношении временных рабочих мест (созданных на срок менее 12 месяцев)? Минтруд в Письме от 28.08.2017 № 15‑1/ООГ-2410 обратил внимание на следующее. В соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.
 
На рабочих местах работников, отличных от указанных в ст. 3 Федерального закона № 426‑ФЗ (надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП), СОУТ проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426‑ФЗ и Методики. Учитывая нормы действующего законодательства, Минтруд пришел к выводу, что СОУТ на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.
 
Ранее в Письме Минтруда РФ от 07.06.2017 № 15‑1/ООГ-1568 было обращено внимание на норму п. 15 Методики, согласно которой вести все исследования и измерения в рамках СОУТ следует в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.
 
Надо ли проводить СОУТ в случае, когда после введения нового штатного расписания произошли переименование должностей, структурных подразделений, перевод должностей из одного подразделения в другое, образование новых структурных подразделений, должностей? В статье 17 Федерального закона № 426‑ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда, к которым, в частности, относится ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Случаи переименования должностей, структурных подразделений или перевода должностей из одного подразделения в другое в данном перечне не поименованы. Не надо проводить СОУТ и при переводе должностей из одного подразделения в другое, если при этом не происходит перемещение рабочего места. Однако при организации и вводе в эксплуатацию новых рабочих мест провести спецоценку условий труда на них необходимо.
 
Как учесть параметры световой среды в целях определения классов (подклассов) условий труда рабочих профессий при проведении СОУТ? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минтруда РФ от 08.10.2018 № 15‑1/ООГ-2459. Специалисты ведомства указали, что в качестве основного параметра световой среды выбрана освещенность рабочей поверхности, величина которой формируется как совокупность воздействия всех источников освещения, в том числе естественного. В этом случае отдельное нормирование показателя естественной освещенности при проведении СОУТ является избыточным и Методикой не исследуется. Отсутствие освещения или недостаточная освещенность рабочих мест работников рабочих профессий в производственном помещении является нарушением требований санитарных правил к эксплуатации производственных помещений и в этой связи не может рассматриваться при проведении СОУТ как источник вредных производственных факторов, непосредственно связанных с производственным (технологическим) процессом, как того требует Методика.
 


 
Нормы экономически развитых стран по освещенности устанавливают запрет на пульсацию освещенности, наличие которой свидетельствует либо о неисправности источника света, либо о применении люминесцентных ламп, которые могут быть заменены, например, на лампы накаливания или светодиодные лампы, не обладающие эффектом пульсации. Ввиду отсутствия данных о профессиональных заболеваниях, обусловленных пульсацией освещенности, указанный параметр световой среды Методикой не исследуется. 
 
Автор: Джабазян Е.Л.,
редактор журнала