Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Минтруд актуализирует спецоценку
8 апреля 2021 г.
Минтруд актуализирует спецоценку
В уведомлении о начале разработки законопроекта, размещенном разработчиками на портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru, говорится о том, что на основе анализа правоприменительной практики рассмотрения Минтрудом России разногласий по результатам проведения экспертизы качества СОУТ были выявлены случаи, когда реализация данных надзорных мероприятий не являются эффективной в плане удовлетворения обращений заявителей для проведения экспертизы качества СОУТ по следующим основаниям:
— оспаривание заявителями в рамках процедуры рассмотрения разногласий заключения органа государственной экспертизы условий труда (далее — ГЭУТ), подготовленного в соответствии с определением суда, и по результатам которого уже принято судебное решение;
— оспаривание заявителями в рамках процедуры рассмотрения разногласий заключения органа ГЭУТ, подготовленного по материалам отчета о результатах проведения СОУТ, срок действия которого истекает в течение ближайшего года;
— повторное оспаривание заявителями в рамках процедуры рассмотрения разногласий повторного заключения органа ГЭУТ, подготовленного по результатам рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ, когда Минтруду России приходится подтверждать замечания, содержащиеся в первичном заключении о рассмотрении разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ.
В правоприменительной практике реализации законодательства о СОУТ (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее — Закон № 426-ФЗ) во ФГИС СОУТ выявлено отсутствие результатов идентификации вредных производственных факторов на рабочих местах, сведения о которых размещаются в информационной системе, что не позволяет эффективно использовать данную информацию в целях экспертизы качества СОУТ и рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ. Это часто приводит к необходимости при проведении экспертизы качества СОУТ дополнительного запроса у работодателя Отчета о результатах проведения СОУТ в бумажном виде.
Принятие законопроекта также позволит повысить эффективность применения информационных ресурсов ФГИС СОУТ, улучшить представление результатов проведения у работодателей СОУТ, которые могут быть использованы при проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Процедура рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ была введена Законом № 426-ФЗ с целью повышения качества и эффективности работы органов ГЭУТ субъектов РФ, разрешения возникающих разногласий между ними и субъектами трудовых отношений, а также исключения возможной дополнительной административной и финансовой нагрузки на работодателей и организации, проводящие СОУТ, обусловленных деятельностью органов ГЭУТ. Реализация данной процедуры позволила повысить качество и эффективность работы органов ГЭУТ за счет устранения ошибок в работе и совершенствования процедуры проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Раньше основной причиной были допущенные ошибки органов по труду субъектов РФ при проведении ими экспертизы качества СОУТ. В настоящее время основной причиной обращений является несогласие организаций, проводящих СОУТ, и работодателей с содержащимися заключении экспертизы замечаниями по оформлению материалов отчета о результатах проведения СОУТ, а также обращения работников за получением указанной услуги в связи с поданными ими в адрес работодателя судебными исками и вынесенными по ним решениями не в пользу истца по результатам экспертизы качества СОУТ в соответствии с судебным определением.
Нередко заявители обращаются в Минтруд России, когда по указанным выше судебным разбирательствам судебным органом уже принято и опубликовано решение, пытаясь оспорить заключение экспертизы качества СОУТ, на основании которого было принято указанное судебное решение. Кроме того, предметом разногласий стали отчеты о проведении СОУТ у работодателей, у которых истекает 5-летний срок действия, вследствие несогласия вновь принятых работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах.
Рассмотрение таких разногласий Минтрудом России не позволяет удовлетворить просьбы заявителей, приводит к дополнительным временным затратам на реализацию данной процедуры при отсутствии достаточной эффективности, снижает эффективность работы Минтруда России как федерального органа исполнительной власти.
Игорь Волошин