Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
В закон «О специальной оценке условий труда» внесут изменения
1 июля 2021 г.
Законопроект направлен на внедрение цифровых технологий при оказании государственной услуги по аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ, использование электронной цифровой подписи при оформлении результатов проведения СОУТ, совершенствование процедур реализации государственной услуги по рассмотрению разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ, а также обеспечение возможности получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ, без необходимости обращения непосредственно в ведомство.
В настоящее время сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ выдается исключительно на бумажном носителе, что усложняет процесс получения разрешительного документа, дающего право на осуществление соответствующего вида деятельности.
Кроме того, с развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные цифровые технологии при оформлении результатов проведения СОУТ в электронном виде. Вместе с тем, рамками действующего законодательства предусмотрена подготовка документации по специальной оценке условий труда на бумажном носителе, которая утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии, а также работниками при ознакомлении с результатами проведенной СОУТ на их рабочих местах.
Кроме того, организации, проводящие СОУТ, а также работодатели, заключающие с такими организациями гражданско-правовой договор на проведение СОУТ, в целях подтверждения сведений, представленных в реестре организаций, проводящих СОУТ, вынуждены дополнительно обращаться в Минтруд России за получением соответствующей информации. Подготовка выписки из реестра требует временных затрат и является дополнительной нагрузкой для заинтересованных сторон, связанной с необходимостью направления заявителем запроса в Минтруд России и ожидания соответствующей информации.
Приведение указанных процедур к современным цифровым стандартам, а именно, выдача сертификата эксперта и выписки из реестра в электронном виде, а также возможность использования электронной цифровой подписи при согласовании отчетной документации о проведении СОУТ, позволит сократить издержки заинтересованных сторон, связанные с необходимостью обращения в Минтруд России, а также позволит, в случае необходимости и наличия соответствующих технических возможностей, осуществить переход от существующей модели бумажного документооборота к цифровому обмену информацией.
Кроме того, реализация выдачи разрешительных документов и выписок из реестра в электронном виде позволит оптимизировать работу Минтруда России, связанную с подготовкой и направлением заявителям соответствующих документов на бумажном носителе, одновременно снизив риск возникновения технических ошибок вследствие человеческого фактора при обработке запросов заявителей.
Также проектируемыми нормами законопроекта предусматривается расширение функционала Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС СОУТ). В настоящее время во ФГИС СОУТ отсутствует возможность учета сведений о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на норму законодательства о СОУТ, предусматривающую, что проведение СОУТ, в том числе, может использоваться для оценки уровней профессиональных рисков. Для реализации указанного положения потребуется разработка и утверждение порядка сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработка функционала ФГИС СОУТ, поэтому законопроектом предусматривается отсроченное вступление в силу предлагаемого регулирования до 1 марта 2023 г.
Кроме того, нормами проекта федерального закона предусматривается механизм предоставления экспертными организациями в адрес Минтруда России актуальных сведений об экспертном составе, а также о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, в электронном виде посредством личного кабинета организации, проводящей специальную оценку условий труда, который имеется в настоящее время во ФГИС СОУТ у всех таких организаций.
Соответствующее нововведение позволит более эффективно применять механизм контроля за экспертными организациями посредством использования автоматических сервисов ФГИС СОУТ по выявлению несоответствий требованиям законодательства, устранит необходимость направления соответствующей информации в Минтруд России на бумажном носителе, как это предусмотрено в настоящее время, упростит процедуру получения и обработки поступившей информации.
По результатам правоприменительной практики рассмотрения Минтрудом России разногласий по результатам проведения экспертизы качества СОУТ выявлены случаи, когда реализация указанной государственной услуги заведомо не является эффективной в части возможности удовлетворения обращения заявителей. Предложенное регулирование обеспечивает упорядочивание процедуры рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ, в том числе, посредством введения запрета на рассмотрение разногласий, если по указанной экспертизе уже принято и опубликовано решение судебного органа.
Закон должен вступить в силу с 1 марта 2022 года.
Игорь Волошин