Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Вводятся дистанционные медицинские осмотры водителей
8 июня 2023 г.
С 1 сентября 2023 года будет введена новая форма медицинских осмотров работников – проведение обследований в дистанционном формате. Вступает в силу Закон от 29 декабря 2022 года № 629-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья гранедан в Российской Федерации» и статью 23 Федерального закона
«О безопасности дорожного движения».
«О безопасности дорожного движения».
Работодатели смогут применять специальные медизделия для дистанционного мониторинга состояния здоровья водителей автотранспортых средств, а также передавать соответствующие данные для обработки. Контроль будет осуществляться до начала, во время и по окончании рабочего дня. Достоверность проведения медосмотров будет обеспечиваться идентификацией конкретного работника. Медицинские приборы и специальное программное обеспечение, применяемое в целях контроля, подлежат государственной регистрации.
Дистанционные медицинские осмотры позволят выявлять:
- дистанционные признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников;
- острые профессиональные заболевания или отравления;
- признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Поправками уточнены отдельные положения Федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения» для совершенствования медицинского обеспечения безопасности дорожного движения в части проведения медицинских осмотров и контроля медицинских показаний водителей транспортных средств, снижения травматизма и дорожно-транспортных происшествий при выполнения работ и оказания услуг связанных с использованием транспортных средств.
Поправки в указанные федеральные законы разработаны с учетом положений проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по совершенствованию проведения медицинских осмотров», разработанного Минздравом России и подготовленного в рамках реализации Плана мероприятий («Дорожной карты») по разработке порядка проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контроля транспортных средств.
Следует отметить, что проект рассматриваемого нами федерального закона проходил утверждение параллельно с указанным законопроектом Минздрава России, разработка которого осуществляется с 2017 года. Однако законопроект в Госдуму внесен не был и вернулся на доработку в Минздрав России.
В условиях действующих ограничительных мер и сложной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации внедрение дистанционных технологий является актуальным вопросом и позволит сократить распространение различных инфекционных заболеваний (в том числе COVID-19) среди работающего населения.
Законодатели наделили Минздрав России полномочиями по утверждению порядка проведения предварительных, периодических, предсменных, предрейсовых, текущих (внутрисменных, внутрирейсовых), послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, необходимость проведения которых установлена иными федеральными законами, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в связи с имеющейся актуальной потребностью работников и работодателей, которые в каждодневном режиме осуществляют организацию и проводят обязательные медицинские осмотры, направленные на обеспечения безопасности дорожного движения и сохранение жизни и здоровья людей.
Минздравом России устанавливаются особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. Особенности использования медицинских изделий, обеспечивающих дистанционный контроль и передачу информации о состоянии здоровья работников, предполагается установить в сответствии с порядками проведения указанных медицинских осмотров.
В частности, такой порядок уже нормативно закреплен в Федеральном законе от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
Особенности правового регулирования проведения медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) установлены статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации. Для отдельных категорий работников отдельными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться указанные виды медицинских осмотров.
Медицинскими изделиями, которые обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, являются различного рода устройства фактической передачи сведений о произведенном медицинском осмотре.
Авторы закона отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано не менее 15 медицинских изделий, которые способны обеспечить автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников. Их изготовителями являются организации, зарегистрированные в качестве юридических лиц на территории Российской Федерации.
К таким медицинским изделиям, например, относятся:
- Комплекс аппаратно-программный для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека по ТУ 26.60.12-001-26540932-2019 (регистрационное удостоверение от 07.08.2020 № РЗН 2020/11609, изготовитель ООО «ТМ-Сервис»);
- Комплекс программно-аппаратный медицинского осмотра «Страж» по ТУ 26.60.12-002-75538036-2019 (регистрационное удостоверение от 13.05.2021 № РЗН 2021/14299, изготовитель ООО «БИОСОФТ-ПМО»);
- Автоматизированная система предсменных / предрейсовых (послесменных / послерейсовых) осмотров «АСПО» по ТУ 26.60.12-001-12425058-2018 (регистрационное удостоверение от 13.01.2021 № РЗН 2020/13066, изготовитель ООО «КАС»).
- Принятие закона позволит создать дополнительные правовые основы для функционирования эффективной системы контроля за здоровьем работника и снижения рисков развития профессиональных заболеваний.
- Внедрение указанных информационных систем значительно повысит уровень безопасности дорожного движения при снижении затрат и периода времени, необходимого для прохождения работниками обязательных медицинских осмотров.
Порядок проведения проведения предсменных и предрейсовых медицинских осмотров обсуждался в ходе круглого стола в Общественной палате Российской Федерации по теме «О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств», а также в комитетах и комиссиях Государственной Думы Российской Федерации. Введение в практику медосмотров медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированный контроль и дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников, активно поддержано профессиональным сообществом автотранспортной отрасли.
За счет средств работодателя проводятся обязательные медосмотры работников:
- занятых на работах, связанных с движением транспорта;
- занятых на тяжелых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда (включая подземные работы);
- предприятий пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений;
- ведомственной охраны.
Текст: Игорь Волошин.