Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

28 июня 2024 г.

Порядок бесплатной выдачи работникам смывающих средств

Нормы выдачи смывающих средств работодатель разрабатывает на основе Единых типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных Приказом Минтруда России от...

Публикации

1 августа 2024 г.

Консультация: обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда

В организации устанавливается структура и порядок функционирования СУОТ. Для этого принимается специальный локальный нормативный акт, учитывающий требования Примерного положения о системе управления охраной труда,...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Минтруд России утвердил особенности проведения специальной оценки условий труда экипажей воздушных судов гражданской авиации

5 августа 2024 г.

С 1 марта 2025 года вступит в  силу Приказ Минтруда России от 6 мая 2024 года № 255н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации»...












Документ был разработан в целях совершенствования процедуры специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), повышения качества проведения СОУТ и достоверности результатов измерений уровней вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении указанных рабочих мест и обеспечения социальной защиты членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.






 
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), который ввел процедуру проведения СОУТ на рабочих местах. С учетом предложений федеральных органов исполнительной власти в развитие положений Закона № 426-ФЗ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 290 «Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей» (далее – Постановление № 290), в соответствии с которым  Минтруд России должен был утвердить особенности проведения СОУТ на рабочих местах отдельных категорий работников.

Пунктом 2 указанного Перечня было предусмотрено установление Приказом Минтруда России особенностей проведения СОУТ в отношении рабочих мест членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Взамен утратившему силу Постановлению № 290 было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2022 года № 1830 «О Перечне рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей» (далее – Постановление № 1830). В порядке преемственности в утвержденном Постановлением № 1830 Перечне был сохранен соответствующий пункт 2, который затрагивает рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

В соответствии с поручением, содержащимся в Постановлении № 830, в течение 2014 – 2015 годов разрабатывался Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее – Проект документа). Для этого была создана рабочая группа, сформированная из представителей Минтранса России, Профсоюза летного состава России, крупнейших авиакомпаний Российской Федерации.

По мнению разработчиков до принятия Проекта документа СОУТ на рабочих места экипажей воздушных судов гражданской авиации может проводиться в соответствии с требованиями Методики проведения СОУТ, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н (далее – Методика № 33н). Однако в данном случае не будет обеспечен учет специфики выполнения работ, связанных с осуществлением полетов, а также особенностей воздействия отдельных вредных (опасных) производственных факторов, характерных для рабочих мест членов летных и кабинных экипажей (например, напряженности трудового процесса при выполнении маневров воздушного судна при взлете и посадке). Практика проведения СОУТ показывает, что это приводит к снижению размеров гарантий и компенсаций, предоставляемых указанным работникам.









Проект документа в 2015 году прошел процедуру оценки регулирующего воздействия, неоднократно обсуждался на заседаниях рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Однако в процессе разработки была выявлена проблема отсутствия законодательно разрешенного доступа не связанных с полетами лиц в кабину пилотов при осуществлении авиарейсов. Разрешение доступа в кабину пилотов специалистов экспертных организаций, осуществляющих проведение СОУТ, было обеспечено изданием Приказа Минтранса России от 18 сентября 2018 года № 333 «О внесении изменений в федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года № 128». Это позволило возобновить работу над Проектом документа.

Была подготовлена редакция Проекта документа, учитывающая итоги его рассмотрения ведущими авиакомпаниями Российской Федерации, Минтрансом России, рабочей группой по проведению «регуляторной гильотины» в сфере трудовых отношений и охраны труда, а также результаты выполненной ФГНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» НИР по исследованию условий труда и профессиональной заболеваемости членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Вступление в силу 1 марта 2025 года Приказа № 255н, по мнению его разработчиков, создаст условия для улучшения социальной защиты членов экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет получения более достоверных результатов СОУТ, учитывающих особенности воздействия отдельных вредных (опасных) производственных факторов на здоровье указанных категорий работников, что повлияет на размер  предоставляемых им соответствующих гарантий (компенсаций).








Положениями Приказа № 255н установлено, что эксперты и иные работники организации, проводящей СОУТ, которые непосредственно участвуют в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей, перед началом работ должны пройти вводный инструктаж по охране труда в объеме общих правил поведения, а также досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном статьей 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади, личных вещей и так далее. Осмотр проводится в целях обнаружения предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности. Также данные меры направлены на предотвращение актов незаконного вмешательства, а акже на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.

Специалисты экспертных организаций, проводящие СОУТ, в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года № 128 (с изм. и доп.) (далее – ФАП № 128), осуществляют свою деятельность под контролем представителя работодателя, являющегося эксплуатантом соответствующих воздушных судов.








В соответствии с «Особенностями проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденными Приказом № 255н, рабочие места членов экипажей в воздушных судах одного типа, в том числе различных моделей и модификаций, признаются аналогичными рабочими местами, если удовлетворяют соответствующим требованиям, установленным частью 6 статьи 9 Закона № 426-ФЗ.








 
Воздушные суда признаются аналогичными, если расположенные на них соответствующие рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации удовлетворяют требованиям к аналогичным рабочим местам, указанным в части 6 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, а также установлено соответствие сведений, содержащихся в сертификатах летной годности воздушного судна.

Для признания воздушных судов аналогичными проводится изучение и соотнесение сведений из сертификатов летной годности указанных воздушных судов, выданных после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации, иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна и другими документами, указанными в пункте 3 «Особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденных Приказом № 255н.

Воздушные суда, в которых расположены аналогичные рабочие места, признаются аналогичными воздушными судами по решению Комиссии по проведению СОУТ у работодателя, формируемой и осуществляющей свою деятельность в соответствии с частями 1 – 5 статьи 9 Закона № 426-ФЗ.

Результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов применяются в отношении всех имеющихся типов аналогичных воздушных судов у работодателей, участвовавших в совместном проведении исследований (испытаний) и измерений. Оценка условий труда (или установление класса условий труда) на рабочих местах производится у каждого работодателя, участвовавшего в совместном проведении исследований (испытаний) и измерений, экспертом организации, проводящей у данного работодателя СОУТ.















В соответствии с положениями Приказа № 225н обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей подлежат предусмотренные Методикой № 817н вредные и (или) опасные производственные факторы, идентифицированные (установленные) экспертом организации, проводящей СОУТ.

В соответствии с требованиями пунктов 3.126 и 3.128 ФАП № 128 исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов проводятся во время контрольного полета (облета).









В соответствии с пунктом 3.128 ФАП № 128 в зависимости от программы контрольного полета на борту воздушного судна могут находиться специалисты научно-исследовательских организаций, лица инженерно-технического состава, специалисты для проведения исследований, измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в целях СОУТ на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с необходимым измерительным оборудованием, а также другие специалисты, которые включаются в список находящихся на борту воздушного судна лиц.









Измерения проводятся до и после запуска двигателей воздушного судна для получения исходных значений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов и далее на всех этапах полета (взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, посадка) в эксплуатационном режиме, определенном руководствами по летной и технической эксплуатации конкретного типа воздушного судна, а также во время предполетных и послеполетных работ.








Исследования (испытания) и измерения параметров тяжести и напряженности трудового процесса, идентифицированных на рабочих местах членов кабинных экипажей воздушных судов, допускается проводить во время коммерческих перевозок пассажиров с учетом требований пункта 5.16.1 ФАП № 128.









Комиссией по проведению СОУТ может быть принято решение о возможности проведения исследований (испытаний) и измерений параметров тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов в условиях моделирования полета соответствующего типа воздушного судна на тренажерах, требования к которым установлены Федеральными авиационными правилами «Требования к тренажерным устройствам имитации полета, применяемым в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов», утвержденными Приказом Минтранса России от 12 июля 2019 года № 229. Комиссия определяет условия моделирования полета воздушного судна – продолжительность, высоту и другие условия полета.








В соответствии с положениями части 7 статьи 12 Закона № 426-ФЗ Комиссия по проведению СОУТ имеет право принять решение по использованию в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей воздушных судов результаты производственного контроля условий труда. Также могут использоваться результаты сертификационных испытаний воздушных судов, при которых определяются эксплуатационно-технические характеристики воздушного судна при допуске его к эксплуатации, проведенных не более, чем за пять лет до дня проведения СОУТ.

В дополнение к сведениям, указываемым в Отчете о проведении СОУТ, оформляемом по установленной форме, утвержденной Методикой № 817н, в разделе «Используемые материалы и сырье» строки 022 раздела III указывается тип применяемого топлива и смазочных масел (в случае идентификации на рабочем месте химического фактора), а в разделе «Используемое производственное оборудование» данной строки приводятся следующие данные:

– наименование и бортовой (заводской) номер воздушного судна;
– наименование и номера двигателей и вспомогательной силовой установки воздушного судна;
– наработка планера и двигателей воздушного судна на момент начала проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей, дата последнего капитального ремонта;
– тип применяемой авиагарнитуры, год ее выпуска.



 







Обзор подготовил: 
Игорь Волошин