Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Минэкономразвития дало свое заключение о законопроекте "О специальной оценке условий труда"
8 августа 2013 г.
Первую версию пакета законопроектов по страховым пенсиям, по продлению выбора вариантов накопительной пенсионной стратегии, а также документ о специальной оценке условий труда ведомство Максима ТОПИЛИНА представило в начале лета. Как сообщал сам министр труда Максим ТОПИЛИН, внести его в Госдуму планируется в осеннюю сессию. Однако пока на этапе согласования с правительством ход законопроектов буксует — в то время как вступить в силу они, за исключением отдельных положений, должны уже с 1 января 2014 года.
На прошлой неделе Минэкономразвития представило свою оценку законопроекту – по результатам Министерству труда и социальной защиты придется основательно потрудиться, чтобы успеть его переработать и при этом уложиться в сроки. А пропустить дедлайн нельзя: поручение заняться разработкой законопроекта дал президент Владимир ПУТИН.
Сегодня законодательство предусматривает несколько процедур исследования условий труда на вредном производстве: аттестация рабочих мест, по результатам которой высчитываются бонусы работникам (сокращенный рабочий день, продолжительность отпуска, повышенная зарплата и другие гарантии), госэкспертиза, работа сертифицирующих организаций. Все эти процессы должны быть трансформированы в одну систему.
«Революционные и прогрессивные», – так охарактеризовала поправки Минтруда член президиума «Опоры России» Марина БЛУДЯН. – Зачем проверять офисы, банки, госучреждения и аттестовать каждое рабочее место?
Минэкономразвития в своем отзыве отметило, что критерии определения вредности прописаны очень нечетко. В частности, не затронуты вопросы гигиенической оценки условий труда и их нормативы, никак не оговариваются критерии оценки травмоопасности и эффективности защиты. Соответственно, нельзя будет и оценить, как работодатель занимается предотвращением аварийных ситуаций и составлением инструкций по охране труда, а также расследует уже произошедшие несчастные случаи.
«По действующему законодательству от работника, задействованного на вредном производстве, можно просто «откупиться» надбавками. Минтруда же хочет эту надбавку сократить, но зато высвобожденные средства пойдут на покупку средств защиты и общее усовершенствование технологического процесса», – поясняет Марина БЛУДЯН.
Всего департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития насчитал 12 понятий, не раскрытых в законопроекте: не указан порядок обжалования результатов специальной оценки труда со стороны работника в досудебном порядке, нет правил обжалования работодателем заключений аттестационной организацией и т.д.
В оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития даже предлагает собственную трактовку понятия критерия оценки труда: это признак, который должен характеризовать отклонение значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов, а класс условий труда должен определяться как показатель, который, исходя из критерия, устанавливает величину уровня воздействия на организм человека по вредности и опасности.
Кроме того, по логике предложенного Минтруда законопроекта, даже незначительные изменения технологического процесса, в том числе связанные с заменой оборудования, должны повлечь за собой необходимость внеплановой оценки условий труда — на это тоже обращает Минэкономразвития. Вопросы вызвали и требования к самим аттестационным структурам, а также порядок урегулирования их разногласий с представителями бизнеса.
«Требование обязательности измерения ионизирующего излучения не только не обосновано, так как рабочие места, требующие его измерения, встречаются крайне редко, но и влечет дополнительные расходы организаций, претендующих на право оказания услуг специальной оценки», — считают в ООО «Магаданский региональный центр охраны труда» (МРЦОТ). По оценкам компании, разовые затраты для каждой составят 530 тыс. рублей, для всех – 449 млн рублей. МРЦОТ предложил исключить из списка обязательных факторы, которые заказчик услуги не заявляет или заявляет крайне редко.
Необоснованные издержки могут понести и работодатели.
«В настоящее время стоимость аттестации одного рабочего места для предприятия малого бизнеса составляет от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, в то время как, по экспертным оценкам, стоимость процедуры специальной оценки условий труда с участием учреждений Роспотребнадзора увеличится до 15 – 20 тыс. рублей», – заявили в «Опоре России».
«Учитывая, что законопроект предполагает передачу полномочий по осуществлению оценки условий труда от государственных структур к частным, очевидным барьером для его утверждения станет отсутствие прозрачных и понятных процедур аккредитации и регулирования деятельности предприятий в области оценки условий труда», – говорит ведущий консультант по финансам «Нексиа Пачоли Консалтинг» Андрей КОРОВЕНКОВ. По его словам, без устранения замечаний к ключевым положениям судьба этого документа выглядит весьма сомнительно.
Статья написана на основе заключения об оценке регулирующего воздействия законопроектов, размещенного на сайте Минэкономразвития.