Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
При взаимном согласии работника и работодателя льготы «за вредность» можно монетизировать
4 марта 2014 г.
Процедура специальной оценки условий труда, внедряемая в компании взамен аттестации рабочих мест, должна объективно решать вопросы о необходимости и объеме компенсаций за вредный труд. Пакет законов, регламентирующий проведение работодателями специальной оценки условий труда (СОУТ), вступил в силу с начала года.
Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин ГАПАНОВИЧ, выступая на сетевом совещании по вопросам внедрения СОУТ, подчеркнул важность спецоценки именно с точки зрения справедливого возмещения за работу во вредных условиях. «В течение пяти лет мы вели диалог с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями по ключевым положениям законопроекта о специальной оценке условий труда. Отрадно, что все наши предложения были учтены в окончательном варианте закона», – заметил он.
В методике проведения СОУТ есть существенные отличия от аттестации в части оценки факторов вредности. По словам исполнительного директора Клинского института охраны и условий труда Андрея МОСКВИЧЕВА, при проведении СОУТ учитываются только те факторы, влияние которых на здоровье работника можно оценить при помощи инструментальных замеров. «К примеру, оценка фактора напряжённости труда, в частности эмоциональных или интеллектуальных нагрузок, носит субъективный характер. Эмоции человека или ту же степень ответственности за безопасность других людей нельзя замерить, поэтому эти факторы при определении вредности рабочего места теперь не будут оцениваться», – констатирует он.
Не станут предметом оценки травмоопасность и обеспечение средствами индивидуальной защиты. «Если на рабочем месте, к примеру, лежит камень, о который сотрудник может споткнуться, то он имеет право отказаться от работы, пока работодатель его не уберет. То же касается и СИЗ, без них человек просто не может приступить к работе», – добавляет Андрей МОСКВИЧЕВ.
Сегодня в ОАО «РЖД» существует чуть более 158 тыс. рабочих мест с вредными условиями труда, на которых трудится почти 462 тыс. человек. В прошлом году все рабочие места с устранимыми вредными факторами (их оставалось 7,5 тыс.) были приведены в соответствие с требованиями норм охраны труда. За 5 лет доля рабочих мест с вредными условиями в ОАО «РЖД» снижена с 47% до 37%. В 2013 году улучшены условия труда на 46 тыс. рабочих мест. Затраты компании при этом составили свыше 600 млн руб.
По словам Валентина ГАПАНОВИЧА, в целом в 2013 году компания потратила на мероприятия по охране труда около 16 млрд руб. «Расходы на одного работника составили в среднем 19 тыс. руб. Для сравнения, в 2005 году этот показатель равнялся 6,5 тыс. руб. Сюда входит и приобретение средств защиты, и медицинские осмотры, и профилактика травматизма, и улучшение условий труда. Подход к этим вопросам у нас был и остаётся очень серьезный», – отметил вице-президент.
В зону «особого внимания» сегодня попадают сотрудники, занятые на работах с вредными условиями труда в классах 3.2 (факторы, вызывающие стойкие функциональные изменения в здоровье), 3.3 (развитие профессиональных болезней) и 3.4 (возможность возникновения тяжёлых форм профзаболеваний). В планах на 2014 год – улучшение условий их труда, после чего проведение спецоценки этих рабочих мест по новой методике и правилам. После этого количество сотрудников, получающих компенсации, может объективно сократиться. Однако до этого времени все льготы сохранятся. Сегодня доплаты «за вредность» получают 471 тыс. работников компании, дополнительный отпуск – 275 тыс.
Абсолютной новеллой закона о СОУТ стала возможность с согласия самого работника заменять дополнительный отпуск сверх минимальной продолжительности деньгами, а также выплачивать компенсацию в обмен на 40-часовую рабочую неделю вместо укороченной, которая полагается «вредникам» по ТК.
«Согласно новому закону, право на 36-часовую рабочую неделю имеют 79 тыс. сотрудников компании, работающих в классах 3.3 и 3.4. Для всех работников, занятых на работах с вредными условиями с 3.2 по 3.4 класс, предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск, – говорит начальник департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Сергей САРАТОВ. – При обоюдном согласии работодателя и работника эти льготы можно монетизировать. Вместо сокращённой рабочей недели – получить дополнительно денежную компенсацию. Дополнительный отпуск сверх семи дней, а у нас есть такие отпуска, в том числе для локомотивных бригад, также по согласованию, можно заменить на доплату за эти дни исходя из среднего заработка за каждый день».
Все изменения в части компенсаций «вредникам» будут зафиксированы дополнительным соглашением к действующему Коллективному договору. «Одновременно проходят коллективные переговоры по внесению соответствующих изменений и дополнений в Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта, – говорит председатель Роспрофжела Николай НИКИФОРОВ. – Принципиальная договорённость по всем изменениям достигнута, однако пока не урегулированы разногласия, касающиеся установления «нижнего» порога компенсационных выплат, обязательного для всех организаций холдинга «РЖД». В таком важном вопросе надеемся на социальную ответственность работодателя».
Кроме прочего, с 2014 года повышается размер взносов работодателя в ПФР для досрочных пенсий «вредников». Доптариф по списку 1 составляет сейчас 6%, по списку 2 – 4%. К 2015 году взнос вырастет до 9% и 6% соответственно. От уплаты взносов может быть освобождено рабочее место, условия труда на котором будут признаны оптимальными или допустимыми. «Это обязывает нас усилить профилактическую работу. Переводя рабочие места из одного класса в другой, мы, с одной стороны, улучшаем условия труда, а с другой – экономим средства компании. В этом году мы обязаны перевести в более низкий класс вредности не менее 5% рабочих мест», – говорит начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий РАЕНОК.
Источник: gudok.ru