Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Кинематографистам могут ввести восьмичасовой рабочий день
23 мая 2014 г.
Съемочные группы, согласно проекту приказа Министерства культуры Российской Федерации, должны работать по 40 часов в неделю – против этих планов уже выступили кинопродюсеры. Рабочая группа при Минкультуры под руководством замминистра Григория Ивлиева предлагает установить график работы и отдыха для работников сферы кинематографии и телевидеосъемочных коллективов. Группа разработала соответствующий проект приказа (есть в распоряжении «Известий»). Для актеров, режиссеров, операторов, каскадеров и прочих участников кинопроизводства этим документом предусмотрен 8-часовой рабочий день, а недельная норма рабочего времени не должна превышать 40 часов. В случае подписания приказа актеры смогут рассчитывать на существенные доплаты за переработки.
В регулировании трудовых отношений кинокомпаний и наемных работников предполагается задействовать профсоюзы. Они, исходя из текста проекта приказа, должны участвовать в обсуждении правил внутреннего распорядка кинокомпаний: согласовывать продолжительность перерывов на обед и следить за суммированием учета рабочего времени и прочее. По замыслу Минкультуры, продолжительность отдыха работников киноиндустрии в период съемок не должна быть меньше 12 часов в сутки. Кроме того, работники кино смогут отдыхать в нерабочие праздничные дни, такие как 9 мая или 8 марта. Проект приказа разослан участникам отрасли.
Глава Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис КИРИС (в правление профсоюза входит Игорь ПЕТРЕНКО, Владимир ВДОВИЧЕНКОВ и другие актеры) говорит, что сейчас съемочные группы в России даже при установленном трудовым договором графике работают сверх нормы – и рабочий день может достигать 20 часов. При этом требовать от продюсеров других условий они не вправе, так как теле- и кинокомпании предпочитают заключать с наемными сотрудниками не трудовые контракты, а гражданско-правовые договоры подряда. На деле, продолжает Денис КИРИС, об охране труда и соблюдении режима рабочего времени речи не идет. Производственные травмы, например, трактуются как бытовые, а значит, не оплачиваются. Кроме того, по условиям подряда режиссеры, актеры, каскадеры и другие временные работники на киностудии не могут получать пенсионные отчисления.
– Продюсеры практически не заключают трудовых договоров. А значит, нужно сделать хоть что-то, чтобы защитить работников теле- и киноиндустрии от работы на износ, – полагает глава профсоюза. – И потом, кинокомпании получают госфинансирование на съемку фильмов. Мы считаем, что в этих условиях они обязаны обеспечить честные трудовые отношения со своими работниками.
Юрист адвокатского бюро «Князев и партнеры» Зиннур ЗИННЯТУЛЛИН отмечает, что подрядные соглашения де-факто не попадают под действие Трудового кодекса, но актеры, чьи права нарушены, всё же могут обратиться в суд для признания подрядных соглашений срочными трудовыми. Однако вероятность того, что удастся это доказать, мала.
– Большой вопрос, признает ли суд эти отношения трудовыми. Ведь подрядные соглашения регулируются Гражданским кодексом. Доказать, применим ли к такому соглашению Трудовой кодекс, сложно, – говорит юрист.
Российские продюсеры живо отметают доводы профсоюза. Сопредседатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), президент кинокомпании «Амедиа» Александр АКОПОВ объясняет: рабочий день в киноотрасли по всему миру является ненормированным.
– В нормировании и стандартизации ничего плохого нет. Но надо понимать специфику рынка. На площадках работают временные коллективы, все кинематографические профессии – это все же профессии с временной занятостью, – считает Александр АКОПОВ.
Что касается отказа продюсеров заключать трудовые договоры с участниками съемочного процесса, то Александр АКОПОВ утверждает, что кинокомпании действуют в рамках правового поля.
– Я не помню реальных трудовых конфликтов на площадке, – говорит продюсер.
АПКиТ уже направила свой отзыв на проект приказа в министерство на имя замминистра Григория ИВЛИЕВА, который председательствует в рабочей группе по совершенствованию трудовых отношений в сфере киноиндустрии. В письме, с которым ознакомились «Известия», отмечается, что ведомственный приказ должен распространяться только на работников и организации кинематографии и телевидеосъемочные коллективы, которые заключили друг с другом трудовые договоры.
Творческие работники, по мнению АПКиТ, должны быть исключены из сферы действия приказа, поскольку они уже внесены в правительственный Приказ № 252, по которому их трудовая деятельность регулируется Трудовым кодексом РФ. Возможен и другой вариант — приказ может распространяться и на работников киноиндустрии, если в их трудовых договорах нет положений о распорядке рабочего времени и отдыха, пишут продюсеры. Кроме того, АПКиТ предлагает ввести в законодательство понятие «теле- и видеосъемочные коллективы», иначе под действие приказа министерства могут попасть любительские видеостудии или ИП, занимающиеся свадебными видеосъемками. В эту категорию могут попасть также интернет-телеканалы, так как они тоже осуществляют телевизионную съемку.
Еще продюсеры подчеркивают, что в России нет авторитетного профсоюза кино и телевидения, который бы отвечал требованиям репрезентативности. На это в Независимом профсоюзе актеров театра и кино отвечают, что готовы объединить усилия с Межрегиональным профсоюзом работников кино- и телеиндустрии, а также с Профсоюзом каскадеров для того, чтобы создать в России профсоюз, подобный Гильдии киноактеров США. Но и продюсеры, в свою очередь, должны учредить достойную ассоциацию для того, чтобы оба сообщества могли общаться в рамках правового поля, отмечает Денис КИРИС.
Создавать аналог американской гильдии в России придется практически с нуля. Интересы киноработников в США с 1933 года представляет профсоюз. Гильдия тщательно следит за условиями контрактов, заключенных актерами с киностудиями, представитель профсоюза присутствует на съемочной площадке. В случае нарушения трудового распорядка наемный работник в праве обратиться в профсоюз для решения своих проблем. От гильдии актерам поступает роялти от проката фильма, в котором он снялся, отчисления при наступлении пенсионного возраста, также профсоюз предоставляет своим членам страховку и различные льготы. Такая забота со стороны профсоюза не случайна – актеры платят профсоюзу до 40% от своего гонорара.
– В российской индустрии не только подобного порядка нет, но и условия трудового договора сплошь и рядом нарушаются, – утверждает российский актер Игорь ЖИЖИКИН, более 10 лет проработавший в Голливуде. – Переработки у нас считаются нормой. Если на Западе продюсер выходит за рамки рабочего распорядка актера, то он за это заплатит. В России таких наказаний не последует.
Игорь ЖИЖИКИН является членом Гильдии киноактеров США и считает, что российский профсоюз должен более активно бороться за права работников киноиндустрии.
– На съемках фильма «Вий» я по 10 часов работал в силиконовом костюме. Профсоюз в США никогда бы не допустил, чтобы я больше трех часов проводил в таком костюме, потому что это вредно для здоровья. А в России такая ситуация считается в порядке вещей, – говорит он.
Нормированный график, по мнению актера, не только не будет затягивать процесс съемок,
но и, наоборот, ускорит его.
– Сейчас если в России проект запускается, уже потом решают, где что найти. Процесс съемок проходит в расслабленном состоянии. Так не должно быть, отмечает он. – Четкий распорядок заставит продюсеров тщательнее готовиться к съемкам, внимательно планировать их, что в конечном итоге ускорит процесс производства.
Однако российские актеры пока не готовы бороться за свои права, полагает Игорь ЖИЖИКИН: кинорынок перенасыщен, и взбунтовавшегося артиста можно легко заменить на работника, который согласится трудиться на условиях кинокомпании.
Источник: izvestia.ru.