Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

15 апреля 2024 г.

Памятка работодателю. Как реализовать мероприятия по охране труда?

В соответствии с положениями части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации в перечень обязанностей работодателя в области охраны труда входит реализация мероприятий по...

Законодательство

1 сентября 2023 г.

1 сентября 2023 года вступают в силу важные изменения законодательства по охране труда

С развитием цифровизации у ряда работодателей, использующих систему электронного документооборота, возникает потребность использовать современные технологии при оформлении результатов проведения специальной оценки условий труда в...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

28 марта 2024 г.

СОУТ: декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда

Понятие декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлено нормами статьи 11 Федерального закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О...

Кинематографистам могут ввести восьмичасовой рабочий день

23 мая 2014 г.




Съемочные группы, согласно проекту приказа Министерства культуры Российской Федерации, должны работать по 40 часов в неделю – против этих планов уже выступили кинопродюсеры. Рабочая группа при Минкультуры под руководством замминистра Григория Ивлиева предлагает установить график работы и отдыха для работников сферы кинематографии и телевидеосъемочных коллективов. Группа разработала соответствующий проект приказа (есть в распоряжении «Известий»). Для актеров, режиссеров, операторов, каскадеров и прочих участников кинопроизводства этим документом предусмотрен 8-часовой рабочий день, а недельная норма рабочего времени не должна превышать 40 часов. В случае подписания приказа актеры смогут рассчитывать на существенные доплаты за переработки.
 
 
В регулировании трудовых отношений кинокомпаний и наемных работников предполагается задействовать профсоюзы. Они, исходя из текста проекта приказа, должны участвовать в обсуждении правил внутреннего распорядка кинокомпаний: согласовывать продолжительность перерывов на обед и следить за суммированием учета рабочего времени и прочее. По замыслу Минкультуры, продолжительность отдыха работников киноиндустрии в период съемок не должна быть меньше 12 часов в сутки. Кроме того, работники кино смогут отдыхать в нерабочие праздничные дни, такие как 9 мая или 8 марта. Проект приказа разослан участникам отрасли.
 
Глава Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис КИРИС (в правление профсоюза входит Игорь ПЕТРЕНКО, Владимир ВДОВИЧЕНКОВ и другие актеры) говорит, что сейчас съемочные группы в России даже при установленном трудовым договором графике работают сверх нормы – и рабочий день может достигать 20 часов. При этом требовать от продюсеров других условий они не вправе, так как теле- и кинокомпании предпочитают заключать с наемными сотрудниками не трудовые контракты, а гражданско-правовые договоры подряда. На деле, продолжает Денис КИРИС, об охране труда и соблюдении режима рабочего времени речи не идет. Производственные травмы, например, трактуются как бытовые, а значит, не оплачиваются. Кроме того, по условиям подряда режиссеры, актеры, каскадеры и другие временные работники на киностудии не могут получать пенсионные отчисления.
 
– Продюсеры практически не заключают трудовых договоров. А значит, нужно сделать хоть что-то, чтобы защитить работников теле- и киноиндустрии от работы на износ, – полагает глава профсоюза. – И потом, кинокомпании получают госфинансирование на съемку фильмов. Мы считаем, что в этих условиях они обязаны обеспечить честные трудовые отношения со своими работниками.
 
Юрист адвокатского бюро «Князев и партнеры» Зиннур ЗИННЯТУЛЛИН отмечает, что подрядные соглашения де-факто не попадают под действие Трудового кодекса, но актеры, чьи права нарушены, всё же могут обратиться в суд для признания подрядных соглашений срочными трудовыми. Однако вероятность того, что удастся это доказать, мала.
 
– Большой вопрос, признает ли суд эти отношения трудовыми. Ведь подрядные соглашения регулируются Гражданским кодексом. Доказать, применим ли к такому соглашению Трудовой кодекс, сложно, – говорит юрист.
 
Российские продюсеры живо отметают доводы профсоюза. Сопредседатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), президент кинокомпании «Амедиа» Александр АКОПОВ объясняет: рабочий день в киноотрасли по всему миру является ненормированным.
 
– В нормировании и стандартизации ничего плохого нет. Но надо понимать специфику рынка. На площадках работают временные коллективы, все кинематографические профессии – это все же профессии с временной занятостью, – считает Александр АКОПОВ.
 
Что касается отказа продюсеров заключать трудовые договоры с участниками съемочного процесса, то Александр АКОПОВ утверждает, что кинокомпании действуют в рамках правового поля.
 
– Я не помню реальных трудовых конфликтов на площадке, – говорит продюсер.
 
АПКиТ уже направила свой отзыв на проект приказа в министерство на имя замминистра  Григория ИВЛИЕВА, который председательствует в рабочей группе по совершенствованию трудовых отношений в сфере киноиндустрии. В письме, с которым ознакомились «Известия», отмечается, что ведомственный приказ должен распространяться только на работников и организации кинематографии и телевидеосъемочные коллективы, которые заключили друг с другом трудовые договоры.
 
Творческие работники, по мнению АПКиТ, должны быть исключены из сферы действия приказа, поскольку они уже внесены в правительственный Приказ № 252, по которому их трудовая деятельность регулируется Трудовым кодексом РФ. Возможен и другой вариант — приказ может распространяться и на работников киноиндустрии, если в их трудовых договорах нет положений о распорядке рабочего времени и отдыха, пишут продюсеры. Кроме того, АПКиТ предлагает ввести в законодательство понятие «теле- и видеосъемочные коллективы», иначе под действие приказа министерства могут попасть любительские видеостудии или ИП, занимающиеся свадебными видеосъемками. В эту категорию могут попасть также интернет-телеканалы, так как они тоже осуществляют телевизионную съемку.
 
Еще продюсеры подчеркивают, что в России нет авторитетного профсоюза кино и телевидения, который бы отвечал требованиям репрезентативности. На это в Независимом профсоюзе актеров театра и кино отвечают, что готовы объединить усилия с Межрегиональным профсоюзом работников кино- и телеиндустрии, а также с Профсоюзом каскадеров для того, чтобы создать в России профсоюз, подобный Гильдии киноактеров США. Но и продюсеры, в свою очередь, должны учредить достойную ассоциацию для того, чтобы оба сообщества могли общаться в рамках правового поля, отмечает Денис КИРИС.



 

Создавать аналог американской гильдии в России придется практически с нуля. Интересы киноработников в США с 1933 года представляет профсоюз. Гильдия тщательно следит за условиями контрактов, заключенных актерами с киностудиями, представитель профсоюза присутствует на съемочной площадке. В случае нарушения трудового распорядка наемный работник в праве обратиться в профсоюз для решения своих проблем. От гильдии актерам поступает роялти от проката фильма, в котором он снялся, отчисления при наступлении пенсионного возраста, также профсоюз предоставляет своим членам страховку и различные льготы. Такая забота со стороны профсоюза не случайна – актеры платят профсоюзу до 40% от своего гонорара.
 
– В российской индустрии не только подобного порядка нет, но и условия трудового договора сплошь и рядом нарушаются, – утверждает российский актер Игорь ЖИЖИКИН, более 10 лет проработавший в Голливуде. – Переработки у нас считаются нормой. Если на Западе продюсер выходит за рамки рабочего распорядка актера, то он за это заплатит. В России таких наказаний не последует.
 
Игорь ЖИЖИКИН является членом Гильдии киноактеров США и считает, что российский профсоюз должен более активно бороться за права работников киноиндустрии.
 
– На съемках фильма «Вий» я по 10 часов работал в силиконовом костюме. Профсоюз в США никогда бы не допустил, чтобы я больше трех часов проводил в таком костюме, потому что это вредно для здоровья. А в России такая ситуация считается в порядке вещей, – говорит он.
 
Нормированный график, по мнению актера, не только не будет затягивать процесс съемок,
но и, наоборот, ускорит его.
 
– Сейчас если в России проект запускается, уже потом решают, где что найти. Процесс съемок проходит в расслабленном состоянии. Так не должно быть, отмечает он. – Четкий распорядок заставит продюсеров тщательнее готовиться к съемкам, внимательно планировать их, что в конечном итоге ускорит процесс производства.
 
Однако российские актеры пока не готовы бороться за свои права, полагает Игорь ЖИЖИКИН: кинорынок перенасыщен, и взбунтовавшегося артиста можно легко заменить на работника, который согласится трудиться на условиях кинокомпании.
 



Источник: izvestia.ru.