Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Интервью министра труда и социальной защиты Максима Топилина: семейная политика, пенсионное обеспечение, охрана труда
13 ноября 2014 г.
– С рождением детей доходы семьи в расчёте на человека, как правило, снижаются, особенно, если это второй, третий ребенок. Конечно, государство старается в этот период ей всячески помочь. Есть система детских пособий, материнский капитал, программы профобучения женщин во время отпуска по уходу за ребёнком. В 2013 году в большинстве регионов введено новое пособие — на третьего ребёнка. Средний размер — 7,7 тыс. рублей в месяц, и оно выплачивается, пока ребёнку не исполнится три года. Также с прошлого года в стране заработала технология социального контракта. С его помощью семья может существенно повысить свой доход.
– Социальный контракт заключается с малоимущими гражданами, которые сами предпринимают активные действия, чтобы выйти из бедности. В таком случае им оказывается более весомая материальная помощь по сравнению с обычными мерами соцподдержки. Так, одиноко проживающему человеку или семье могут помочь с деньгами на открытие своего дела или развитие личного подсобного хозяйства, оказать помощь с трудоустройством. Для этого нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства, подать необходимые документы. Если все условия соблюдены, заключается соцконтракт.
Если говорить о суммах, то средний размер материальной поддержки составляет 33 тыс. рублей. В отдельных регионах он существенно выше: в Коми — 61 600, Ямало-Ненецком АО — 97 200, Якутии — 119 800, Тверской области — 142 900 рублей. Эта технология начинает пользоваться всё большим спросом. По итогам прошлого года было заключено почти 38 000 соцконтрактов. Из них большая часть — 29 200 контрактов — пришлась на семьи с детьми до 16 лет. В числе лидеров — Якутия, Хабаровский край, Тюменская, Нижегородская области, Ханты-Мансийский округ.
– Балльная система ориентирована на граждан, которые сегодня формируют свои пенсионные права. Нынешние пенсионеры никаких изменений не почувствуют. Для них пенсия будет меняться только за счёт ежегодной индексации. Так, проектом бюджета Пенсионного фонда с 1 февраля 2015 года запланирована индексация страховых пенсий в размере 7,5%, с 1 февраля 2016 г. — 5,5%, с 1 февраля 2017 г. — 4,5%. Цифры по индексации 1 апреля, которая осуществляется по доходам Пенсионного фонда, будут определены позже, исходя из того, как работодатели будут платить взносы в фонд.
– С 2015 года страховая пенсия будет рассчитываться по новой формуле, с применением новой величины — пенсионных баллов. Чем выше зарплата — тем больше баллов за каждый отработанный год вы накопите. Поэтому очень важно получать именно «белую» зарплату. При назначении пенсии баллы, накопленные за все трудовые годы, суммируются. Чем их больше — тем выше будет пенсия. Стоимость самого балла ежегодно будет индексироваться на уровень не ниже инфляции.
Пенсионный возраст остаётся прежним — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Но если отложить выход на пенсию, то можно заработать дополнительные баллы. Размер пенсии в итоге вырастет весьма значительно: почти в полтора раза, если выйти на пенсию на пять лет позже, и более чем вдвое, если выйти на 10 лет позже.
– Действительно, страховые взносы 2014 года в полном объёме, в том числе 6%, учтены в правах будущих пенсионеров, в их страховой пенсии. Уже есть аналогичное решение по страховым взносам 2015 года. Соответствующий законопроект подготовлен Минфином России. Такое решение содержит немало положительных моментов. Ведь страховая пенсия растёт быстрее, чем накопительная. Темп индексации страховой пенсии за последние годы в два раза выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами.
Кроме того, надо помнить, что при отказе от формирования пенсионных накоплений, максимальный годовой пенсионный коэффициент составит 10, в то время как при продолжении их формирования — 6,25, то есть почти на треть меньше.
– В числе проблемных мест территориальные диспропорции, а также и несоответствие навыков работников (в том числе выпускников высших и средних учебных заведений) требованиям работодателей. Таким образом, мы должны решить следующие задачи. Во-первых, это «доведение» выпускников и имеющихся работников до уровня требований работодателей. Здесь необходима организация оперативного, «под проект» обучения трудовых ресурсов. Во-вторых, организация трудовой миграции внутри страны, повышение трудовой мобильности российских работников.
Сейчас «стихийная» трудовая миграция преимущественно направлена в Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области. При этом граждане не пользуются какой-либо поддержкой со стороны государства. С целью перенаправления этих потоков в те регионы, где требуется привлечение трудовых ресурсов, Минтруд России со следующего года предлагает выдавать работодателям, осуществляющим инвестиционные проекты, сертификаты на компенсацию затрат на привлечение работников. Мы планируем частично, в размере 225 тыс. рублей, возмещать эти затраты за счёт средств федерального и региональных бюджетов. Причём, спектр компенсаций достаточно широкий: и за проезд, и за обучение, и за жильё для привлекаемого специалиста.
– Министерство на законодательном уровне формирует механизм экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах. Нам нужно как можно скорее внедрять современную систему управления охраной труда на производстве, направленную на сохранение жизни и здоровья работников, сокращать все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями.
Специальная оценка условий труда, внедрением которой министерство занимается с начала текущего года, является как раз таким универсальным инструментом перехода от формального «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций «за вред на работе» — к подходу, реально учитывающему опасное воздействие производственных условий на организм работника. Такой подход, с одной стороны, позволяет максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных или опасных условий труда конкретному человеку на конкретном рабочем месте и, с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и охрану труда.
Источник: 50plus.ru.