Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Замминистра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев: Минтруд России проводит работу по сближению российского законодательства об охране труда с нормами международного права

26 апреля 2016 г.

Об этом сообщил Григорий Лекарев на международной конференции «Экономические стимулы  к улучшению условий труда. Международный опыт и отечественные практики» в рамках Второй Всероссийской недели охраны труда. Он рассказал, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации одним из направлений государственной политики в области охраны труда является распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, а также международное сотрудничество в области охраны труда.

Об этом сообщил Григорий Лекарев на международной конференции «Экономические стимулы  к улучшению условий труда. Международный опыт и отечественные практики» в рамках Второй Всероссийской недели охраны труда. Он рассказал, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации одним из направлений государственной политики в области охраны труда является распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, а также международное сотрудничество в области охраны труда.

 



«В связи с этим в Российской Федерации ведется работа по последовательному системному сближению и гармонизации норм законодательства об охране труда с аналогичными нормами экономически развитых стран,  – сказал замминистра. – При этом одним из ключевых направлений является формирование на законодательном уровне механизма стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда». Григорий ЛЕКАРЕВ отметил, что Минтруд России внимательно следит за международным опытом в данной сфере, который, по его словам, базируется на двух основных принципах: суровость наказания за несоблюдение требований охраны труда и поощрение, преференции за достижения в области охраны труда.
 
Так, в США размер штрафа за нарушение требований охраны труда установлен до 7000 долларов, за умышленное нарушение – до 70 000 долларов. За нарушение требований охраны труда в Великобритании предусмотрен штраф до 20 000 фунтов стерлингов или лишение свободы на срок до 12 месяцев. В Австралии за нарушение требований охраны труда установлен штраф в 600 000 австралийских долларов, а за умышленное нарушение, приведшее к гибели работника – лишение свободы на срок до 20 лет. 
 
«С другой стороны, работодатели, выполняющие требования охраны труда получают преференции от государства, такие, например, как налоговые льготы», – сказал замминистра. При этом в развитых странах широко практикуется независимый профсоюзный контроль за условиями труда у работодателя, а его результаты легко могут стать достоянием средств массовой информации, способных создать соответствующее общественное мнение о конкретном работодателе. Григорий ЛЕКАРЕВ рассказал, что законодательная практика в России в части экономического стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда базируется на аналогичных принципах, но имеет и свою специфику.
 
«Хотя за основу формирования законодательной модели экономического стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда во многом взят международный опыт, следствием большинства законодательных изменений в данной сфере являлись инициативы «сверху» от властных структур и обусловлены сложной, требующей кардинальных изменений экономической и финансовой ситуацией в стране», – сообщил он.
 
В то же время, по его словам, для трудового законодательства Российской Федерации и большинства государств постсоветского пространства характерно наличие доставшегося в наследие от СССР статусного (списочного) подхода при установлении отдельных гарантий и компенсаций работникам, а также системы оценки условий труда на рабочих местах посредством их аттестации на соответствие гигиеническим нормативам, которая в подобном виде для многих других стран нехарактерна. «Вместо нее там используется оценка профессионального риска повреждения здоровья работника в процессе трудовой деятельности», - сказал замминистра.
 
С учетом имеющегося отечественного и международного опыта в течение 2013 года по поручению Президента Российской Федерации Минтрудом России были разработаны соответствующие федеральные законы.
 
Так, с целью экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда введена специальная оценка условий труда в качестве единой  процедуры определения состояния условий труда на рабочих местах. В зависимости от результатов спецоценки установлен дифференцированный подход к установлению состава и размеров предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные условия труда по принципу «чем больше вредность, тем шире состав и выше размер предоставляемых работодателем работнику гарантий и компенсаций».
 
Также введен дифференцированный тариф дополнительного страхового взноса в Пенсионный фонд в зависимости от результатов специальной оценки на рабочих местах работников, чьи профессии и должности включены в Списки, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, по принципу «чем больше вредность, тем выше тариф взноса» с возможностью освобождения работодателя от уплаты указанного взноса, если условия труда признаны допустимыми.
 
Григорий ЛЕКАРЕВ рассказал, что Минтруд России в течение двух лет проводил мониторинг правоприменения законодательства об охране труда,  по результатам которого в закон о специальной оценке условий труда будут внесены поправки. С принятием данного законопроекта у работодателя появится возможность задекларировать и тем самым освободить от повторной спецоценки все рабочие места, на которых условия труда не являются  вредными.
 
«Таким образом, ужесточение административной ответственности за нарушения законодательства об охране труда, а также привязка размеров дополнительных выплат и предоставляемых работникам гарантий и компенсаций к уровню вредности условий труда на рабочих местах, введенные в законодательстве Российской Федерации в качестве мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, в целом, с нашей точки зрения,  соответствуют международной практике», – отметил Григорий ЛЕКАРЕВ.
 
 
Источники: rosmintrud.ru.


 

ДАЙДЖЕСТ ВНОТ-2016. ТРЕТИЙ ДЕНЬ