Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Замминистра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев: Минтруд России проводит работу по сближению российского законодательства об охране труда с нормами международного права
26 апреля 2016 г.
Об этом сообщил Григорий Лекарев на международной конференции «Экономические стимулы к улучшению условий труда. Международный опыт и отечественные практики» в рамках Второй Всероссийской недели охраны труда. Он рассказал, что в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации одним из направлений государственной политики в области охраны труда является распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, а также международное сотрудничество в области охраны труда.
«В связи с этим в Российской Федерации ведется работа по последовательному системному сближению и гармонизации норм законодательства об охране труда с аналогичными нормами экономически развитых стран, – сказал замминистра. – При этом одним из ключевых направлений является формирование на законодательном уровне механизма стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда». Григорий ЛЕКАРЕВ отметил, что Минтруд России внимательно следит за международным опытом в данной сфере, который, по его словам, базируется на двух основных принципах: суровость наказания за несоблюдение требований охраны труда и поощрение, преференции за достижения в области охраны труда.
Так, в США размер штрафа за нарушение требований охраны труда установлен до 7000 долларов, за умышленное нарушение – до 70 000 долларов. За нарушение требований охраны труда в Великобритании предусмотрен штраф до 20 000 фунтов стерлингов или лишение свободы на срок до 12 месяцев. В Австралии за нарушение требований охраны труда установлен штраф в 600 000 австралийских долларов, а за умышленное нарушение, приведшее к гибели работника – лишение свободы на срок до 20 лет.
«С другой стороны, работодатели, выполняющие требования охраны труда получают преференции от государства, такие, например, как налоговые льготы», – сказал замминистра. При этом в развитых странах широко практикуется независимый профсоюзный контроль за условиями труда у работодателя, а его результаты легко могут стать достоянием средств массовой информации, способных создать соответствующее общественное мнение о конкретном работодателе. Григорий ЛЕКАРЕВ рассказал, что законодательная практика в России в части экономического стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда базируется на аналогичных принципах, но имеет и свою специфику.
«Хотя за основу формирования законодательной модели экономического стимулирования работодателя к улучшению условий и охраны труда во многом взят международный опыт, следствием большинства законодательных изменений в данной сфере являлись инициативы «сверху» от властных структур и обусловлены сложной, требующей кардинальных изменений экономической и финансовой ситуацией в стране», – сообщил он.
В то же время, по его словам, для трудового законодательства Российской Федерации и большинства государств постсоветского пространства характерно наличие доставшегося в наследие от СССР статусного (списочного) подхода при установлении отдельных гарантий и компенсаций работникам, а также системы оценки условий труда на рабочих местах посредством их аттестации на соответствие гигиеническим нормативам, которая в подобном виде для многих других стран нехарактерна. «Вместо нее там используется оценка профессионального риска повреждения здоровья работника в процессе трудовой деятельности», - сказал замминистра.
С учетом имеющегося отечественного и международного опыта в течение 2013 года по поручению Президента Российской Федерации Минтрудом России были разработаны соответствующие федеральные законы.
Так, с целью экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда введена специальная оценка условий труда в качестве единой процедуры определения состояния условий труда на рабочих местах. В зависимости от результатов спецоценки установлен дифференцированный подход к установлению состава и размеров предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные условия труда по принципу «чем больше вредность, тем шире состав и выше размер предоставляемых работодателем работнику гарантий и компенсаций».
Также введен дифференцированный тариф дополнительного страхового взноса в Пенсионный фонд в зависимости от результатов специальной оценки на рабочих местах работников, чьи профессии и должности включены в Списки, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, по принципу «чем больше вредность, тем выше тариф взноса» с возможностью освобождения работодателя от уплаты указанного взноса, если условия труда признаны допустимыми.
Григорий ЛЕКАРЕВ рассказал, что Минтруд России в течение двух лет проводил мониторинг правоприменения законодательства об охране труда, по результатам которого в закон о специальной оценке условий труда будут внесены поправки. С принятием данного законопроекта у работодателя появится возможность задекларировать и тем самым освободить от повторной спецоценки все рабочие места, на которых условия труда не являются вредными.
«Таким образом, ужесточение административной ответственности за нарушения законодательства об охране труда, а также привязка размеров дополнительных выплат и предоставляемых работникам гарантий и компенсаций к уровню вредности условий труда на рабочих местах, введенные в законодательстве Российской Федерации в качестве мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, в целом, с нашей точки зрения, соответствуют международной практике», – отметил Григорий ЛЕКАРЕВ.