Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Консультация: о процедуре оформления акта проверки инспектором труда
13 мая 2016 г.
ОТВЕТ:
ОБОСНОВАНИЕ:
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н (далее – Административный регламент). Кроме того, в силу части первой ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок работодателей государственными инспекторами труда определяется федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона № 294-ФЗ, утвержденными приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия такого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Частью 5 той же статьи определено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Аналогичные положения предусмотрены п. 61 Административного регламента и п. 7.5 Методических рекомендаций.
По общему правилу акт проверки может быть выслан работодателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемое лицо согласилось на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 и ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Однако реализовать это право инспектор труда в любом случае не сможет, поскольку исполнение государственной функции по надзору за соблюдением работодателями трудового законодательства в электронной форме не осуществляется (п. 26 Административного регламента). Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, что влечет за собой недействительность результатов проверки. В абзаце четвертом п. 61 Административного регламента и п. 7.6 Методических рекомендаций указано, что в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в установленные сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства по организации и проведению проверок.
Таким образом, по общему правилу акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Вручение акта проверки в более поздний срок допустимо лишь в случаях, когда для составления такого акта необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз. Если акт проверки вручается представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю) в более поздний срок, результаты проверки по требованию проверяемого лица могут быть признаны недействительными как полученные с грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ.
В правоприменительной практике имеется немало примеров правовой квалификации судьями проверки как проведенной с нарушением требований Закона № 294-ФЗ в ситуациях, когда акт проверки составлялся и вручался контролирующими органами за пределами срока ее проведения в отсутствие законных оснований. При таких обстоятельствах судьи нередко указывают на то, что результаты такой проверки не могут использоваться в качестве доказательств нарушения проверяемым лицом обязательных требований (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.12.2011 № 33-41049/11, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 04АП-1956/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 № 13АП-23805/14).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант»
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга компании «Гарант»
Кудряшов Максим
Источник: audit-it.ru.