Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Консультация: о процедуре оформления акта проверки инспектором труда
13 мая 2016 г.
Может ли инспектор труда вручить акт по результатам проверки не последним днём проверки, а, например, в день, когда привлекаемое лицо вызвано для составления протокола? Акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Нарушение срока вручения акта проверки может быть квалифицировано как грубое нарушение требований закона к порядку организации и проведения проверок, влекущее отмену результатов проверки по требованию проверяемого лица...
ВОПРОС:
Может ли инспектор труда вручить акт по результатам проверки не последним днем проверки, а, например, в день, когда привлекаемое лицо вызвано для составления протокола?
ОТВЕТ:
Акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Нарушение срока вручения акта проверки может быть квалифицировано как грубое нарушение требований закона к порядку организации и проведения проверок, влекущее отмену результатов проверки по требованию проверяемого лица.
ОБОСНОВАНИЕ:
Как мы поняли из вопроса, изложенная в нем ситуация касается проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее.
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н (далее – Административный регламент). Кроме того, в силу части первой ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок работодателей государственными инспекторами труда определяется федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона № 294-ФЗ, утвержденными приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия такого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Частью 5 той же статьи определено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Аналогичные положения предусмотрены п. 61 Административного регламента и п. 7.5 Методических рекомендаций.
По общему правилу акт проверки может быть выслан работодателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемое лицо согласилось на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 и ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Однако реализовать это право инспектор труда в любом случае не сможет, поскольку исполнение государственной функции по надзору за соблюдением работодателями трудового законодательства в электронной форме не осуществляется (п. 26 Административного регламента). Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, что влечет за собой недействительность результатов проверки. В абзаце четвертом п. 61 Административного регламента и п. 7.6 Методических рекомендаций указано, что в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в установленные сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства по организации и проведению проверок.
Таким образом, по общему правилу акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Вручение акта проверки в более поздний срок допустимо лишь в случаях, когда для составления такого акта необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз. Если акт проверки вручается представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю) в более поздний срок, результаты проверки по требованию проверяемого лица могут быть признаны недействительными как полученные с грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ.
В правоприменительной практике имеется немало примеров правовой квалификации судьями проверки как проведенной с нарушением требований Закона № 294-ФЗ в ситуациях, когда акт проверки составлялся и вручался контролирующими органами за пределами срока ее проведения в отсутствие законных оснований. При таких обстоятельствах судьи нередко указывают на то, что результаты такой проверки не могут использоваться в качестве доказательств нарушения проверяемым лицом обязательных требований (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.12.2011 № 33-41049/11, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 04АП-1956/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 № 13АП-23805/14).
Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н (далее – Административный регламент). Кроме того, в силу части первой ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок работодателей государственными инспекторами труда определяется федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона № 294-ФЗ, утвержденными приказом Роструда от 24.01.2011 № 14 (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия такого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Частью 5 той же статьи определено, что в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Аналогичные положения предусмотрены п. 61 Административного регламента и п. 7.5 Методических рекомендаций.
По общему правилу акт проверки может быть выслан работодателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемое лицо согласилось на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 и ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Однако реализовать это право инспектор труда в любом случае не сможет, поскольку исполнение государственной функции по надзору за соблюдением работодателями трудового законодательства в электронной форме не осуществляется (п. 26 Административного регламента). Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, что влечет за собой недействительность результатов проверки. В абзаце четвертом п. 61 Административного регламента и п. 7.6 Методических рекомендаций указано, что в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в установленные сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства по организации и проведению проверок.
Таким образом, по общему правилу акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или его представителю непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня проверки. Вручение акта проверки в более поздний срок допустимо лишь в случаях, когда для составления такого акта необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз. Если акт проверки вручается представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его представителю) в более поздний срок, результаты проверки по требованию проверяемого лица могут быть признаны недействительными как полученные с грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ.
В правоприменительной практике имеется немало примеров правовой квалификации судьями проверки как проведенной с нарушением требований Закона № 294-ФЗ в ситуациях, когда акт проверки составлялся и вручался контролирующими органами за пределами срока ее проведения в отсутствие законных оснований. При таких обстоятельствах судьи нередко указывают на то, что результаты такой проверки не могут использоваться в качестве доказательств нарушения проверяемым лицом обязательных требований (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.12.2011 № 33-41049/11, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 04АП-1956/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 № 13АП-23805/14).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант»
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга компании «Гарант»
Кудряшов Максим
24 февраля 2016 г.
Источник: audit-it.ru.