Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Максим Топилин: «Пенсии будут расти по инфляции»
6 апреля 2017 г.
– Должна работать конструкция, закрепленная в законе: ежегодно 1 февраля страховые пенсии индексируются по фактической инфляции прошедшего года, а 1 апреля, если экономика хорошо сработала, зарплаты пошли в рост и Пенсионный фонд собрал больше взносов, возможна вторая индексация. Единственным исключением стал 2016 г., когда страховые пенсии были проиндексированы на величину ниже фактической инфляции. Но в январе 2017 г. все пенсионеры, и работающие, и неработающие, получили по 5 тыс. руб. Эта выплата плюс февральская и апрельская индексации позволяют достичь реального роста среднегодового размера страховой пенсии по старости — 2,2 %.
— Если инфляция будет 4 %, значит, индексация страховых пенсий будет на эту цифру. В последние годы мы привыкли жить в условиях высокого роста цен: 8 %, 10 %, 12 %... В странах Западной Европы такой инфляции нет, и даже случается дефляция. Надеюсь, и мы постепенно к очень низкой инфляции придем. Согласитесь, гораздо спокойнее жить, когда есть уверенность, что скачка цен не произойдет.
— Мы обсуждали концепцию коллег, и у нас есть ряд возражений. Главное — накопительная пенсия должна быть сугубо добровольной. Вы захотите отчислять из своей зарплаты 1-6% в обязательном порядке?
— Каждый человек должен иметь право сам решить, участвовать в накоплениях или нет. Зачем всех работников автоматически включать в программу? Нельзя людей принуждать. К тому же у нас пока не такие высокие зарплаты, чтобы граждане согласились делать с них отчисления.
— В Госдуме создана рабочая группа по МРОТ. Рассматриваются три варианта. Первый — в определенные сроки довести МРОТ до среднероссийского ПМ, который сейчас около 11 тыс. руб. Второй — сделать его на уровне регионального ПМ, поскольку прожиточный минимум разный на территории страны. Есть третий вариант — перейти на почасовую оплату труда, но, на мой взгляд, он непроходной, потому что несет серьезные риски для работников. Мы сейчас опрашиваем регионы насчет того, какую модель они поддерживают. Надеюсь, к осенней сессии Госдумы выйдем с законопроектом, и все точки над i по поводу повышения МРОТ будут поставлены. Какая бы из моделей ни была выбрана, люди выиграют в любом случае. И подчеркну, что северные надбавки с районными коэффициентами никто не трогает, все нормы закона будут сохранены.
— Майские указы, вне всяких сомнений, будут выполнены. Все бюджетные деньги на это заложены, все регионы подписали с Минтрудом, Минздравом, Минкультуры и Минобрнауки «дорожные карты». Федеральный бюджет, как и в предыдущие годы, поможет регионам: на 2017-2019 гг. предусмотрено 140 млрд рублей.
Конечно, есть отстающие субъекты, есть те, кто быстрее повышает зарплаты отдельным категориям. Но итоговая точка понятна: в начале 2018 г. зарплата социальных и медицинских работников, учителей, преподавателей и работников культуры должна достичь 100 или 200 % от средней зарплаты в регионе, как предусмотрено указами.
ВВЕДУТ ЛИ «НАЛОГ» НА ТУНЕЯДЦЕВ?
— Этих людей нельзя называть тунеядцами, потому что они работают. Но в нелегальном секторе. И налоги и соцвзносы не платят. В фонд ОМС за них вынужден платить региональный бюджет, то есть страдают легальные работники, которые могли бы получить больше услуг или услуги более высокого качества. В ПФР и вовсе нет отчислений.
Сейчас в Госдуме находится закон о персонифицированном учете, который позволит передавать данные о страховых взносах граждан органам исполнительной власти субъектов, чтобы те могли оценить ситуацию: кто у них в регионе работает, а кто нет. И далее принимать законодательные решения по выводу «из тени». И более обоснованно принимать решения о соцподдержке... Кроме того, Минюст готовит предложения по законодательному закреплению статуса самозанятых, что позволит им выйти в правовое поле и начать работать легально. Работающим «в тени» важно дать окно для легализации.
— Задача, которую мы решаем — вывести из «тени» тех, кто трудится, но скрывает свои доходы. Очевидно, мамы, целиком посвятившие себя семье, не входят в их число.
— Мы пока не смогли договориться по этой модели с профсоюзами. Но будем убеждать коллег, что это более правильное распределение ресурсов, нежели сейчас. Зачем платить пособие по безработице человеку, который никогда не работал или в принципе не хочет работать, а опять встает на учет и вновь получает пособие? Лучше оказывать более достойную поддержку тем, кто действительно потерял работу и желает дальше трудиться.
— Законопроект готовится к 3 чтению в Госдуме и в апреле, надеюсь, будет принят. Пока мы провели «пилоты» в Белгороде, Астрахани, Крыму, Москве. Как только закон вступит в силу, электронные больничные станут легитимными. Когда они заменят бумажные, будет зависеть от того, насколько быстро сможем согласовать с Минздравом механизм формирования электронного больничного листа и настроить информационные системы. Всем понятно, что электронные больничные — это удобно, экономично и современно. В отличие от бумажных их нельзя подделать, в них легко исправить ошибку и т. д.
— С 1 января 2017 г. вступил в силу закон о независимой оценке квалификаций. Недавно услышала в парикмахерской такой разговор: «В этом году мы, парикмахеры, будем сдавать экзамены и платить за это из своего кармана 10-15 тыс. руб., а потом остальных заставят это сделать». Так ли это? Что будет с человеком, если он не сдаст экзамен? Уволят?
— Независимая оценка квалификации — добровольное дело. Если работодатель отправляет вас на проверку соответствия квалификации, за это должен платить он, а не вы. И уволить только по результатам экзамена нельзя. Если же работник сам проявляет инициативу (например, умеет хорошо готовить), но тому нет документального подтверждения, он сдает экзамен на повара в центре квалификаций, получает свидетельство и идет с ним устраиваться на работу. В таком случае платит он сам.
— Материнский капитал сыграл очень позитивную роль в повышении рождаемости, и мы будем предлагать продлить его действие на 5 лет: до 2024 г. Сейчас демографическая ситуация меняется: женщин детородного возраста становится значительно меньше, и риски снижения рождаемости очень велики. Что-то отменять или менять в такой период неправильно. Тем более — пустить весь маткапитал на текущие расходы семьи. Тогда это не демографический инструмент, а мера соцподдержки.
— Общефедеральных критериев не готовится. Мы всегда говорили, что это компетенция региона, субъект должен сам выстраивать политику, определять критерии. Существуют разные соцвыплаты: одни нельзя выдавать по критериям, а другие можно, чтобы направлять их именно тем, кто в них нуждается. Практика показывает, что в регионах, где устанавливают низкий порог нуждаемости (например, 1-1,5 прожиточных минимума), все происходит непросто.
Другие, как, допустим, Татарстан, порогом устанавливают среднедушевой доход. Это разумная планка, поэтому распределение соцпомощи идет спокойно. Региональные власти должны все взвешивать, собирать людей, публично обсуждать. И если удается что-то сэкономить, направлять высвободившиеся средства на другие соцпрограммы: например, на строительство детских садов и яслей, дополнительные льготы для семей с детьми. И рассказывать об этом людям публично. Недопустимо, когда пытаются урезать расходы тихо и резко.
— Можно было все сделать спокойно через соцработников, разнести карточки вместе с пенсией по домам, вариантов много. Зачем местные власти создают проблемы на ровном месте? Хотите оказать помощь — сделайте это грамотно, отнеситесь с уважением к людям, особенно пожилым.
С Максимом Топилиным беседовала корреспондент «АиФ» Татьяна Богданова.
Источник публикации: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 14 05/04/2017; электронный ресурс: www.aif.ru.