Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
МОТ: Источники данных, необходимых для оптимизации сбора и использования данных по охране труда
16 июля 2021 г.
ДАННЫХ О НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Для предупреждения несчастных случаев и случаев ущерба для здоровья вследствие работы, в связи с работой или в процессе работы необходима четкая национальная политика в области охраны труда и условий труда. Правительствам следует разрабатывать, проводить в жизнь и периодически пересматривать такую политику во взаимодействии с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
Для практической реализации этой политики компетентному органу или органам необходимо обеспечить внедрение и применение процедур отчетности по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям со стороны работодателей, а при необходимости страховых учреждений и других непосредственно заинтересованных сторон, а также подготовку ежегодной статистики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [1].
Уведомлять соответствующий орган о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях работодатели обязаны сами либо через организованную ими надежную систему отчетности. За сбор и обобщение информации по каждому случаю, зарегистрированному для получения компенсации, проведения реабилитации, назначения пенсии и выплаты иных льгот, отвечают учреждения, занимающиеся обязательным и частным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и компенсационные фонды.
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ
Для получения более полного представления о состоянии и динамике ситуации с охраной труда, и ее более точной оценки, информацию, поступающую в рамках обязательной отчетности работодателей, следует дополнять данными из других источников.
Чтобы унифицировать статистические данные, полученные из разных источников, необходимо по возможности использовать при этом те же показатели, которые используются в национальной системе отчетности о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. МОТ рекомендует создание в этих целях национального координационного комитета с участием представителей правительства, других организаций, ведущих статистику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организаций работодателей и работников [2].
Работники. Могут предоставлять информацию, связанную как с их собственной ситуацией, так и с ситуацией коллег.
Профсоюзы. Как правило, занимаются сбором данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях в своей отрасли.
Инспекторы труда. Расследуют крупные аварии и случаи серьезных профессиональных заболеваний; кроме того, при посещении ими предприятий могут вскрываться и обстоятельства, не находившие прежде отражения в отчетности.
Учреждения социального страхования (медицинское страхование, пенсионные фонды). Получают необходимую информацию о последствиях профессиональных заболеваний и долговременных последствиях производственных травм.
Медицинские работники. Врачи, медсестры, больничный и медицинский персонал. Могут использоваться как первоисточник информации о тех, кому оказывали помощь по поводу травм и профессиональных заболеваний.
Сотрудники полиции и аварийно-спасательных служб. Они, как правило, первые, к кому обращаются за помощью при авариях, проявлениях физического насилия или халатности. Во многих странах принимают непосредственное участие в расследовании причин крупных аварий на производстве [3].
В некоторых странах данные о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, полученные через национальные системы отчетности, дополняются с помощью других методов сбора данных — таких как специализированные обследования, обследования трудовых ресурсов и условий труда [4]. Поскольку полноценное обследование требует существенных затрат, вопросы, связанные с охраной труда, во многих странах включаются в программу более крупных обследований по такой тематике, как национальное здравоохранение или трудовые ресурсы.
Системы медико-санитарного контроля на производстве, призванные контролировать смертность и заболеваемость, связанные с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, обычно создаются государственными органами в рамках программ профилактики и возмещения ущерба от профессиональных заболеваний и производственных травм.
Комплексная система медико-санитарного контроля включает проведение на индивидуальной и коллективной основе медицинских освидетельствований, учет случаев производственных травм и профессиональных заболеваний и ведение соответствующей отчетности, уведомление о мероприятиях в области эпиднадзора, проведение обследований, расследований и инспекций. Помимо этого, источником информации о состоянии здоровья работников, в том числе о показателях смертности, заболеваемости и травматизма для различных специальностей и отраслей, могут служить другие стандартные данные медицинского и административного характера, полученные на национальном и местном уровне.
Это могут быть данные переписей населения, данные о смертности на основании свидетельств о смерти, документация больниц и пунктов первой помощи, данные регистрационного учета травм, заболеваний (включая онкологические) и случаев воздействия вредных веществ (например, канцерогенных), данные лабораторного учета и медосмотров, проводившихся органами инспекции труда или медико-санитарной инспекции.
СТАТИСТИКА ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
В соответствии с Конвенцией МОТ 1947 года об инспекции труда (№ 81) государства-члены МОТ должны обеспечивать передачу в инспекцию труда информации о несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях таким образом, как это предписано национальным законодательством и нормативно-правовыми актами.
Статистика инспекции труда, включая данные о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, помогают органам инспекции труда более эффективно заниматься стратегическим планированием, составлением программ и анализом инспекционной деятельности. Помочь тем, кто принимает решения, инспекторам труда и другим представителям органов регулирования вопросов труда в сборе, расшифровке и передаче данных инспекции труда, содействовать укреплению сотрудничества между национальными органами инспекции труда, другими государственными учреждениями и соответствующими заинтересованными сторонами призваны два изданных МОТ взаимодополняющих руководства: «Статистика инспекции труда: руководство по унификации» и «Сбор и использование статистических данных инспекции труда. Краткое руководство».
СХЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
ПО НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЯМ
Отчетность по аварийным ситуациям и несчастным случаям — ценный источник информации в тех случаях, когда данных, полученных путем отслеживания фактических случаев травматизма, недостаточно.
Источником информации могут также служить схемы достоверной отчетности по несчастным случаям, разработанные для своевременного выявления опасных ситуаций, незамедлительного применения профилактических мер и оперативного контроля за серьезными авариями и техногенными катастрофами. Как отмечается в изданном МОТ «Руководстве по системам управления охраной труда», контроль и учет аварийных ситуаций и несчастных случаев — важнейшее условие эффективности охраны труда и ее адекватной оценки.
ОТЧЕТЫ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ
Некоторые предприятия, органы государственной власти и неправительственные организации разных стран публикуют отчеты об устойчивом развитии, в которых находят отражение последствия экономического, экологического и социального характера их повседневной деятельности. Во многих таких отчетах, в частности в отчетах, составленных в соответствии с «Руководящими принципами отчетности по вопросам устойчивости» (Sustainability Reporting Guidelines) Глобальной инициативы по отчетности (GRI), фигурируют и данные по охране труда.
Несмотря на то, что в разных странах данные по охране труда различаются, данные, полученные из других стран и из международных источников информации, могут представлять большую ценность, особенно для тех стран, где собственная достоверная статистика ведется в недостаточном объеме. Например, использование такого показателя, как «средний уровень аварийности по отраслям», зафиксированный в той или иной стране, может помочь определить количество возможных несчастных случаев (и тем самым оценить, насколько оно занижается).
Департамент статистики МОТ занимается учетом и распространением ежегодных статистических данных о производственном травматизме более чем в 100 странах. Эти данные, как новые, так и пересмотренные, поступают от государств-членов МОТ.
С тем, чтобы восполнить существующие пробелы в плане охвата и отчетности, а также привлечь внимание к масштабам проблемы, МОТ публикует глобальные оценочные расчеты по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям. Они основаны на данных о травмах на производстве, полученных от ряда государств-членов МОТ, и на статистике, включаемой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в показатели Глобального бремени болезней [5]. Обновленные расчетные показатели обнародованы в сентябре 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по охране труда.
Помимо этого, ВОЗ опубликовала расчетные показатели бремени болезней, связанных с условиями труда [6]. За последнее время некоторые исследователи нашли и альтернативные способы, как отслеживать продвижение к реализации связанных со здравоохранением Целей в области устойчивого развития, включая задачу 8.8, основанные на оценках смертности и заболеваемости, связанной с факторами профессионального риска [7].
С тем, чтобы восполнить существующие пробелы в плане охвата и отчетности, а также привлечь внимание к масштабам проблемы, МОТ публикует глобальные оценочные расчеты по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям. Они основаны на данных о травмах на производстве, полученных от ряда государств-членов МОТ, и на статистике, включаемой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в показатели Глобального бремени болезней [5]. Обновленные расчетные показатели обнародованы в сентябре 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по охране труда.
Помимо этого, ВОЗ опубликовала расчетные показатели бремени болезней, связанных с условиями труда [6]. За последнее время некоторые исследователи нашли и альтернативные способы, как отслеживать продвижение к реализации связанных со здравоохранением Целей в области устойчивого развития, включая задачу 8.8, основанные на оценках смертности и заболеваемости, связанной с факторами профессионального риска [7].
ILOSTAT — БАЗА ДАННЫХ МОТ ПО СТАТИСТИКЕ ТРУДА
База данных ILOSTAT содержит годовые данные, которые собираются в основном с помощью составленного МОТ ежегодного вопросника, охватывающего широкий круг тем, включая показатели достойного труда. В нее входят ежегодные оценки и прогнозы МОТ и ООН для той или иной подгруппы показателей.
ILOSTAT содержит и данные по охране труда, в частности следующего рода:
— данные о производственном травматизме со смертельным и несмертельным исходом в разбивке по полу, виду экономической деятельности и специальности, включая общее количество таких случаев и показатели из расчета на 100 000 и 1000 000 работников, а также на 100 000 и 1000 000 часов рабочего времени;
— данные о количестве потерянных рабочих дней из расчета на одну производственную травму в разбивке по полу, виду экономическойдеятельности и специальности;
— данные о количестве рабочих дней, потерянных из-за производственных травм, повлекших временную нетрудоспособность, в разбивке по полу, виду экономическойдеятельности и специальности.
Статистические данные инспекции труда, в том числе о зарегистрированных предприятиях, которые могут быть выбраны для проведения инспекции; о числе инспекторов труда в разбивке по полу; о количестве инспекционных посещений предприятий в течение года; о числе инспекторов из расчета на 10 000 работников; о количестве посещений из расчета на одного инспектора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Конвенция МОТ 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155)
2. Resolution concerning statistics of occupational injuries (resulting from occupational accidents), adopted by the Sixteenth International Conference of LabourStatisticians. ILO, Geneva, 1998.
3. Improvement of national reporting, data collection and analysis of occupational accidents and diseases. ILO, Geneva, 2012.
4. Occupational injuries statistics from household surveys and
establishment surveys, ILO manual on methods. ILO, Geneva, 2008.
5. Safety and Health at Work: A Vision for Sustainable Prevention. ILO, Geneva, 2014.
6. Pruss-Ustun et al., Preventing disease through healthy environments: a global assessment of the burden of disease from environmental risks. WHO, 2016.
7. GBD 2015 SDG Collaborators, Measuring the health-related Sustainable Development Goals in 188 countries: a baseline analysis from the Global Burden of Disease Study 2015. The Lancet, Volume 388, No. 10053, pl813-1850.