Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Состав безопасности: как на Октябрьской железной дороге внедряют программу «нулевого травматизма»
27 декабря 2018 г.
Большинство трагедий на железной дороге происходит из-за нарушения техники безопасности Фото: Пресс-служба ОЖД
– Культурой охраны труда на железной дороге, безусловно, занимаются не с момента получения сертификата международного проекта, а как минимум последние пятьдесят лет.
А на протяжении последних трех лет у нас действует программа комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте. Один из базовых принципов этой концепции – «Выявлять угрозы – контролировать риски», он, кстати, полностью совпадает с главным пунктом программы Vision Zero.
Работа ведется достаточно большая. В первую очередь ОЖД занимается анализом каждой нештатной ситуации. Выявляются причины несчастных случаев, факторы, которые могут привести к ЧП. Причем специалисты изучают не только те ситуации, которые произошли и где пострадали люди, но и предотвращенные случаи.
По итогам формируются программы, направленные на снижение факторов риска.
Внедряется очень много технологических новаций, которые призваны обезопасить сотрудников, здесь, конечно, большую роль играет автоматизация. Обновление оборудования – достаточно дорогое мероприятие, тем не менее в компании всегда затраты на охрану труда в полтора-два раза превышали те 0,2 процента от производственных расходов, которые предприятия обязаны тратить по трудовому законодательству.
Внутренняя программа по улучшению условий труда год от года только увеличивается. Например, в 2018-м финансирование данной статьи на Октябрьской дороге оценивалось в 2,1 миллиарда рублей, но уже сейчас, подводя предварительные итоги, могу сказать, что фактическая сумма, потраченная на улучшение условий труда, будет выше.
– Здесь есть два основных направления. Во-первых, ведется обучение руководителей среднего звена. Для них приоритетным должно быть не выполнение плана, не закрытие какого-нибудь отчета - важно, чтобы на первом месте была безопасность. Но в таких вопросах мало одних разговоров и абстрактных суждений. За руководителем среднего звена закрепляется куратор по вопросам безопасности, это один из его непосредственных начальников.
Также «нулевой травматизм» входит в число показателей KPI, плюс ко всему у нас на предприятиях есть общественные инспекторы по охране труда. Зачастую это сотрудники, работающие на базовых позициях. Если они видят какие-то отклонения в работе или понимают, что, например, оборудование неисправно, то незамедлительно фиксируют эту ситуацию в специальном журнале. Такая запись не имеет статуса приказа, это рекомендация, но довольно настоятельная. И на местах проблему исправляют довольно быстро.
Таким образом, создается система, когда руководитель может быть эффективным только в том случае, если соблюдает технику безопасности.
Своя система мотивации есть и для сотрудников на рядовых позициях.
Например, недавно на полигоне Октябрьской железной дороги прошел смотр-конкурс на лучшее структурное подразделение по развитию культуры безопасности труда. Победители получили дипломы от начальника железной дороги и денежные вознаграждения. Также всячески стимулируется активность сотрудников, их неравнодушие. Важно, чтобы люди не проходили мимо нарушений, а сообщали о них, принимали меры к их устранению. Конечно, нельзя утверждать, что мы достигли стопроцентного успеха в этом направлении, но я вижу, что с каждым годом сознательность сотрудников повышается. Люди понимают, что их собственная безопасность зависит в первую очередь от них самих.
– Да, мы видим улучшение статистических показателей. Производственный травматизм снизился в два раза. На восемь процентов снизился непроизводственный травматизм, когда несчастные случаи происходили не с сотрудниками ОЖД, но на объектах Октябрьской железной дороги. Тем не менее, за любой статистикой стоят люди, их семьи. И мы должны прилагать все усилия, чтобы количество трагедий свелось к нулю.
Пока же у нас есть понимание того, что подавляющее большинство ЧП происходит из-за человеческого фактора. Пробудить социальную ответственность в сотрудниках ОЖД в этом плане проще, чем среди пассажиров, провожающих или просто прохожих, которые пересекают железнодорожные пути. С начала 2018 года на объектах Октябрьской железной дороги получили травмы 228 человек, из них 158 человек погибли.
– В прошлом году в центре внимания многих петербуржцев был железнодорожный переход на Туристской улице. За несколько месяцев там погибли семь человек. Причем этот переход оснащен всеми необходимыми техническими устройствами, отвечает всем нормативам. Там имеются накопительные площадки, где можно развернуться, дорога идет «змейкой», чтобы человек обязательно посмотрел и направо и налево, работает световая и звуковая сигнализация, установлены знаки безопасности. После череды трагедий стало очевидно, что ситуация требует реагирования, причем нестандартного.
Проанализировав каждый несчастный случай, мы поняли, что все пострадавшие по каким-то причинам не видели сигнала светофора и не слышали звонка. Оказалось, что погибшие молодые люди были в наушниках и в капюшонах, еще один пострадавший – пенсионер, пользовался слуховым аппаратом. Мы поняли, что нужна предупреждающая система, когда человек смотрит не вверх или по бокам, а вниз, под ноги.
И тогда на Туристской улице был обустроен единственный в России железнодорожный переход, где на расстоянии одного метра с обеих сторон от железнодорожного пути в асфальт вмонтирована светодиодная полоса с ударопрочным покрытием. Она синхронизирована со световой сигнализацией.
После «апгрейда» перехода на этом участке не зафиксировано ни одного несчастного случая. Сейчас Октябрьская железная дорога обратилась к руководству компании с предложением реализовать такой проект на других железнодорожных переходах с большим пешеходным трафиком.
– Мы регулярно об этом говорим. Обучать правилам поведения на железной дороге нужно еще со школы, причем с младших классов. По нескольку раз в год перед каникулами наши сотрудники обходят школы, которые расположены вблизи железнодорожных путей, проводят классные часы, беседуют с ребятами. Если младшим объясняют правила, то старшим рассказывают об опасности зацепинга, эта тема тоже, увы, актуальна. Но тем не менее я считаю, что многие вещи должны идти из семьи. Родители должны обучать детей поведению на дороге, демонстрировать собственным примером соблюдение правил. Ведь в конце концов от этого зависят жизнь и здоровье.
«СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА – ПРОСТО»
Олег МИЛУШКИН, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Выборг ОЖД, работает по профессии уже более 20 лет. Вначале водил электрички от Финляндского вокзала в Петербурге, потом переехал в Выборг и теперь управляет грузовыми составами весом по несколько тысяч тонн. МИЛУШКИН – один из самых активных участников программы по повышению культуры безопасности в ОЖД. Находясь на маршруте, он регулярно предупреждает дежурных смежных станций и машинистов составов, идущих спереди и сзади, о нештатных ситуациях, например о деревьях на путях. Один раз МИЛУШКИНУ с напарником даже пришлось убирать дерево, упавшее на рельсы.
– В Ленинградской области в силу климатических особенностей деревья падают часто, особенно в межсезонье. Они задевают провода, висят на контактных опорах, а там напряжение 3,5 тысячи киловольт. Вторая опасность – когда дерево падает на рельсы. Если на него наедет поезд, то возможен сход с рельсов, это чревато травмами машинистов, они примут на себя основной удар, могут пострадать пассажиры, – говорит Олег МИЛУШКИН.
Находясь в кабине, машинист следит за дорогой, одновременно фиксирует состояние путей, контактных опор, мостов. МИЛУШКИН признается: это совсем не сложно.
– За все годы, что я работаю, мы видели разное, – говорит машинист. – Все помнят, как в девяностые люди массово переходили пути, например, по дороге с садоводств, проникали на объекты железной дороги. Сами составы тогда были изношенными, морально устаревшими. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Построено множество переходов, виадуков, по железной дороге ходят обновленные пассажирские и грузовые составы. И культура граждан тоже повысилась. Если раньше нарушения правил безопасности встречались повсеместно, сейчас это все-таки редкость.
Вера Черенева (Санкт-Петербург)
Материал был опубликован в издании
«Российская газета - Экономика Северо-Запада №7753 (290)
Источник публикации: rg.ru.