Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Клинский институт охраны и условий труда создал новую площадку для обмена лучшими практиками по охране труда
16 июля 2019 г.
Нынешняя встреча специалистов стала уже третьей по счету в таком формате. Первая проходила на территории Смоленской АЭС компании «Росэнергоатом», вторая – на площадке ВНОТ в Сочи, организатором которой стало РЖД.
В совещании приняли участие руководители подразделений по охране труда, промышленной безопасности и экологии крупных компаний России: Северстали, СУЭКа, Росатома, Концерна Росэнергоатом, Объединенной металлургической компании, Юнипро, S7 Airlines (Авиакомпания Сибирь). Модератором встречи выступил генеральный директор Клинского института охраны и условий труда (КИОУТ) Андрей МОСКВИЧЕВ.
«Несмотря на то, что компании-участники совещания относятся к разным сферам деятельности, подходы в обеспечении безопасности работников у них очень похожи и направлены на обеспечение нулевого травматизма, – отметил Андрей МОСКВИЧЕВ. – Такие встречи чрезвычайно полезны. Они дают возможность компаниям в формате дискуссии узнать уникальный опыт друг друга в построении системы охраны труда, поделиться трудностями и ошибками, их нестандартными решениями, чтобы в дальнейшем применять у себя».
Стоит отметить еще один важный факт: благодаря таким экспертным встречам, организаторы имеют возможность формировать перечень проблемных вопросов в сфере охраны труда и передавать их для дальнейшей проработки в соответствующие инстанции.
Так, в ходе прошлого круглого стола на Неделе охраны труда участники выступили с официальной инициативой введения электронной подписи инструктажей. И были услышаны! Под эгидой Минтруда России совместно с Клинским институтом создается рабочая группа. Она будет должна подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, а также разработать дорожную карту по переходу к применению электронной подписи о прохождении работниками инструктажей.
«Тем самым мы сможем помочь Министерству труда и социальной защиты с формированием перечня норматиных правовых актов, в которые необходимо внести изменения, а также сформулировать свои предложения, – рассказывает Андрей МОСКВИЧЕВ. – Если в ходе таких встреч мы будем формировать перечень вопросов, которые нас волнуют, и совместно их решать, то ситуация, однозначно, будет двигаться в лучшую сторону. Российские компании будут получать от этого только положительный результат».
В ходе нынешнего совещания представители РЖД рассказали о внедрении многоступенчатых форм контроля, где главенствующую роль играет именно работник, а также о применяемых режимах управления охраной труда в зависимости от уровня производственного травматизма. В компании действуют виртуальные классы по охране труда, а по всей России курсируют 16 обучающих вагонов. Концерн Росэнергоатом прзентовал свои программы развития культуры безопасности, представители S7 (Авиакомпании «Сибирь») рассказали о применении IT-решений, Объединенной металлургической компании – об автоматизации и применении карты оценки рисков участка. Представители Северстали поделились опытом применения «умных» глаз-камер, которые устанавливаются на наиболее опасных и рисковых участках.
Каждая компания свою презентацию начинала со статистических данных о травматизме и основных его причинах, отдельное внимание спикеры уделили таким показателям как LTIFR (коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности) и объем затрат компании на охрану труда на одного работника. Это позволило участникам сравнить себя с другими компаниями, которые находятся примерно в одинаковых условиях, и сделать выводы. Участники совещания договорились обменяться перечнями финансовых затрат, относимых к охране труда.
Спикеры постарались рассказать также и о том, как на их предприятиях организована оценка рисков, на какие моменты стоит обратить внимание, как организовано обучение и подготовка персонала, а также какие современные методы используются в этом процессе. Особое внимание участники уделили реализации концепции «Vision Zero».
Более подробно о программах и практиках мы обязательно расскажем в наших следующих публикациях, а ниже представим самые живые и интересные дискуссии, которые состоялись в рамках совещания.
СОЗДАЕМ ИНСТРУКЦИЮ, КАК В САМОЛЕТЕ
Не секрет, что нынешние инструкции по охране труда на предприятиях представляют из себя совершенно нерабочие инструменты. Толстые сборники с сотнями страниц правил, десятками требований и запретов, часто не связанных между собой. Тонны бумаг!
«К сожалению, сейчас основная цель любой инструкции – ознакомить работника и переложить на него ответственность. Поэтому они не несут никакого превентивного, профилактического подхода. Выучить их невозможно», – отмечает в ходе дискуссии Андрей МОСКВИЧЕВ.
Инструкция по охране труда должна напоминать карточку по безопасности в самолете: на одном листе, коротко, просто, с рисунками, понятными даже детям. Такое общее мнение высказывают участники.
КИОУТ сегодня активно работает по этой теме и разрабатывает образцы новых инструкций. Так, к примеру, были созданы новые инструкции для некоторых профессий угледобывающей отрасли. «К ним мы приложили «довесок» по видам работ, которые получились в виде плакатов, – делится опытом Андрей МОСКВИЧЕВ. – Отдельные виды работ могут повторяться у разных смежных профессий. И можно взять эту инструкцию и «переложить» на другую профессию. Таким образом, получается очень удобный продукт. Но содержание инструкции сейчас иное: сначала мы рассказываем работнику об опасностях и рисках, которые есть на этом рабочем месте, потом – какие действия он должен предпринять, чтобы их минимизировать, какие СИЗ работник должен использовать, выполняя эти виды работ».
Давно настало время упрощения любых инструкций, перевода их в электронный визуальный вид. Работники, особенно молодое поколение, выросшее на гаджетах, лучше воспринимают обучающую информацию именно в кратком цифровом исполнении, – высказывает общее мнение участников начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля РЖД Петр ПОТАПОВ.
Вопрос, проводить или не проводить оценку профессиональных рисков уже не должен стоять перед российскими предприятиями, причем, достаточно давно. Это – обязанность работодателя, которая предусмотрена нормативными документами, а в скором времени, после принятия изменений в главу X Трудового кодекса, – будет закреплена и законодательно. Не дожидаясь нового закона, многие российские предприятия проводят оценку рисков, сталкиваясь при этом с таким явлением, как недооценка рисков.
«Мы рассматриваем недооценку рисков как один из ключевых вызовов, – отмечает Андрей МОСКВИЧЕВ. – В рамках недооценки крайне важна идентификация опасностей. И в этот процесс как раз должен быть сильно вовлечен персонал. 100 глаз гораздо больше, чем 10. Сотрудники видят и чувствуют опасности лучше самых опытных экспертов».
Выявили опасность и риск, который она создает. А что дальше? Как к нему относиться, как понять уровень его приемлемости? Отношения к риску – общепризнанная тема. Еще некоторое время назад на государственном уровне пытались утвердить один приемлемый уровень для всех предприятий. И тогда КИОУТ и профессиональное сообщество по охране труда настояли на отмене такого подхода. Мало того, один уровень приемлемости нельзя устанавливать в рамках одного предприятия для разных подразделений, – с этим мнением согласились участники совещания.
Специалисты Северстали рассказали, что выявляют порядка 25-30 процентов и даже больше новых опасностей и рисков, которых не замечали, не видели раньше и по которым нет существующих разработанных мероприятий. Устранение таких рисков ставится в приоритет компании. Процедура идентификации рисков более важная, чем сама оценка рисков, – поддерживают Северсталь участники совещания. – Если работодатель вместе с работниками не идентифицировали опасность, то смысла оценки нет.
В рамках совещания интересная дискуссия развернулась на тему поощрений и наказаний работников. Работник выполняет все требования по охране труда, следует процедурам. Это его обязанность. Стоит ли работодателям дополнительно поощрять сотрудника?
Существующая система в сфере безопасности, к сожалению, полностью основана на поисках нарушений, контроле и соответственно наказаниях. И даже система материальных и нематериальных поощрений, которая существует на многих российских предприятиях, складывается по принципу отрицания: «ты будешь молодец, если не нарушишь», «ты будешь молодец, если сообщишь о нарушениях коллег». Участники совещания сошлись во мнении, что давно пора менять такие подходы: необходимы различные поощрения, если работник применяет безопасные методы работы и самостоятельно выявляет риски. Системой поощрений необходимо охватывать и подрядчиков, включая тех, кто приходит работать на площадку на короткий срок. Причем прежняя советская система наград – знамя, звезда, переходящий кубок, – все это тоже отлично работает и мотивирует.
Всевозможные поощрения и «приветствования» безопасных мер в работе на всех уровнях, распространение этой информации среди коллектива однозначно повышают культуру безопасного поведения на рабочих местах.
В России ежегодно регистрируется чуть более 7 тысяч случаев профзаболеваний. Не стоит обольщаться – речь идет о низкой выявляемости. На самом деле число россиян, теряющих здоровье на работе, гораздо выше. Напомним, сегодня в России официально трудоустроенными считаются 72,3 млн граждан (данные Ростата по итогам 2018 года).
Проблемы выявления связи профзаболеваний с профессиями – это проблема государственного масштаба. Определенные шаги государство в этом направлении сделало, но как показывает практика, они не совсем эффективны – выявляемость заболеваний остается на крайне низком уровне.
«Должен быть современный единый профпатологический центр. Сегодня в России он работает, к сожалению, формально. Эксперты советуют проводить качественные медосмотры, но как их проводить никто не знает. Какими должны быть качественные медосмотры? Пока ответов на эти вопросы нет», – отметил генеральный директор КИОУТ Андрей МОСКВИЧЕВ. Он добавил, что у профпатологов даже нет единых стандартов, а это значит, что связь между заболеванием и профессией каждый из них устанавливает «по-своему».
Другая сторона медали: подтверждение профзаболевания за деньги. В российской медицине сформировалось уже целое коммерческое направление, огромный бизнес. «Нужно говорить об этом громко и заявлять об этом на самом высоком уровне!», – выразили мнение участники совещания.
Женщины успешно водят трамваи и троллейбусы, автомобили и городские автобусы, вертолеты и даже самолеты. В России насчитывается уже не один десяток женщин-пилотов. Но вот поезда им водить запрещено. Профессия машиниста поезда входит в «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», утвержденный в 2000 году.
«У нас есть женщины, которые хотят стать машинистами, но законодательство им запрещает», – отмечают специалисты РЖД.
Сегодня этот список вредных профессий, который ограничивает работу женщин, пересматривается, так как прежний устарел, условия труда изменились в лучшую сторону, а некоторые профессии уже не актуальны. Еще некоторое время назад именно РЖД выходило с инициативой снять запрет на определенные профессии и позволить работодателям по итогам спецоценки и процедуры оценки рисков самим определять возможность привлечения женщин для выполнения того или иного функционала. Логика железнодорожников была проста: рабочие места на современных подвижных составах, в том числе скоростных поездах «Сапсан» и «Ласточка», стали более комфортными и уже не имеют таких вредных производственных факторов, как шум и вибрация.
В настоящее время Минтруд России ведет доработку проекта приказа с учетом предложений профсоюзов и работодателей. Вполне возможно, что и это предложение будет услышано.
Участники совещания в Центре научно-технической информации и библиотек РЖД поддержали и другое предложение железнодорожников – изменить процедуру учета несчастных случаев.
В настоящее время статистика о случаях травматизма на предприятиях отражается в совокупности, без выделения инцидентов с участием или по вине третьих лиц. Это не позволяет объективно оценить состояние дел в сфере обеспечения безопасности труда.
«Есть ЧП, которые происходят по не зависящим от нас причинам. Это может быть травма, полученная во время стихийного бедствия, где виновных вообще нет, или, например, травма нашего работника во время ДТП, случившегося по вине стороннего лица», – отметили участники совещания.
Поэтому предлагается отдельно учитывать несчастные случаи, которые произошли вследствие стихийного бедствия или по вине третьих лиц, и случаи, произошедшие по вине организации или самого работника. В Минтруде с позицией РЖД по этому вопросу согласны, ведомство уже обратилось в Росстат с предложением пересмотреть подход к статистическому учету несчастных случаев.
Участники встречи оценили полезность мероприятия и отметили, насколько важно обмениваться лучшими практиками. Коллеги отметили отличный формат мероприятия – дискуссию, больше похожую на встречу хороших друзей, которым есть что обсудить, без спешки и жесткого тайминга. Пока такая площадка в формате дискуссионного клуба по охране труда, созданная по инициативе КИОУТ, единственная в стране.
Участники также высказали желательную периодичность подобных совещаний – один раз в квартал. Причем, если встречи будут посвящены определенным темам, то спикеры смогут иметь возможность подготовиться более предметно.
По итогам совещания были внесены предложения в протокол, который будет официально передан в Министерство труда и социальной защиты РФ. В перечень предложений вошли иницииативы в отношении ускорения процедуры внедрения электронной подписи в инструктажи, внесения изменений в процедуру расследования несчастных случаев, произошедших в том числе с участием третьих лиц, а также учреждения государственной награды в области охраны труда и другие.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ С МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущие российские работодатели обсудили перспективы развития системы управления охраной труда