Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Основные направления профилактики происшествий на производстве

1 февраля 2021 г.

Сегодня мы рассмотрим основные направления профилактики происшествий на производстве и пути их решения в условиях реального производства. В условиях развития и становления промышленности, освоения новых технологий и видов деятельности роль управленческого воздействия, технико-технологического сопровождения, нормирования, регулирования и системного контроля проводимых мероприятий, приобретает определяющее значение на всех этапах их осуществления.

 


Сегодня мы рассмотрим основные направления профилактики происшествий на производстве и пути их решения в условиях реального производства.
В условиях развития и становления промышленности, освоения новых технологий и видов деятельности роль управленческого воздействия, технико-технологического сопровождения, нормирования, регулирования и системного контроля проводимых мероприятий, приобретает определяющее значение на всех этапах их осуществления.

 




Элементы управленческого воздействия особенно ощутимы в производствах или видах работ с преобладающим числом вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, так называемых работ повышенной опасности. С внедрением современных технологий и освоением нового оборудования, приспособлений и инструментов все острее проявляются различные виды рисковых ситуаций и опасностей. Это предопределяет необходимость принятия адекватных организационных и технико-технологических решений.




 

Источник фото: pixabay.com





Сегодня, как никогда ранее, возрастает роль организационных и технико-технологических мер воздействия, направленных на безусловное и четкое выполнение регламентированных государственными органами управления норм охраны труда, обусловленных заданными параметрами организации труда, особенностями его эргономических требований и требований безопасности. В условиях современного производства возникает необходимость адекватных мер профилактики, отвечающих изменившимся условиям и факторам производства.
 
Сохранение трудового потенциала и здоровья работников выступает приоритетным побудительным мотивом проведения предупредительных и профилактических мероприятий. В этой связи федеральные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации регулярно анализируют, принимают и ратифицируют международные нормативные правовые акты сферы социально-трудовых отношений; систематически актуализируют принципы сохранения жизни и здоровья работников, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев и происшествий на производстве; обновляют действующие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты в сфере безопасности и условий труда, обосновывая их организационно-технические, санитарно-эпидемиологические и эргономические параметры.
 
На этом фоне приоритет отдается конвенциям и рекомендациям Международной организации труда. Президент России Владимир ПУТИН неоднократно подчеркивал, что «Российская Федерация высоко оценивает деятельность МОТ — одной из наиболее авторитетных международных организаций, которая с момента своего создания последовательно претворяет в жизнь идеалы справедливого труда, отстаивает интересы работников, их право на достойные условия работы, безопасность на рабочих местах, адекватную социальную защиту» [1].
 
Основные направления государственной политики в сфере охраны и безопасности труда определены Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, рядом других федеральных законов и постановлениями Правительства Российской Федерации по данным вопросам.
 
Среди них основными являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья в процессе труда;
— государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установление компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при техническом уровне производства и организации трудовой деятельности [2, с. 6-7].
 
Являясь основополагающей и надежной гарантией в защите интересов трудовых коллективов, Трудовой кодекс Российской Федерации систематически обновляется, его статьи по вопросам организации и охраны труда корректируются с учетом происходящих изменений в технике и технологии производственных процессов, что способствует активизации заложенных в нем потенциальных возможностей. Они обеспечивают стабильную организацию трудовых процессов, функций и трудовых прав, гарантий и компенсаций различных категорий работников, в том числе основанных на трехсторонних соглашениях в социально-трудовой сфере.
 
В последние годы с внедрением систем управления охраной труда, безопасностью и гигиеной труда в промышленно развитых странах на уровне предприятий, а также в результате расширения практики использования принципов выявления профессиональных рисков существенно возросла роль комплексной оценки проводимых мероприятий и состояния охраны труда. Особо следует подчеркнуть, что выполнение требований охраны труда достигается согласованной работой всего персонала.





Источник фото: pixabay.com


 



 
Работодатель призван обеспечивать организацию комплекса мероприятий по безопасности и улучшению условий труда.


 
Вместе с ним каждый работник несет свою долю ответственности в области охраны труда. Наряду с гарантированными правами на работника возлагаются конкретные обязанности по соблюдению правил, норм и требований охраны труда. Повышение персональной ответственности за сохранение жизни и здоровья участников и организаторов производственных процессов в современных условиях должно быть осуществлено на всех уровнях управления.
 
Пришло время не только спросить с работодателя, как он организовал работу по охране труда, но и с каждого работника за то, как он относится к сохранению своего здоровья в процессе трудовой деятельности. Одной из первоочередных задач управленческих структур должна все шире становиться профилактика на основе информирования работников и работодателей вопросам передовой практики и приемам организации безопасного труда, в том числе с использованием современных оценочных индикаторов, которые, на наш взгляд, должны быть установлены органами исполнительной власти с учетом особенностей производственных и технологических процессов.
 
Планирование и осуществление деятельности в сфере безопасности труда должно сопровождаться мониторингом и оценкой их реальных достижений в каждой конкретной организации [3].





 

















 
Состояние охраны труда, уровни статистических показателей травматизма и реальное положение дел с условиями труда в ряде организаций и производств побуждают искать оптимальные подходы устранения или снижения опасных /вредных факторов трудового процесса и производственной среды на работников [4, 17-26].
 
Подобная практика позволяет эффективно оценивать состояние охраны труда, как на уровне отрасли, региона, так и отдельного предприятия. В этой связи значению оценочных показателей (индикаторов) безопасности и эффективности мер предупредительного и профилактического характера должно уделяться первостепенное внимание не только отечественными учеными, работающими в сфере охраны и безопасности труда, но и практическими работниками и специалистами службы охраны труда [5].
 




 
Отдельные производственные коллективы систематически расширяют профилактические меры воздействия в сфере безопасности труда на уровне конкретного предприятия, внедрили добровольные механизмы самооценки для управления профессиональными рисками.




 

Источник фото: pixabay.com
 




Такая самооценка означает, что ответственность за состояние охраны труда разделяется между работодателем и работниками организации. В этот процесс активно вовлечены комитеты по безопасности и гигиене труда.


 


 
Преимуществом самооценок считается, что все заинтересованные стороны на предприятии могут активно сотрудничать друг с другом в целях обеспечения соответствующих нормативных правовых требований, улучшения единого понимания проблем и задач на конкретном рабочем месте, а также принятия мер, которые позволяют достичь желаемого результата.


 
Успешному решению возникающих проблем в сфере охраны труда конкретного предприятия или производства способствует разработка и принятие соответствующего локального акта, который формирует целевое достижение профилактических мероприятий, осуществляемых силами представителей коллектива в заранее установленные сроки, а также оценивать их согласно предусмотренным оценочным процедурам.
 
Таким образом, действующие на предприятии процедуры наблюдения, измерения и учета позволяют не только обеспечивать их выполнение, но и своевременно оценивать их результативность или эффективность.


 


 
Выбор показателей результативности и исполнения производится в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.


 
Принимаются во внимание как качественные, так и количественные индикаторы, соответствующие потребностям организации. Выбранные показатели должны базироваться на идентифицированных рисках, принятых обязательствах, связанных с целями исследования процессов охраны труда. Они позволяют поддерживать эффективность деятельности организации в целом.
 
Одной из задач исследования, базирующегося на анализе ситуации и знаниях исследователя, является выбор индикаторов (показателей) оценки эффективности и результативности, достигаемых в ходе проведения исследования. В их основу могут быть положены как подходы, выработанные предыдущими исследователями, так и показатели, предложенные автором исследования в рамках проведенного изучения [6].




 

Источник фото: pixabay.com





В ходе исследования на основе углубленного анализа, подготовлен перечень организационных мероприятий, которые свидетельствуют о том, что сегодня в Российской Федерации имеются законодательные и нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, которые позволяют применять их в масштабе всей страны или его отдельных регионов.
 
В то же время многие проблемные вопросы, подлежащие реализации на уровне конкретных организаций, все еще не имеют завершенных методически проработанных рекомендаций и поэтому отдельные организационные мероприятия сферы охраны труда не получают должной поддержки и остаются нереализованными по различным причинам. Это обусловило необходимость отдельного рассмотрения данной проблемы.
 
Среди многих вопросов, требующих углубленного и системного изучения, особое место, на наш взгляд, занимают проблемы, связанные с формированием организационного и технико-технологического обеспечения охраны и безопасности труда. Расследование и документирование причин и обстоятельств травмирования, ухудшения состояния здоровья, заболеваний и несчастных случаев на производстве целесообразно направлять на выявление пробелов и недостатков в организации и управлении охраной труда.
 
К углубленному расследованию происшествий или аварийных ситуаций следует привлекать компетентных специалистов при обязательном участии работников или их представителей с целью выявления организационных или технико-технологических упущений. Это предполагает необходимость и целесообразность научно — методического и организационного сопровождения выявления причин и обстоятельств аварий, инцидентов и происшествий на предприятии в целом или на любом его производственном участке. Только углубленные и последовательные меры способны дать реальные результаты.
 
Технико-технологические и организационные подходы в сфере профилактики аварий, происшествий и инцидентов предстают центральным звеном на любом предприятии, особенно с преобладающим числом травмоопасного оборудования и сложно насыщенных технологий. По нашему мнению, необходимо, чтобы в современных условиях каждая организация разрабатывала и поддерживала оценку эффективности системы управления охраной труда, включая:
 
— количественные и качественные показатели (индикаторы) в соответствии с потребностями исследования;
— мониторинг степени достижения организацией своих целей в области охраны труда;
— предварительные показатели эффективности системы, используемые при мониторинге соответствия системы управления охраной труда, действующим критериям и требованиям применяемых законов и регламентов;
— результирующие показатели эффективности системы управления, используемые при мониторинге несчастных случаев, случаев ухудшения здоровья, происшествий (включая опасные происшествия) и других имеющихся свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда в организации;
— регистрацию данных и результатов мониторинга, достаточных для проведения анализа последующих корректирующих и предупреждающих действий.
 
Такая постановка проблемы на этапе развития и освоения производства в организациях России имеет достаточно обоснованное предложение во всей его полноте.
 
Во-первых, значительный ряд используемых в промышленности технологий существенно отстает от их аналогов в передовых странах мира.
 





Источник фото: pixabay.com





Во-вторых, даже лучшие достижения отдельных отечественных коллективов, длительное время не получают должного развития в отраслевом аспекте.
 
В-третьих, специалисты и руководители отраслевых направлений в силу различных причин, прежде всего, организационного характера, не проявляют должной настойчивости и последовательности в их изучении и освоении.
 
В-четвертых, ослабление вертикали технологического управленческого воздействия проявляется как сдерживающий фактор развития многих жизненно важных технологий, производств, видов экономической деятельности и обеспечения их безопасности на основе современных научных достижений и передовой практики [7, 8, 9].
 
Между тем, жизнь систематически подтверждает, что устойчивое функционирование и развитие социально-трудовых и иных, связанных с ними отношений, невозможно без обеспечения безопасности критически важных объектов инфраструктуры, к которым относятся органы управления всех уровней и основные комплексы экономики страны: топливно-энергетический, промышленный, агропромышленный, научно-технический и т.д. [10].
 




 
На сегодняшний день важнейшим профилактическим приемом в предупреждении аварийных ситуаций в условиях любого производства остаются организация и проведение практико-ориентированного обучения работников безопасным методам труда.


 
Работодатели обязаны объяснять, а работники должны знать и понимать, что сохранение их жизни и здоровья находится в прямой зависимости от каждого члена общества персонально. Именно поэтому обучение остается основной мерой превентивного характера.
 
Каждый работник обязан помнить и думать не только о своей личной безопасности, хотя это является решающим фактором, но и о тех, кто работает рядом и о тех, кто ждет их дома после очередного рабочего дня. Это должно побуждать персонал к системному формированию культуры труда и безусловному выполнения норм и требований безопасности на каждом рабочем месте [11].


 


 
Все еще высокий уровень травматизма и профессиональной заболеваемости в отдельных видах экономической деятельности, усложнение трудовых функций, обусловленных несовершенством отдельных технологических операций, должны выступать побудительным мотивом активизации и дальнейшего совершенствования всех форм и видов обучения, в том числе дистанционного с использованием современных инновационных обучающих технологий.


 
Повышение общей организационной культуры и профессиональной компетенции работников должно быть сфокусировано на обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работников, способствовать эффективности производства в различных видах экономической деятельности.
 
Основу профессионального образования должны составлять фундаментальные знания. Поскольку сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, поэтому, получив академическое образование, молодые люди смогут стать успешными в любых сферах — и на производстве, и в бизнесе, пройдя дополнительное освоение специальных знаний [12, С. 90-100]. Однако жизнь свидетельствует о том, что в стране сложилась ситуация, при которой реальная экономика стала испытывать острую нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров, особенно технической и технологической направленности.
 
Сегодня российским организациям нужны профессионалы, способные решать прикладные задачи, причем решать осознанно, активно, творчески. В этой связи следует напомнить, что приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 года № 600-ст введен с 1 марта 2017 г. в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004- 2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» [13]. Это будет способствовать модернизации системы профессионального образования и действующих форм повышения их квалификации, в том числе непосредственно на производстве, основанных на подзаконных нормативных правовых актах. Необходимо, чтобы, не теряя своей фундаментальности, профессиональное образование приобрело новое, практическое наполнение.




 

Источник фото: pixabay.com




 
Именно практико-ориентированное обучение сможет не только объединить в одно целое все уровни профессионального образования, но и приблизить процесс к насущным потребностям реальной экономики [14].
 
Организации России уже сегодня способны решать управленческие проблемы в подготовке квалифицированных кадров на основе дальнейшего развития дистанционных технологий [15].























 
В сфере управления — использовать компьютерную технику, позволяющую активно вносить корректировки по принимаемым или вырабатываемым решениям не только организационного характера, но и технико-технологической направленности, в оперативном порядке вырабатывать и принимать адекватные решения, исходя из реально сложившейся ситуации [16].
 
Целевую направленность в системе управления охраной труда придаст утвержденное приказом Минтруда России и зарегистрированное Минюстом России «Типовое положение о системе управления охраной труда» [17]. В сфере управления условиями и охраной труда достойное место должны занять организационно-технические мероприятия [18], включающие выявление, устранение или снижение опасных (вредных) производственных факторов, улучшение условий труда на основе паспортов безопасности и других мероприятий в части приведения их в соответствие современными потребностями производства и происходящими технологическими изменениями, что обусловлено комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся следующие:
 
— неопределенность надзора для работников и работодателей, отсутствие формализованного перечня критериев или стандартов, которым должны соответствовать условия труда на предприятиях (в организациях) и в соответствии с которыми должна осуществляться проверка;
— неразвитость принципов мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства и механизмов стимулирования к улучшению хозяйствующими субъектами условий труда, дисбаланс системы мер стимулирования к соблюдению трудового законодательства и мер ответственности за его нарушения;
— ограниченность применения в сфере трудовых отношений мер предупредительного и профилактического характера;
— отсутствие в практике планирования и проведения организационно-профилактических мероприятий учета вероятности причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда и ее соотнесения с ресурсоемкостью мер воздействия, соответствующих требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— низкий охват проверочными и предупредительно-профилактическими мероприятиями хозяйствующих субъектов, обусловленный тем, что при действующей модели, имеющаяся государственная служба надзора способна обеспечить проверку лишь около 2% всех подконтрольных организаций.
 




 
Согласно документам Международной организации труда необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15-20%. 


 
При более низком значении указанного показателя невозможно в должной степени обеспечить соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
 
Целесообразно обратить должное внимание на привлечение к этим проблемам членов трудовых коллективов в рамках внутреннего общественного контроля проводимых мероприятий.
 
Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил ответственность работодателей за обеспечение безопасных условий и охраны труда на всех этапах: при эксплуатации зданий, оборудования, осуществлении технологических процессов, использовании инструментов, технической оснастки и т.п. Работодатель обязан уметь грамотно оценивать вредные условия труда и степень риска повреждения здоровья от воздействия оборудования, отдельных его частей и неудовлетворительных условий труда. Он должен также своевременно информировать работников о реальных условиях труда, возможных отклонений от безопасного выполнения трудовых операций, предоставлять им полагающиеся средства защиты, льготы и компенсации.  Выполнить эти задачи полно и эффективно только на основании проведения специальной оценки условий труда, по нашему мнению, не реально. Надо активно совершенствовать и реализовывать другие эффективные меры управленческого воздействия [19].
 
Успешной реализации проблемных вопросов, по нашему мнению, могло бы способствовать согласованное действие сторон о создании на общественных началах межотраслевого центра (комплекса) по разработке, обобщению и принятию соответствующих мер разработки и внедрения современных и актуальных организационных и технико-технологических решений, направленных на предупреждение и профилактику возможных проявлений рисковых ситуаций, особенно для организаций с преобладающим числом технологий или работ с повышенной опасностью.




 

Источник фото: pixabay.com




 
Органам управления сферы охраны и безопасности труда различных уровней следует активизировать организационную, предупредительную и контрольную функции. Действия должностных лиц организаций должны быть сосредоточены на своевременном устранении, а еще лучше, на недопущении, ошибок или нарушений при проведении различных работ, особенно видов деятельности с так называемой повышенной опасностью, а также ответственности должностных лиц и непосредственных участников трудового процесса за безусловное выполнение не только нормативных правовых актов, но и организационных, и технико-технологических мероприятий, в том числе на основе локальных нормативных актов организаций [20].
 
Сложность и острота проблемы стабилизации экономики и гарантированном обеспечении безопасности работников различных производств и видов экономической деятельности выдвигает перед научным сообществом и органами управления актуальнейшую задачу по решению данных вопросов. В их основу должно быть положено формирование миссии (политики) и институциональных принципов комплексной системы организационного и технико-технологического воздействия, гарантирующих безопасность и охрану труда работников различных производств Российской Федерации, а также мер надзора и общественного контроля в сфере условий и охраны труда.
 
На достижение этой же цели направлена, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 1028р., Концепция повышения эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 годы. Концепция разработана в целях комплексного решения проблем в сфере обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [21].


 


 
Вопросы трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений распространяются на подавляющее большинство работающего населения нашей страны и неизменно включаются в программные и стратегические документы в качестве приоритетных.
 


Важным элементом системы взаимодействия работника, работодателя и государства является деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
 
Опыт работы российских и зарубежных коллективов позволяет утверждать, что предлагаемые меры профилактики достижимы в условиях реального производства при условии их последовательного, настойчивого и систематического осуществления, о чем свидетельствуют публикации в периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых и практиков.


 
Авторы публикации:

А.М. Елин,
д-р экон. наук, ученый секретарь

ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России
А.М. Елин,
к-т экон. наук, руководитель службы 

информационного обеспечения АНО УКЦ «Труд»
 

 
Материал для публикации был любезно предоставлен редакцией
журнала «Безопасность и охрана труда».



 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


 
1. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] — http://президент.рф /телеграммы?since.
2. Елин А.М., Вовк А.Н., Обыденов А.С. Охрана труда. Практическое пособие для работодателей и специалистов по охране труда. М.: «Безопасность труда и жизни». 2007. — 184 с.
3. Елин А.М. Совершенствование управления охраной труда на основе отечественного и зарубежного опыта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-4. С.23-27.
4. Елин А.М. Социально-экономические основы реформирования охраны труда в Российской Федерации/ автореф. на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук. М.: 2012. — 48 с.
5. Елин А.М. Оценка работ по охране труда.// Охрана труда и социальное страхование. 2012. № 2. — С. 77-80.
6. Елин А.М. Охрана труда: проблемы и пути решения (монография). М.: 2010. — 464 с.
7. Елин А.М. Еще раз о проблемах управления риском // Охрана труда. 2006. № 11. — С. 46.
8. Елин А.М. О некоторых направлениях повышения эффективности надзорно-контрольной деятельности в сфере охраны труда Российской Федерации / Сборник научных работ Национального научно-исследовательского института промышленной безопасности и охраны труда. Киев. 2010. — С. 1-3.
9. Елин А.М. Проблемы охраны труда на современном этапе становления экономики // Охрана и экономика труда. 2016. № 2(23). С. 81-86.
10. Елин А.М., Григорьева С.М. Значение управленческих и технико-технологических решений в сфере охраны и безопасности труда. // Энергобезопасность и энергосбережение.2016. № 3. С. 5-8.
11. Елин А.М., Анохин А.В. Культура охраны труда как фактор управленческого воздействия. // Кадровик. М.: 2016. № 5. С. 94-99.
12. Елин А.М. Значение обучающих технологий в укреплении экономики./ Сбр. научных трудов международной научно-практической конференции «Региональная экономика, инвестиции, социально-экономическое развитие: теория, методология и концепция модернизации». М.: «Планета». 31 августа 2013 г. — 160 с.
13. ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
14. Елин А.М. Роль и задачи органов самоуправления в подготовке работников по охране труда // Охрана и экономика труда. 2016. № 1(22) — С. 64-69.
15. Елин А.М. / автореф. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М.: 2013 — 32 с.
16. Шепарев А.А., Меркулова Г.А., Потапенко А.А. Скрининг здоровья работающих с использованием компьютерных технологий // Охрана и экономика труда. 2017. № 1(26). С. 41-47.
17. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
18.Сажин Б.С., Гудим Л.И., Елин А.М., Сажина М.Б. Охрана и безопасность труда на промышленных предприятиях (монография). М.: ГОУ ВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина». 2010. — 352 с.
19. Елин А.М., Шумилин В.К. Об эффективности оценки условий труда. // Безопасность и охрана труда. 2016. № 2. — С. 10-16.
20. Елин А.М. К вопросу о формировании, разработке и принятии локальных нормативных актов // Охрана и экономика труда. 2016. № 3(24) — С.17-22.
21. Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы)».




 









 


 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



 
Отборная и актуальная информация на электронную почту