Публикации
20 марта 2025 г.
Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков
Законодательство
8 апреля 2025 г.
Новые требования к обучению мерам пожарной безопасности: что изменится с 1 сентября 2025 года?
Статистика
19 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
31 марта 2025 г.
Хронометражные наблюдения для целей специальной оценки условий труда
Студентов хотят научить правилам поведения при чрезвычайных ситуациях
11 сентября 2020 г.
Студентов хотят научить правилам поведения
при чрезвычайных ситуациях
В Минобрнауки планируют обновить стандарты высшего образования.
Все выпускники российских вузов должны уметь принимать грамотные финансовые решения, испытывать нетерпимое отношение к взяточничеству и соблюдать правила безопасности, грамотно действуя при чрезвычайных ситуациях. Такие пункты могут войти в отредактированные требования к вузовскому образованию. Кроме этого, эти госстандарты предлагают написать по-новому, причем не только для конкретных профессий, но и для целых групп специальностей. По мнению парламентариев, эти предложения логичны и отвечают вызовам нашего времени.
Заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Источник фото: er.ru.
«Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определят четкие требования к предметным результатам по каждой специальности и каждой ступени высшего образования, а также пропишут необходимый набор компетенций», — пояснила депутат. Пока вносят точечные изменения. Например, 9 сентября начались общественные обсуждения проекта приказа Минобрнауки, расширяющего перечень навыков и умений бакалавров, магистров и специалистов.
Минобрнауки предлагает дополнить такие списки общекультурных навыков, причем для всех специальностей — от фармацевтики и изящных искусств до строительства и восстановления боевых летательных аппаратов.
Если документ утвердят, вузы должны будут заняться повышением экономической культуры студентов и их финансовой грамотностью, чтобы они умели принимать обоснованные экономические решения. Также выпускнику полагается быть способным «формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению», говорится в проекте.
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, такими качествами должен обладать каждый зрелый и сформировавшийся молодой специалист в любой области. «Поэтому внесение подобных изменений в ФГОС высшего образования весьма логично и обоснованно», — считает депутат. Отдельно в новом варианте стандартов упоминается инклюзия. Человеку необходимо уметь правильно общаться с людьми с ограниченными возможностями как в профессиональной, так и социальной сфере, полагают в Минобрнауки.
Уточняется и компетенция «Безопасность жизнедеятельности». Профессионал должен не просто соблюдать правила безопасности, но и делать это «для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, этот пункт может быть обусловлен новыми реалиями, с которыми общество столкнулось во время пандемии коронавируса. «Подобные вызовы времени повлияли на все сферы жизнедеятельности», — сказала парламентарий.
ПОЯВИТСЯ БОЛЬШЕ ВЫБОРА
Поэтому в Минобрнауки предложили поправки в закон об образовании, разрешающие разрабатывать стандарты для укрупненных групп специальностей или областей профдеятельности по уровням обучения. Это позволит сократить избыточное государственное регулирование образования и расширит автономию самих вузов, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия ГУМЕРОВА, эту тему обсуждают давно. Сейчас ФГОСы привязаны к конкретной кафедре, специальности, а задачи, стоящие перед студентами, могут находиться на стыке отраслей и требовать взаимодействия между разными вузами, отметила она.
«Безусловно, изменения нуждаются в серьезном обсуждении с экспертами, педагогами, предприятиями, бизнесом, но это то, что сегодня очень востребовано экономикой», — считает сенатор.
Параллельно обсуждается еще один проект приказа Минобрнауки, корректирующий ФГОСы для бакалавриата. Предлагается, что вузы по-прежнему смогут определять перечень необходимых знаний выпускника на основе профстандартов из специального реестра, но уточняется, что из каждого стандарта университету нужно выбрать одну или несколько трудовых функций, а если подходящих стандартов нет — самому определить, чему должен научиться студент.
Евгения Филиппова