Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Студентов хотят научить правилам поведения при чрезвычайных ситуациях
11 сентября 2020 г.
Студентов хотят научить правилам поведения
при чрезвычайных ситуациях
В Минобрнауки планируют обновить стандарты высшего образования.
Все выпускники российских вузов должны уметь принимать грамотные финансовые решения, испытывать нетерпимое отношение к взяточничеству и соблюдать правила безопасности, грамотно действуя при чрезвычайных ситуациях. Такие пункты могут войти в отредактированные требования к вузовскому образованию. Кроме этого, эти госстандарты предлагают написать по-новому, причем не только для конкретных профессий, но и для целых групп специальностей. По мнению парламентариев, эти предложения логичны и отвечают вызовам нашего времени.
Заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Источник фото: er.ru.
«Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определят четкие требования к предметным результатам по каждой специальности и каждой ступени высшего образования, а также пропишут необходимый набор компетенций», — пояснила депутат. Пока вносят точечные изменения. Например, 9 сентября начались общественные обсуждения проекта приказа Минобрнауки, расширяющего перечень навыков и умений бакалавров, магистров и специалистов.
Минобрнауки предлагает дополнить такие списки общекультурных навыков, причем для всех специальностей — от фармацевтики и изящных искусств до строительства и восстановления боевых летательных аппаратов.
Если документ утвердят, вузы должны будут заняться повышением экономической культуры студентов и их финансовой грамотностью, чтобы они умели принимать обоснованные экономические решения. Также выпускнику полагается быть способным «формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению», говорится в проекте.
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, такими качествами должен обладать каждый зрелый и сформировавшийся молодой специалист в любой области. «Поэтому внесение подобных изменений в ФГОС высшего образования весьма логично и обоснованно», — считает депутат. Отдельно в новом варианте стандартов упоминается инклюзия. Человеку необходимо уметь правильно общаться с людьми с ограниченными возможностями как в профессиональной, так и социальной сфере, полагают в Минобрнауки.
Уточняется и компетенция «Безопасность жизнедеятельности». Профессионал должен не просто соблюдать правила безопасности, но и делать это «для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, этот пункт может быть обусловлен новыми реалиями, с которыми общество столкнулось во время пандемии коронавируса. «Подобные вызовы времени повлияли на все сферы жизнедеятельности», — сказала парламентарий.
ПОЯВИТСЯ БОЛЬШЕ ВЫБОРА
Поэтому в Минобрнауки предложили поправки в закон об образовании, разрешающие разрабатывать стандарты для укрупненных групп специальностей или областей профдеятельности по уровням обучения. Это позволит сократить избыточное государственное регулирование образования и расширит автономию самих вузов, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия ГУМЕРОВА, эту тему обсуждают давно. Сейчас ФГОСы привязаны к конкретной кафедре, специальности, а задачи, стоящие перед студентами, могут находиться на стыке отраслей и требовать взаимодействия между разными вузами, отметила она.
«Безусловно, изменения нуждаются в серьезном обсуждении с экспертами, педагогами, предприятиями, бизнесом, но это то, что сегодня очень востребовано экономикой», — считает сенатор.
Параллельно обсуждается еще один проект приказа Минобрнауки, корректирующий ФГОСы для бакалавриата. Предлагается, что вузы по-прежнему смогут определять перечень необходимых знаний выпускника на основе профстандартов из специального реестра, но уточняется, что из каждого стандарта университету нужно выбрать одну или несколько трудовых функций, а если подходящих стандартов нет — самому определить, чему должен научиться студент.
Евгения Филиппова