Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

24 января 2025 г.

Применение Единых типовых норм выдачи СИЗ: Минтруд России разъясняет

В Единых типовых нормах выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 767н, на некоторые из...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

17 января 2025 г.

Трудовой кодекс РФ: планируется уточнить понятие «отпуск»

В Государственной Думе проходит обсуждение законопроекта о внесении изменений в статью 107 Трудового кодекса Российской Федерации. Предлагается принять уточняющую норму, которая указывает, что видами...

Студентов хотят научить правилам поведения при чрезвычайных ситуациях

11 сентября 2020 г.

В Минобрнауки планируют обновить стандарты высшего образования. Все выпускники российских вузов должны уметь принимать грамотные финансовые решения, испытывать нетерпимое отношение к взяточничеству и соблюдать правила безопасности, грамотно действуя при чрезвычайных ситуациях. Такие пункты могут войти в отредактированные требования к вузовскому образованию. Кроме этого, эти госстандарты предлагают написать по-новому, причем не только для конкретных профессий, но и для целых групп специальностей. По мнению парламентариев, эти предложения логичны и отвечают вызовам нашего времени.




Студентов хотят научить правилам поведения
при чрезвычайных ситуациях




 
В Минобрнауки планируют обновить стандарты высшего образования.
Все выпускники российских вузов должны уметь принимать грамотные финансовые решения, испытывать нетерпимое отношение к взяточничеству и соблюдать правила безопасности, грамотно действуя при чрезвычайных ситуациях. Такие пункты могут войти в отредактированные требования к вузовскому образованию. Кроме этого, эти госстандарты предлагают написать по-новому, причем не только для конкретных профессий, но и для целых групп специальностей. По мнению парламентариев, эти предложения логичны и отвечают вызовам нашего времени.




 
ЛЮБОЙ ПРОФЕССИОНАЛ — С ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ


 
Студентов в России обучают по государственным образовательным стандартам (ФГОСы), которые утверждает Минобрнауки. Это требования к структуре программ и тому, что должны знать и уметь выпускники, учившиеся по ним. Сейчас документы перерабатывают, и в 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения, рассказала «Парламентской газете» заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса ТУТОВА.





                             Заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Источник фото: er.ru.




«Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определят четкие требования к предметным результатам по каждой специальности и каждой ступени высшего образования, а также пропишут необходимый набор компетенций», — пояснила депутат. Пока вносят точечные изменения. Например, 9 сентября начались общественные обсуждения проекта приказа Минобрнауки, расширяющего перечень навыков и умений бакалавров, магистров и специалистов.
 
 





 




По действующим стандартам студент, кроме сугубо профессиональных знаний должен приобрести общекультурные навыки. Например, человеку, освоившему градостроительную специальность, надо обладать системным критическим мышлением, общаться по работе на русском и иностранном языке и «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах».
 
Минобрнауки предлагает дополнить такие списки общекультурных навыков, причем для всех специальностей — от фармацевтики и изящных искусств до строительства и восстановления боевых летательных аппаратов.   
 
Если документ утвердят, вузы должны будут заняться повышением экономической культуры студентов и их финансовой грамотностью, чтобы они умели принимать обоснованные экономические решения. Также выпускнику полагается быть способным «формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению», говорится в проекте.
 
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, такими качествами должен обладать каждый зрелый и сформировавшийся молодой специалист в любой области. «Поэтому внесение подобных изменений в ФГОС высшего образования весьма логично и обоснованно», — считает депутат. Отдельно в новом варианте стандартов упоминается инклюзия. Человеку необходимо уметь правильно общаться с людьми с ограниченными возможностями как в профессиональной, так и социальной сфере, полагают в Минобрнауки.
 
Уточняется и компетенция «Безопасность жизнедеятельности». Профессионал должен не просто соблюдать правила безопасности, но и делать это «для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».
 
По мнению Ларисы ТУТОВОЙ, этот пункт может быть обусловлен новыми реалиями, с которыми общество столкнулось во время пандемии коронавируса. «Подобные вызовы времени повлияли на все сферы жизнедеятельности», — сказала парламентарий
.
 
 


ПОЯВИТСЯ БОЛЬШЕ ВЫБОРА


 
Также Минобрнауки хочет поменять сам подход к формированию ФГОСов. Сейчас требования разрабатывают, например, для конкретной профессии или направления подготовки. Это неудобно, в том числе и потому, что требования рынка к профессионалам постоянно изменяются, а чтобы скорректировать соответствующий ФГОС, нужно примерно полгода. Пока дополнения вносят, работодатели выдвигают уже новые требования.
 
Поэтому в Минобрнауки предложили поправки в закон об образовании, разрешающие разрабатывать стандарты для укрупненных групп специальностей или областей профдеятельности по уровням обучения. Это позволит сократить избыточное государственное регулирование образования и расширит автономию самих вузов, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
 
Как рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия ГУМЕРОВА, эту тему обсуждают давно. Сейчас ФГОСы привязаны к конкретной кафедре, специальности, а задачи, стоящие перед студентами, могут находиться на стыке отраслей и требовать взаимодействия между разными вузами, отметила она.
 
«Безусловно, изменения нуждаются в серьезном обсуждении с экспертами, педагогами, предприятиями, бизнесом, но это то, что сегодня очень востребовано экономикой», — считает сенатор.
 
Параллельно обсуждается еще один проект приказа Минобрнауки, корректирующий ФГОСы для бакалавриата. Предлагается, что вузы по-прежнему смогут определять перечень необходимых знаний выпускника на основе профстандартов из специального реестра, но уточняется, что из каждого стандарта университету нужно выбрать одну или несколько трудовых функций, а если подходящих стандартов нет — самому определить, чему должен научиться студент.
 




 





Для этого понадобится проанализировать, какие требования к выпускникам выдвигает рынок с учетом российского и зарубежного опыта, и проконсультироваться с работодателями в конкретной сфере.
 

 
Автор материала: 
Евгения Филиппова
 




 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
 
 
Данный материал был опубликован на сайте официального издания Федерального Собрания Российской Федерации ― «Парламентская газета».




 












Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту