Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
МЧС: новое в обучении по пожарно-техническому минимуму
22 сентября 2021 г.
В пояснительной записке к Проекту документа говорится о том, что порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, а также требования к содержанию указанных программ, порядок их утверждения и согласования определяются МЧС России, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ
Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В процессе работы над проектом приказа изучены положения законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, положения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, практика применения соответствующих нормативных правовых актов МЧС России, а также изучена научная литература и материалы периодической печати, в том числе нормы приказа МЧС России № 645.
Реализуемые в настоящее время примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых, приведенные в приложении 3 к приказу МЧС России № 645, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 11 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и переработкой в его развитие национальных стандартов, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности, а также иных документов, содержащих требования пожарной безопасности, содержательно устарели и не отвечают современному уровню знаний в области пожарной безопасности.
Содержание проекта документа основывается на положениях пунктов 3 и 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее — Правила), которыми устанавливаются требования по допуску лиц к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, необходимость обучения лиц мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования, обязанность руководителя организации по установлению порядка и сроков обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов, а также право руководителя организации назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте надзора.
РАЗРЕГУЛИРУЮТ
Содержание норм Проекта документа предусматривает устранение избыточного государственного регулирования вопросов обучения мерам пожарной безопасности, приведение системы обучения мерам пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации об образовании и о пожарной безопасности.
Одним из основополагающих положений Приказа является реализация права руководителя организации устанавливать порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, что позволяет учесть все многообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности.
Основное изменение процесса обучения мерам пожарной безопасности заключается в том, что лица с целью исполнения ими обязанностей, связанных с обеспечением пожарной безопасности на объекте надзора, вместо обучения по программам пожарно-технического минимума с отрывом от производства получают дополнительное профессиональное образование в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании посредством повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ?
Новеллами Приказа допускается возможность получения образовательных услуг частично в форме электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет снизить время отрыва от работы обучаемых и значительно уменьшить затраты организаций, индивидуальных предпринимателей на обучение.
В частности, в проекте Приказа говорится о том, что руководитель организации определяет порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов РФ.
Обучение должно содержать теоретическую и практическую части и может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно). В рамках теоретической части обучения программы противопожарного инструктажа могут реализовываться дистанционно. Обучение дистанционных работников проводится в случае, если это предусмотрено трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору, предусматривающим дистанционное выполнение работником его трудовой функции.
Также сокращается количество категорий лиц (работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы, работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ, водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений), подлежащих обучению по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.
Сетевая форма обучения обеспечивает возможность выбора организации, предоставляющей образовательные услуги в области пожарной безопасности, с учетом временного и ценового преимущества для теоретической и практической частей образовательного процесса.
Для обеспечения учета документов об образовании и (или) квалификации, документов об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», что позволит значительно снизить коррупционные риски оказания некачественных услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Приказ содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, а также соответствие которых проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитаций, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за их нарушение или последствия несоблюдения.
Игорь Волошин