Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Законодательство: структура и численность службы охраны труда, задачи специалистов службы в новых условиях
3 марта 2022 г.
1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Общая цель внесения поправок в текст ТК РФ, а также издания целого ряда соответствующих подзаконных нормативных правовых актов — обеспечение перехода от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны труда.
С 1 марта 2022 года вступили в силу актуализированные Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее — Рекомендации). Документ был утвержден Приказом Минтруда России от 31 января 2022 года № 37.
Напомним, что в соответствии с нормами статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Фото: Shutterstock.com.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России.
В тексте Рекомендаций указывается, что служба охраны труда (далее — Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.
Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ), штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.
Направления деятельности службы охраны труда включают:
— обеспечение функционирования СУОТ, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования СУОТ подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
— контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
— обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
— подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
— участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
— составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Теперь работодатели будут обязаны на конкретном рабочем месте учитывать профессиональные риски и создавать безопасные условия труда для работника с учетом особенностей его работы на конкретном рабочем месте.
Как учесть изменения в законодательстве в работе службы охраны труда? В первую очередь необходимо издать приказы о назначении ответственных лиц, в которых закреплены новые обязанности в соответствии с изменениями, внесенными в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Также необходимо пересмотреть все действующие локальные нормативные акты организации в области охраны труда с учетом новых требований и норм законодательства, внесенных в текст ТК РФ, а также положений соответствующих, вновь изданных подзаконных нормативных правовых актов.
«Меняющееся законодательство привело к тому, что мы не только должны внести соответствующие изменения в локальные акты организации, но и изменить к ним свое отношение», — считает исполнительный директор КИОУТ Наталья МИНЕВИЧ. «Локальные акты работодателя теперь становятся очень значимыми документами и фактически дают право инспектору при любой проверке воспринимать все, что в них написано, как внутренние требования организации, которые, соответственно, должны быть выполнены», — отметила эксперт.
Игорь Волошин
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.