Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Охрана труда: административную ответственность работодателей усилят
21 марта 2022 г.
В сводном отчете к законопроекту разработчики документа обратили внимание на то, что внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КОАП) связано с тем, не все работодатели соблюдают принятые на себя обязательства в рамках коллективных договоров и (или) отраслевых (межотраслевых) соглашений в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также государственные нормативные требования охраны труда. Это приводит к производственному травматизму и снижению социальной защиты работников.
Действующая в настоящее время статья 5.31 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению с санкциями — предупреждение или административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В сводном отчете к законопроекту говорится о том, что по сведениям Роструда, за 11 месяцев 2020 года было вынесено по ст. 5.31 КоАП должностными лицами госинспекций труда всего 215 постановлений о назначении административного наказания: из них 101 предупреждение и 114 административных штрафов.
В 2021 году за 11 месяцев было вынесено должностными лицами госинспекций труда 145 постановлений о назначении административного наказания: из них 63 предупреждения и 82 административных штрафа. При этом, ввиду малой величины штрафа, предусмотренные санкции не защищают охраняемое право по исполнению принятых работодателем в добровольном порядке обязательств, содержащих льготы и преимущества для работников, по условиям труда, более благоприятным по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, так как затраты на обеспечение указанного права заведомо превышают размер установленных санкций за его несоблюдение.
В статье 41 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) дается примерный перечень вопросов, обязательств, которые могут включаться в коллективный договор. Этот перечень содержит и раздел охраны труда.
При этом около 100 статей ТК РФ содержат указания об обязательном закреплении отдельных положений в коллективном договоре, в т.ч. и положений об установлении более высокого уровня прав и гарантий работникам по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим в рамках законодательных мер, принимаемых в связи с аварией на шахте «Листвяжная», согласно перечню поручений Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА от 31 декабря 2021 г. № ПР-2576, данного по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года, было принято решение о необходимости внесения изменений в КоАП с целью усиления ответственности работодателей за принятые на себя обязательства в сфере условий и охраны труда в рамках коллективных договоров и соглашений.
Совещание о ситуации в угольной отрасли Кузбасса. Фото: Пресс-служба Кремля ©.
Разработчики поправок в КОАП также отметили, что анализ несчастных случаев на производстве за 2019-2020 годы и 11 месяцев 2021 года свидетельствует о том, что практически каждый третий несчастный случай с тяжелыми последствиями в организациях, в том числе угольной отрасли происходит в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов.
За 11 месяцев 2021 года в субъектах РФ произошло 3867 несчастных случаев, из них в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов — 944 несчастных случая, что составляет 24,4% от общего количества несчастных случаев в РФ за указанный период.
Текст:
Игорь Волошин
Публикация подготовлена по материалам «Сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия», размещенного разработчиками законопроекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru.