Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Охрана труда: административную ответственность работодателей усилят
21 марта 2022 г.
На портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Охрана труда: административную ответственность работодателей усилят
На портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru опубликован Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
В сводном отчете к законопроекту разработчики документа обратили внимание на то, что внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КОАП) связано с тем, не все работодатели соблюдают принятые на себя обязательства в рамках коллективных договоров и (или) отраслевых (межотраслевых) соглашений в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также государственные нормативные требования охраны труда. Это приводит к производственному травматизму и снижению социальной защиты работников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОАП РФ
Действующая в настоящее время статья 5.31 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению с санкциями — предупреждение или административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В сводном отчете к законопроекту говорится о том, что по сведениям Роструда, за 11 месяцев 2020 года было вынесено по ст. 5.31 КоАП должностными лицами госинспекций труда всего 215 постановлений о назначении административного наказания: из них 101 предупреждение и 114 административных штрафов.
В 2021 году за 11 месяцев было вынесено должностными лицами госинспекций труда 145 постановлений о назначении административного наказания: из них 63 предупреждения и 82 административных штрафа. При этом, ввиду малой величины штрафа, предусмотренные санкции не защищают охраняемое право по исполнению принятых работодателем в добровольном порядке обязательств, содержащих льготы и преимущества для работников, по условиям труда, более благоприятным по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, так как затраты на обеспечение указанного права заведомо превышают размер установленных санкций за его несоблюдение.
В статье 41 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) дается примерный перечень вопросов, обязательств, которые могут включаться в коллективный договор. Этот перечень содержит и раздел охраны труда.
При этом около 100 статей ТК РФ содержат указания об обязательном закреплении отдельных положений в коллективном договоре, в т.ч. и положений об установлении более высокого уровня прав и гарантий работникам по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим в рамках законодательных мер, принимаемых в связи с аварией на шахте «Листвяжная», согласно перечню поручений Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА от 31 декабря 2021 г. № ПР-2576, данного по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года, было принято решение о необходимости внесения изменений в КоАП с целью усиления ответственности работодателей за принятые на себя обязательства в сфере условий и охраны труда в рамках коллективных договоров и соглашений.
Совещание о ситуации в угольной отрасли Кузбасса. Фото: Пресс-служба Кремля ©.
Кроме того, в рамках предлагаемого регулирования предлагается ввести административную ответственность в виде приостановления деятельности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, которые приводят к угрозе жизни или здоровья работников. Необходимость такого регулирования обусловлено тем, что на промышленных предприятиях используется большое количество оборудования (машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы), в том числе на опасных производственных объектах (например, в угольной отрасли), неисправность которых создает угрозу жизни и здоровью работников, а также приводит к авариям и несчастным случаям на производстве.
Разработчики поправок в КОАП также отметили, что анализ несчастных случаев на производстве за 2019-2020 годы и 11 месяцев 2021 года свидетельствует о том, что практически каждый третий несчастный случай с тяжелыми последствиями в организациях, в том числе угольной отрасли происходит в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов.
Разработчики поправок в КОАП также отметили, что анализ несчастных случаев на производстве за 2019-2020 годы и 11 месяцев 2021 года свидетельствует о том, что практически каждый третий несчастный случай с тяжелыми последствиями в организациях, в том числе угольной отрасли происходит в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов.
Как правило, указанные несчастные случаи происходят по причине неисправного или устаревшего оборудования. За 2019 год в субъектах РФ произошло 5860 несчастных случаев, из них в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов 1299 несчастных случаев, что составляет 22,2 % от общего количества несчастных случаев в РФ за указанный период.
За 11 месяцев 2021 года в субъектах РФ произошло 3867 несчастных случаев, из них в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов — 944 несчастных случая, что составляет 24,4% от общего количества несчастных случаев в РФ за указанный период.
За 11 месяцев 2021 года в субъектах РФ произошло 3867 несчастных случаев, из них в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов — 944 несчастных случая, что составляет 24,4% от общего количества несчастных случаев в РФ за указанный период.
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Текст:
Игорь Волошин
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Публикация подготовлена по материалам «Сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия», размещенного разработчиками законопроекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru.
Публикация подготовлена по материалам «Сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия», размещенного разработчиками законопроекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru.