Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда
1 июля 2022 г.
Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда
После смягчения пандемических ограничений начинают возрождаться очные формы взаимодействия работников, более активно применяются новые подходы в вопросах командообразования и развития персонала. В перечень ключевых особенностей развития образовательной деятельности на современном этапе, по словам эксперта, входят четыре важных тренда.
- Ученик — соавтор процесса обучения (сотворчество, соавторство, соисследование).
- Эмоциональная среда обучения (положительные впечатления, работа с настроением, закрепление полученных знаний).
- Педагогика, основанная на научных данных (разработка эффективных методик и схем, развенчание мифов, качественное улучшение программ).
- Благодарность и быстрая обратная связь (видение ценности участия в процессе обучения, улучшение отношений в команде, повышение сосредоточенности).
«Первый признак игры — безопасное пространство свободного действия. Для человека важно чувствовать себя спокойно и уверенно в любой, особенно командной деятельности, — отметила Ирина Устинова. — Когда эта первичная потребность удовлетворена, человек, погружаясь в процесс творчества и апробации идей, реализует свои личностные устремления, ощущает драйв, получает удовольствие и испытывает азарт от игры».
Применение такого формата обучения решает ряд задач, в число которых входят:
- формирование у работников понимания и видения области применения нормативов и регламентов в сфере охраны труда;
- информирование персонала о процессах, функционирующих в компании (система, приоритеты);
- привлечение внимания к важным аспектам ежедневных рабочих дел;
- развитие профессиональных компетенций специалистов.
На первом этапе проводится брифинг. Готовится подробное техническое задание с учетом отраслевой специфики деятельности и организационной структуры компании, численности обучаемого персонала, а также особенностей контроля полученных знаний и навыков.
Заключительный этап — тестирование, по итогам которого осуществляется выпуск финального релиза продукта.
Обычно в игре участвует от 25 до 120 человек и более. Проведение игры подразумевает выбор места: учебного зала, территории предприятия, цеха и так далее; подбор реквизита: декораций, роботов-тренажеров, измерительных приборов, средств индивидуальной защиты, спасения и пожаротушения. Необходимое условие — наличие команды организаторов: ведущих; фасилитаторов, вовлекающих участников в игровой процесс; фото-видео-операторов. В состав тренерской команды включаются специалисты в области охраны труда и промышленной безопасности, а также эксперты в смежных областях.
Эксперт представила популярные форматы обучения: викторины, настольные, коммуникационные и корпоративные игры. Эти разработки КИОУТ направлены на развитие общения внутри команды, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с коллегами в различных производственных ситуациях, в том числе, при возникновении опасных инцидентов.
Пример коммуникационной игры — практический кейс живого действия «Операция 112», основанный на реальных событиях, в котором смоделировано спасение людей из горящих населенных пунктов. Еще один востребованный формат обучения — квест, особенностью которого является движение команды по станциям, поиск ключей, подсказок и бонусов.
«В настоящее время наблюдается вторая волна интереса к формату очного обучения, — обратила внимание эксперт. — Во время пандемии и сейчас, в постпандемический период, мы по-настоящему начинаем ценить живое общение друг с другом». Не отрицая известные достоинства онлайн- и иных дистанционных форм обучения, важно признать неоспоримые преимущества живого общения участников и экспертов во время очных учебных мероприятий.
Обучающиеся получают оперативную обратную связь от преподавателей-практиков с большим опытом работы в области охраны труда. Такой формат проведения занятий эффективен с точки зрения групповой работы в решении ключевых задач компании. Создается общая вовлекающая среда взаимодействия между сотрудниками смежных департаментов, которые обычно редко общаются.
Фото: Shutterstock.com.
В условиях сложной социально-экономической ситуации многие работодатели сталкиваются с необходимостью сокращения бюджета на проведение обучения персонала. Еще один вызов — высокая степень эмоционального напряжения сотрудников. Эксперт отметила возросший интерес заказчиков к поиску решений проблемных вопросов, стоящих перед компаниями, одновременно по нескольким направлениям. Важно добиться наибольшего эффекта с точки зрения эмоционального состояния сотрудников и при этом сэкономить финансовые ресурсы.
В этом может помочь концепция кросс-функциональности, которая предполагает привлечение для решения общих задач сотрудников нескольких подразделений организации, которые имеют разные компетенции и опыт работы.
- мировоззрение (взгляды и отношение людей к текущей ситуации);
- коммуникации (общение между членами команды);
- внутренняя ответственность (осознание важности решения задач);
- адаптивность (возможность наиболее гибко и пластично приспосабливаться к новым задачам).
«Взаимодействие участников игры позволяет выявить людей, обладающих лидерскими качествами, нивелировать конфликтные ситуации в коллективе, а также улучшить коммуникации между отдельными сотрудниками и департаментами компании», — резюмировала эксперт.
Чтобы подробнее узнать об особенностях применения игровых форматов обучения в области охраны труда, а также получить много полезной практической информации, можно посмотреть видеозапись бесплатного вебинара по теме:
«Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда»
Полезного просмотра, коллеги!
Игорь Волошин