Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда
1 июля 2022 г.
Ирина Устинова, директор Департамента дополнительного профессионального образования КИОУТ, провела бесплатный вебинар по теме «Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда»...
Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда
Ирина Устинова, директор Департамента дополнительного профессионального образования КИОУТ, провела бесплатный вебинар по теме «Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда». Эксперт сделала обзор современных тенденций 2021 — 2022 годов в этом направлении, рассказала о применении деловой игры для повышения квалификации работников.
Охрана труда отличается четкой законодательной регламентацией, поэтому особенно важными становятся приемы и технологии, вводящие установленные нормативы в практику их ежедневного применения. Стали популярными геймификация и интерактивные форматы обучения. Применение разнообразных кейсов и игровых решений повышает заинтересованность работников в вопросах сохранения жизни и здоровья, способствует предотвращению аварийных ситуаций и снижению производственного травматизма.
После смягчения пандемических ограничений начинают возрождаться очные формы взаимодействия работников, более активно применяются новые подходы в вопросах командообразования и развития персонала. В перечень ключевых особенностей развития образовательной деятельности на современном этапе, по словам эксперта, входят четыре важных тренда.
После смягчения пандемических ограничений начинают возрождаться очные формы взаимодействия работников, более активно применяются новые подходы в вопросах командообразования и развития персонала. В перечень ключевых особенностей развития образовательной деятельности на современном этапе, по словам эксперта, входят четыре важных тренда.
- Ученик — соавтор процесса обучения (сотворчество, соавторство, соисследование).
- Эмоциональная среда обучения (положительные впечатления, работа с настроением, закрепление полученных знаний).
- Педагогика, основанная на научных данных (разработка эффективных методик и схем, развенчание мифов, качественное улучшение программ).
- Благодарность и быстрая обратная связь (видение ценности участия в процессе обучения, улучшение отношений в команде, повышение сосредоточенности).
На основе этих подходов строится Edutainment-концепция, применение которой предполагает синтез двух понятий: «education» («обучение») и «entertainment» («развлечение») — «обучение через развлечение». Выделяются функции игры: самореализационная, коррекционная, развлекательно-рекреативная, коммуникативная и диагностическая.
Как это происходит? Внедрение игровых практик в традиционные виды занятий: лекции, семинары и тренинги, способствует активному вовлечению работников в процесс обучения. Снимаются психологические блоки, которые мешают воспринимать информацию и приобретать новые навыки.
«Первый признак игры — безопасное пространство свободного действия. Для человека важно чувствовать себя спокойно и уверенно в любой, особенно командной деятельности, — отметила Ирина Устинова. — Когда эта первичная потребность удовлетворена, человек, погружаясь в процесс творчества и апробации идей, реализует свои личностные устремления, ощущает драйв, получает удовольствие и испытывает азарт от игры».
«Первый признак игры — безопасное пространство свободного действия. Для человека важно чувствовать себя спокойно и уверенно в любой, особенно командной деятельности, — отметила Ирина Устинова. — Когда эта первичная потребность удовлетворена, человек, погружаясь в процесс творчества и апробации идей, реализует свои личностные устремления, ощущает драйв, получает удовольствие и испытывает азарт от игры».
В процессе игры человек получает большую свободу действий по сравнению с обычной рабочей ситуацией. Он может проявлять собственную инициативу, лидерские качества, а также демонстрировать навыки командной работы.
Применение такого формата обучения решает ряд задач, в число которых входят:
- формирование у работников понимания и видения области применения нормативов и регламентов в сфере охраны труда;
- информирование персонала о процессах, функционирующих в компании (система, приоритеты);
- привлечение внимания к важным аспектам ежедневных рабочих дел;
- развитие профессиональных компетенций специалистов.
Эксперт рассказала, как разрабатываются учебные мероприятия с применением различных игровых форматов.
На первом этапе проводится брифинг. Готовится подробное техническое задание с учетом отраслевой специфики деятельности и организационной структуры компании, численности обучаемого персонала, а также особенностей контроля полученных знаний и навыков.
На первом этапе проводится брифинг. Готовится подробное техническое задание с учетом отраслевой специфики деятельности и организационной структуры компании, численности обучаемого персонала, а также особенностей контроля полученных знаний и навыков.
Затем собирается и анализируется контент игры. Создается сценарий, в соответствии с которым может быть предусмотрено проведение соревнований, тренингов, вручение наград победителям и так далее. Формируется среда, визуальный образ и план мероприятия, разрабатываются механизмы и инструменты игры.
Заключительный этап — тестирование, по итогам которого осуществляется выпуск финального релиза продукта.
Обычно в игре участвует от 25 до 120 человек и более. Проведение игры подразумевает выбор места: учебного зала, территории предприятия, цеха и так далее; подбор реквизита: декораций, роботов-тренажеров, измерительных приборов, средств индивидуальной защиты, спасения и пожаротушения. Необходимое условие — наличие команды организаторов: ведущих; фасилитаторов, вовлекающих участников в игровой процесс; фото-видео-операторов. В состав тренерской команды включаются специалисты в области охраны труда и промышленной безопасности, а также эксперты в смежных областях.
Эксперт представила популярные форматы обучения: викторины, настольные, коммуникационные и корпоративные игры. Эти разработки КИОУТ направлены на развитие общения внутри команды, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с коллегами в различных производственных ситуациях, в том числе, при возникновении опасных инцидентов.
Пример коммуникационной игры — практический кейс живого действия «Операция 112», основанный на реальных событиях, в котором смоделировано спасение людей из горящих населенных пунктов. Еще один востребованный формат обучения — квест, особенностью которого является движение команды по станциям, поиск ключей, подсказок и бонусов.
Заключительный этап — тестирование, по итогам которого осуществляется выпуск финального релиза продукта.
Обычно в игре участвует от 25 до 120 человек и более. Проведение игры подразумевает выбор места: учебного зала, территории предприятия, цеха и так далее; подбор реквизита: декораций, роботов-тренажеров, измерительных приборов, средств индивидуальной защиты, спасения и пожаротушения. Необходимое условие — наличие команды организаторов: ведущих; фасилитаторов, вовлекающих участников в игровой процесс; фото-видео-операторов. В состав тренерской команды включаются специалисты в области охраны труда и промышленной безопасности, а также эксперты в смежных областях.
Эксперт представила популярные форматы обучения: викторины, настольные, коммуникационные и корпоративные игры. Эти разработки КИОУТ направлены на развитие общения внутри команды, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с коллегами в различных производственных ситуациях, в том числе, при возникновении опасных инцидентов.
Пример коммуникационной игры — практический кейс живого действия «Операция 112», основанный на реальных событиях, в котором смоделировано спасение людей из горящих населенных пунктов. Еще один востребованный формат обучения — квест, особенностью которого является движение команды по станциям, поиск ключей, подсказок и бонусов.
Чтобы успешно создать и внедрить деловую игру, необходима высокая степень заинтересованности не только разработчиков продукта, но и тех сотрудников компании-заказчика, которые являются носителями корпоративной культуры. Это серьезная совместная работа, которая, как правило, дает хорошие результаты.
«В настоящее время наблюдается вторая волна интереса к формату очного обучения, — обратила внимание эксперт. — Во время пандемии и сейчас, в постпандемический период, мы по-настоящему начинаем ценить живое общение друг с другом». Не отрицая известные достоинства онлайн- и иных дистанционных форм обучения, важно признать неоспоримые преимущества живого общения участников и экспертов во время очных учебных мероприятий.
Обучающиеся получают оперативную обратную связь от преподавателей-практиков с большим опытом работы в области охраны труда. Такой формат проведения занятий эффективен с точки зрения групповой работы в решении ключевых задач компании. Создается общая вовлекающая среда взаимодействия между сотрудниками смежных департаментов, которые обычно редко общаются.
«В настоящее время наблюдается вторая волна интереса к формату очного обучения, — обратила внимание эксперт. — Во время пандемии и сейчас, в постпандемический период, мы по-настоящему начинаем ценить живое общение друг с другом». Не отрицая известные достоинства онлайн- и иных дистанционных форм обучения, важно признать неоспоримые преимущества живого общения участников и экспертов во время очных учебных мероприятий.
Обучающиеся получают оперативную обратную связь от преподавателей-практиков с большим опытом работы в области охраны труда. Такой формат проведения занятий эффективен с точки зрения групповой работы в решении ключевых задач компании. Создается общая вовлекающая среда взаимодействия между сотрудниками смежных департаментов, которые обычно редко общаются.
Фото: Shutterstock.com.
«Статистика показывает, что те работники, которые принимают участие в групповых обучающих мероприятиях, проводимых в очном формате, потом поддерживают дружеские связи, — рассказала эксперт. — Это дает хороший эффект с точки зрения командообразования, когда в течение длительного времени сохраняются доброжелательные отношения между коллегами в обычных рабочих, часто рутинных процессах».
В условиях сложной социально-экономической ситуации многие работодатели сталкиваются с необходимостью сокращения бюджета на проведение обучения персонала. Еще один вызов — высокая степень эмоционального напряжения сотрудников. Эксперт отметила возросший интерес заказчиков к поиску решений проблемных вопросов, стоящих перед компаниями, одновременно по нескольким направлениям. Важно добиться наибольшего эффекта с точки зрения эмоционального состояния сотрудников и при этом сэкономить финансовые ресурсы.
В этом может помочь концепция кросс-функциональности, которая предполагает привлечение для решения общих задач сотрудников нескольких подразделений организации, которые имеют разные компетенции и опыт работы.
В условиях сложной социально-экономической ситуации многие работодатели сталкиваются с необходимостью сокращения бюджета на проведение обучения персонала. Еще один вызов — высокая степень эмоционального напряжения сотрудников. Эксперт отметила возросший интерес заказчиков к поиску решений проблемных вопросов, стоящих перед компаниями, одновременно по нескольким направлениям. Важно добиться наибольшего эффекта с точки зрения эмоционального состояния сотрудников и при этом сэкономить финансовые ресурсы.
В этом может помочь концепция кросс-функциональности, которая предполагает привлечение для решения общих задач сотрудников нескольких подразделений организации, которые имеют разные компетенции и опыт работы.
Важными составляющими развития кросс-функциональных команд, по мнению эксперта, являются:
- мировоззрение (взгляды и отношение людей к текущей ситуации);
- коммуникации (общение между членами команды);
- внутренняя ответственность (осознание важности решения задач);
- адаптивность (возможность наиболее гибко и пластично приспосабливаться к новым задачам).
Эксперт рассмотрела пример взаимодействия специалистов двух подразделений компании. Для решения общих задач, связанных с обучением работников, в качестве интегрированного решения может применяться деловая игра. Она находится на стыке интересов HR-службы, отвечающей за развитие персонала с точки зрения рабочей среды и роста компетенций, и службы Охраны труда, в круг задач которой входит регламентирование рабочих процессов, направленное на сохранение жизни и здоровья, формирование культуры безопасности, как мировоззренческой, внутренней составляющей сотрудников.
«Взаимодействие участников игры позволяет выявить людей, обладающих лидерскими качествами, нивелировать конфликтные ситуации в коллективе, а также улучшить коммуникации между отдельными сотрудниками и департаментами компании», — резюмировала эксперт.
«Взаимодействие участников игры позволяет выявить людей, обладающих лидерскими качествами, нивелировать конфликтные ситуации в коллективе, а также улучшить коммуникации между отдельными сотрудниками и департаментами компании», — резюмировала эксперт.
Чтобы подробнее узнать об особенностях применения игровых форматов обучения в области охраны труда, а также получить много полезной практической информации, можно посмотреть видеозапись бесплатного вебинара по теме:
«Edutainment. Игровые форматы обучения в сфере охраны труда»
Полезного просмотра, коллеги!
Текст:
Игорь Волошин
Игорь Волошин
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.