Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Хотят смягчить требования при трудоустройстве несовершеннолетних
15 ноября 2022 г.
В соответствии с положениями законопроекта для выполнения легкого труда лицом от 14 лет договор можно будет заключить без письменного согласия органов опеки и попечительства. Сейчас оно необходимо. Достаточно будет письменного разрешения одного из родителей (абз. 2 п. 1 ст. 1 проекта). Поправки внесли в Госдуму...
Хотят смягчить требования при трудоустройстве несовершеннолетних
В соответствии с положениями законопроекта для выполнения легкого труда лицом от 14 лет договор можно будет заключить без письменного согласия органов опеки и попечительства. Сейчас такое согласие необходимо. Достаточно будет письменного разрешения одного из родителей (абз. 2 п. 1 ст. 1 проекта). Поправки внесли в Госдуму.
Согласие органов опеки и попечительства работодателю нужно будет получить при трудоустройстве детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Его предоставят в течение 5 дней с момента получения заявления в электронном виде через Госуслуги (абз. 3 п. 1 ст. 1 проекта). Необязательно будет проводить предварительный медосмотр при приеме на работу лиц до 18 лет, если они прошли профилактический медосмотр не ранее чем за год до трудоустройства (пп. «б» п. 3 ст. 1 проекта).
Предполагается, что поправки вступят в силу 1 марта 2023 года (ст. 2 проекта).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» (далее соответственно — Кодекс, законопроект) подготовлен в целях совершенствования трудового законодательства в части возможности совмещения получения образования и трудовой деятельности молодежи, а также в соответствии с планом мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р.
Согласно исследованию, проведенному в 2021 году Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении населения и отдельных целевых аудиторий к студенческим отрядам как направлению трудового воспитания молодого поколения страны, 91% школьников старших классов хотели бы подрабатывать во время летних каникул.
По данным исследований Общероссийского народного фронта и Российского движения школьников также отмечается готовность 9 из 10 подростков начать работать до 18 лет. Это позволяет сделать вывод о востребованности и заинтересованности подростков в возрасте от 14 до 17 лет в трудовой деятельности и возможности первичного заработка, а также о стремлении к познанию и освоению различных профессий.
В условиях экономического санкционного давлеия недружественных Российской Федерации государств работа, а значит доход подростка — это еще и финансовая поддержка семьи, воспитание в нем чувства ответственности.
Первая работа для подростка — это возможность получить первый трудовой опыт, начать распоряжаться первыми личными доходами, а также профориентация — помощь найти подходящую профессию для его дальнейшего развития и становления как личности.
С целью снятия ограничений, препятствий и барьеров в трудоустройстве несовершеннолетних, исключения избыточных норм, а также для повышения уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан законопроектом предлагается внести следующие изменения в Кодекс:
— исключить необходимость получения согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы (статья 63);
В указанных случаях достаточно будет согласия одного из родителей или законного представителя. Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Исключение необходимости получения согласия органа опеки и попечительства о выполнении несовершеннолетним легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, не повлечет за собой нарушение прав ребенка, так как в первую очередь защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или иными законными представителями. Исключение сделано для социально незащищенных категорий несовершеннолетних — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В отношении них предлагается для получения согласия использовать Единый портал государственных и муниципальных услуг, что также позволит существенно оптимизировать процедуру; органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (Министерство здравоохранения Российской Федерации).
— утвердить методические рекомендации по определению работ, рекомендуемых для трудоустройства несовершеннолетних (статья 265), в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут утверждать региональные перечни с учетом специфики локальных рынков труда;
— освободить работодателя от необходимости осуществлять за свой счет предварительный медицинский осмотр несовершеннолетнего работника при его трудоустройстве (статья 266), если имеются результаты проведения профилактического медицинского осмотра незначительного срока давности;
Одним из барьеров при трудоустройстве несовершеннолетних граждан является необходимость организации работодателями прохождения медицинского осмотра. Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет около половины месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медицинского осмотра в некоторых субъектах Российской Федерации составляет более шести тысяч рублей, работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан.
— установить новый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий при трудоустройстве несовершеннолетних — только по заявлению несовершеннолетнего работника или его законного представителя.
Действующая практика контрольно-надзорных мероприятий предусматривает усиленный контроль соблюдения трудового законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних. Зачастую соответствующая проверка инициируется сразу после официального трудоустройства несовершеннолетнего, даже в отсутствие жалоб со стороны участников трудовых отношений.
Согласно исследованию «Ценности современных подростков. Ожидание работодателей», проведенному порталом HH.ru и проектом «APT личность», 61% работодателей видят сложности при трудоустройстве несовершеннолетних из-за юридических рисков, а 32% по указанной причине не нанимают данную категорию молодежи. Для добросовестных работодателей такие мероприятия являются избыточными, добавляющими излишние бюрократические сложности и создающими административную нагрузку.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан, оптимизации кадровых процессов работодателя.
Законопроект не устанавливает новые обязательные требования, оценка применения которых необходима в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Источник: www.consultant.ru.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Результаты проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых по результатам проведения предыдущей оценки установлены оптимальный и допустимый классы условий труда, планируется продлить на 2023 год. Такой возможностью смогут воспользоваться порядка 40 тысяч работодателей. Это позволит сократить финансовую нагрузку предприятий малого и среднего бизнеса, и не затронет трудовые права работников...
Эксперты Минтруда России разъяснили нюансы обучения работников охране труда по новым правилам. В частности ведомство указало, что проводить инструктажи и обучение по охране труда могут сотрудники на любых должностях. Главное, чтобы такие лица соответствовали требованиям, которые перечислены в правилах. В частности, они обязаны освоить программы для персонала…
Работодатель обязан обеспечивать безопасность труда работников (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Обязанности работодателя в области охраны труда приведены в ст. 214 ТК РФ. При этом необходимо учесть, что здания, сооружения, оборудование, технологические процессы и материалы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 213.1 ТК РФ). Обязанности по выполнению правил по электробезопасности установлены Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее — Правила).
Согласно п. 1.1.2 Правил они распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1 000 В (далее — потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. При этом Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей...
Порядок оформления журналов регистрации инструктажей по охране труда определяется работодателем самостоятельно с учетом установленных требований. За основу могут быть приняты формы, приведенные в ГОСТ 12.0.004-2015. Порядок оформления журналов, в частности прошивки, следует установить в локальном нормативном акте. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 214 ТК РФ)...
Минтруд России разъяснил работодателю порядок представления документов и сведений в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания…