Трудовой кодекс РФ: изменения законодательства, связанные с оплатой труда работников
Авторы Законопроекта в пояснительной записке обратили внимание на то, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо определить виды премий, их размеры, сроки, основания...
Авторы Законопроекта в пояснительной записке обратили внимание на то, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо определить виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и так далее.
Законопроект был подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 года № 32-П. В суде часть вторая статьи 135 ТК РФ была признана не соответствующей положениям Конституции Российской Федерации (статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1). По мнению судей, нормы статьи 135 ТК РФ порождают возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы. Например, во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов работодатель имеет возможность без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.
В соответствии с Законопроектом предлагается дополнить статью 135 ТК РФ новой частью третьей, которой закрепляются следующие положения.
Применение предлагаемой Законопроектом нормы позволяет работодателю учитывать при стимулировании работника достигнутые им показатели и результаты, а также учитывать при премировании наличие дисциплинарного взыскания. При этом работник защищен от произвольного снижения ему выплат, которые он заработал, в том числе участвуя в выполнении конкретных работ (оказании услуг), например, платных медицинских услуг, услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию и так далее.
Законопроект содержит требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также привлечения нарушителей к административной ответственности.
Авторы Законопроекта обратили внимание на то, изменения в статью 152 ТК РФ были подготовлены во исполнение Постановления Конституционного Суда от 27 июня 2023 года № 35-П. Судьи установили, что часть первая статьи 152 ТК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации (статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1). Действующие нормы трудового законодательства, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 152 ТК РФ, устанавливающие конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
В частности, в соответствии с предлагаемой Законопроектом редакцией указанной нормы сверхурочная работа оплачивается исходя из заработной платы, установленной действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Предлагаемая Законопроектом редакция нормы учитывает разнообразие применяемых работодателями систем оплаты труда, в том числе включающих выплаты по тарифным ставкам и окладам, бестарифной, сдельной и иных систем. Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени, адекватную компенсацию увеличенных трудозатрат, понесенных работником.
Законопроект также содержит требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлечения к соответствующей административной ответственности за их нарушение.
Обзор подготовил:
Игорь Волошин