Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

20 мая 2025 г.

Инструменты искусственного интеллекта KioutCHAT для анализа условий труда и подбора СИЗ

2 апреля 2025 года состоялся бесплатный вебинар по теме «Инструменты искусственного интеллекта KioutCHAT для анализа условий труда и подбора СИЗ». Спикеры – генеральный директор ООО «...

Законодательство

22 апреля 2025 г.

Роструд разъясняет применение Правил по охране труда при работе на высоте

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснением по применению Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда...

Статистика

19 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

26 мая 2025 г.

Актуализированы Особенности проведения СОУТ на рабочих местах, связанных с воздействием повышенного давления газовой и воздушной среды

Приказом Минтруда России от 9 апреля 2025 года № 192н утверждены Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников...

Трудовой кодекс РФ: изменения законодательства, связанные с оплатой труда работников

28 декабря 2023 г.

Авторы Законопроекта в пояснительной записке обратили внимание на то, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо определить виды премий, их размеры, сроки, основания...
















Авторы Законопроекта в пояснительной записке обратили внимание на то, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо определить виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и так далее.









Законопроект был подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 года № 32-П. В суде часть вторая статьи 135 ТК РФ была признана не соответствующей положениям Конституции Российской Федерации (статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1). По мнению судей, нормы статьи 135 ТК РФ порождают возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы. Например, во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов работодатель имеет возможность без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.  









В соответствии с Законопроектом предлагается дополнить статью 135 ТК РФ новой частью третьей, которой закрепляются следующие положения.









Применение предлагаемой Законопроектом нормы позволяет работодателю учитывать при стимулировании работника достигнутые им показатели и результаты, а также учитывать при премировании наличие дисциплинарного взыскания.  При этом работник защищен от произвольного снижения ему выплат, которые он заработал, в том числе участвуя в выполнении конкретных работ (оказании услуг), например, платных медицинских услуг, услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию и так далее.









Законопроект содержит требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также привлечения нарушителей к административной ответственности.




























Авторы Законопроекта обратили внимание на то, изменения в статью 152 ТК РФ были подготовлены во исполнение Постановления Конституционного Суда от 27 июня 2023 года № 35-П. Судьи установили, что часть первая статьи 152 ТК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации (статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1). Действующие нормы трудового законодательства, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.









Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 152 ТК РФ, устанавливающие конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.









В частности, в соответствии с предлагаемой Законопроектом редакцией указанной нормы сверхурочная работа оплачивается исходя из заработной платы, установленной действующими у данного работодателя системами оплаты труда.  Предлагаемая Законопроектом редакция нормы учитывает разнообразие применяемых работодателями систем оплаты труда, в том числе включающих выплаты по тарифным ставкам и окладам, бестарифной, сдельной и иных систем. Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени, адекватную компенсацию увеличенных трудозатрат, понесенных работником.









Законопроект также содержит требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлечения к соответствующей административной ответственности за их нарушение.









Обзор подготовил:
Игорь Волошин