Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Минтруд России: разработчиков инструкций по охране труда определяет руководитель организации
23 октября 2024 г.
В письме Минтруда России от 11 октября 2024 года № 15-2/ООГ-3210 разъясняется порядок реализации права работодателя утвердить локальным нормативным актом распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за разработку инструкций по охране труда организации.
Эксперты ведомства ссылаются на статью 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Эксперты Минтруда России обращают внимание работодателя на то, что ведомственным приказом от 22 апреля 2021 года № 274н был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» (далее – профессиональный стандарт).
Разделами 3.1.1, 3.1.2 «Трудовая функция» профессионального стандарта предусмотрены такие трудовые действия специалиста по охране труда, как:
– разработка, согласование и актуализация проектов локальных нормативных актов, содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
– оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения, инструктажей, стажировок и инструкций по охране труда и так далее.
Указанные разделы профессионального стандарта предусматривают разработку проектов локальных нормативных актов с соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.
В соответствии со статьей 217 ТК РФ система управления охраной труда (далее – СУОТ) – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Пунктом 29 Правил № 772н установлено, что инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
В целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Минтрудом России был утвержден Приказ от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение № 776н).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения № 776н СУОТ представляет собой единство организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления.
Подпунктом «г» пункта 16 Положения № 776н установлено, что для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.
В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по вопросам определения и закрепления в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда.
Распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ, по мнению экспертов, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 55 Положения № 776н является одним из основных процессов и процедур, устанавливающих порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ. Поэтому работодатель вправе локальным нормативным актом утвердить распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за разработку инструкций по охране труда организации.