Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

11 октября 2024 г.

Официальные разъяснения отдельных вопросов применения законодательства

Работодатель обратился в Государственную инспекцию труда в городе Москве с просьбой разъяснить, нужно ли получать согласие работников на обработку их персональных данных при передаче...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

2 октября 2024 г.

В Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами будут внесены существенные изменения

Изменения, вносимые в Правила, смягчают порядок учета и фиксации выдачи СИЗ с нормативным сроком эксплуатации один месяц и менее, позволяя работодателю данный порядок установить...

Минтруд России: разработчиков инструкций по охране труда определяет руководитель организации

23 октября 2024 г.

В письме Минтруда России от 11 октября 2024 года № 15-2/ООГ-3210 разъясняется порядок реализации права работодателя утвердить локальным нормативным актом распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за разработку инструкций по охране труда организации...





В письме Минтруда России от 11 октября 2024 года № 15-2/ООГ-3210 разъясняется порядок реализации права работодателя утвердить локальным нормативным актом распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за разработку инструкций по охране труда организации.

Эксперты ведомства ссылаются на статью 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Эксперты Минтруда России обращают внимание работодателя на то, что ведомственным приказом от 22 апреля 2021 года № 274н был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» (далее – профессиональный стандарт).

Разделами 3.1.1, 3.1.2 «Трудовая функция» профессионального стандарта предусмотрены такие трудовые действия специалиста по охране труда, как:

– разработка, согласование и актуализация проектов локальных нормативных актов, содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
– оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения, инструктажей, стажировок и инструкций по охране труда и так далее.

Указанные разделы профессионального стандарта предусматривают разработку проектов локальных нормативных актов с соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.








В соответствии со статьей 217 ТК РФ система управления охраной труда (далее – СУОТ) – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.









Эксперты уточняют, что Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н утверждены основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем (далее – Правила № 772н). Согласно пункту 1 Правил № 772н правила и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

Пунктом 29 Правил № 772н установлено, что инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
 









В целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Минтрудом России был утвержден Приказ от 29 октября 2021 года № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение № 776н).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения № 776н СУОТ представляет собой единство организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления.

Подпунктом «г» пункта 16 Положения № 776н установлено, что для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.

В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по вопросам определения и закрепления в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда.

Распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ, по мнению экспертов, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 55 Положения № 776н является одним из основных процессов и процедур, устанавливающих порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ. Поэтому работодатель вправе локальным нормативным актом утвердить распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за разработку инструкций по охране труда организации.



 

Текст:
Игорь Волошин