Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Япония: опыт сохранения и укрепления здоровья на рабочем месте
2 августа 2017 г.
Программа сохранения и укрепления здоровья по месту работы значительно улучшилась после принятия в Японии в 1988 году поправок к закону о защите здоровья и закону по мерам безопасности на работе. Работодатели при этом несли ответственность за исполнение данных законов на рабочем месте. Хотя в новой редакции закона и не содержалось положения о применении штрафных санкций, министерство труда начало активно содействовать процессу принятия работодателями программы сохранения и укрепления здоровья.
Программа сохранения и укрепления здоровья по месту работы значительно улучшилась после принятия в Японии в 1988 году поправок к закону о защите здоровья и закону по мерам безопасности на работе. Работодатели при этом несли ответственность за исполнение данных законов на рабочем месте. Хотя в новой редакции закона и не содержалось положения о применении штрафных санкций, министерство труда начало активно содействовать процессу принятия работодателями программы сохранения и укрепления здоровья.
Так, например, данное министерство поддержало идею обучения и подготовки специалистов для работы по этим программам. Были подготовлены врачи, знающие специфику работы сотрудников (OHPPs), специалисты в области лечебной физкультуры (HCTs), тренеры по лечебной физкультуре (HCLs), консультанты-психологи (MHCs), консультанты по вопросам питания (NCs), консультанты в сфере профмедицины (OHCs). Несмотря на то, что усилия работодателей по реализации программы сохранения и укрепления здоровья в их собственных организациях приветствовались, сами работодатели также имели возможность оказывать такого рода услуги другим организациям (когда организация работодателя - небольшая и ей не по силам осуществление программы). Программой действий работодателей обеспечивает Министерство труда.
Отредактированная и дополненная программа сохранения и укрепления здоровья по месту работы, утвержденная японским правительством, получила название "программы полного укрепления и сохранения здоровья" (ТНР).
РЕКОМЕНДОВАННАЯ СТАНДАРТНАЯ ПРОГРАММА
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Если организация - достаточно большая и ей по силам обеспечение всех вышеперечисленных специалистов, рекомендуется составить из специалистов комиссию, несущую ответственность за планирование и осуществление программы сохранения и укрепления здоровья. Такая комиссия обязана в первую очередь проанализировать состояние здоровья работников и определить приоритеты действий по программе. Данная программа должна быть обширной и базироваться как на групповом, так и индивидуальном подходе.
Групповой подход предлагается в учебных программах (в вопросах питания, образа жизни, управления стрессами и отдыха). Лекции должны дополняться групповыми формами работ для вовлечения работников в фактический процесс выполнения процедур, чтобы с полученной на лекциях информацией изменялась поведенческая реакция.
Среди индивидуальных форм первостепенное значение имеет обследование сотрудников врачами-специалистами. Базируясь на результатах этого обследования, а также принимая во внимание информацию, полученную от ОНС или МНС (или обоих), ОНРР составляет программу для отдельного работника. В соответствии с этой программой, специалисты дадут необходимые указания или советы. Так, НСТ разработает программу физических упражнений для работника, а НСL выдаст ему практические рекомендации по гимнастике. При необходимости специалист в области питания проконсультирует работника, а МНС или ОНС встретятся с этим работником индивидуально. Результаты такой индивидуальной программы периодически анализируются врачом-специалистом для внесения в нее необходимых дополнений.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Министерство назначило японскую полуформальную организацию по охране труда и здоровья (JISHA), действующую в частном секторе на добровольных началах, официальным представителем курсов подготовки специалистов в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Для получения статуса вышеперечисленных специалистов, необходим опыт в этой сфере, а также прохождение специального курса. Например, ОНРР должен обладать национальной лицензией на ведение врачебной практики, а также пройти 22 часовой курс по методике проведения обследования, которое является решающим в программе сохранения и укрепления здоровья. Курс для НСТ рассчитан на 139 часов и является самым длительным среди имеющихся шести курсов, причем необходимым условием для прохождения этого курса является наличие степени бакалавра медицинских наук или спорта. На этот курс также могут быть зачислены те, кто имеют практический опыт работы в качестве НСL сроком в три и более года. HCL несет ответственность за фактическое обучение работников и учитывает рекомендации, составленные специалистом в области лечебной физкультуры (НСТ).
К работникам, желающим стать HCL, предъявляются следующие требования - он должен быть не моложе 18 лет и пройти курс длительностью 28,5 часов. Чтобы стать МНС, необходимо иметь соответствующий степени опыт работы и одну из степеней: бакалавра психологии, медицинских наук и социальной работы. Также можно обладать удостоверениями: дипломированной медсестры или просто медработника, специалиста по лечебной физкультуре; дипломом об окончании курса по профилактике здоровья JISHA; квалификацией руководителя оздоровительных курсов или опытом работы в качестве консультанта в течение пяти и более лет. Продолжительность курса для МНС составляет 16,5 часов. Курс для NC, со сроком обучения в 16 часов, могут пройти только квалифицированные специалисты в области питания.
Дипломированные медсестры и медработники с опытом работы консультантом в три и более лет имеют возможность посещать курс ОНС, который рассчитан на 20,5 часов. Обучение ОНС направлено на то, что специалист в последующем, на вверенном ему участке работы, будет активно способствовать развитию программы сохранения и укрепления здоровья. К концу декабря 1996 года JISHA зарегистрировала следующее число специалистов, окончивших курсы: ОНРР -2895, НСТ-2800, HCL-11364, MHC-8307, NC-3888, OHC-5233.
СЕРВИСНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
JISHA утвердила два типа организаций, предоставляющих услуги медицинского характера, и опубликовала перечень данных организаций. Первый тип организаций уполномочен проводить медобследования, руководствуясь которыми ОНРР создает программы для работников с учетом индивидуальных особенностей каждого. Этот тип организаций обладает широким спектром услуг по сохранению и укреплению здоровья. Второму типу сервисных организаций предоставлено право проводить физкультурный тренинг, программа которого разрабатывается НСТ. К концу марта 1997 года количество организаций первого типа равнялось 72, а второго типа - 295.
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА
Министерство труда обладает финансами для оказания помощи курсам, проводимым JISHA, в создании предприятиями новых программ, а также приобретении сервисными организациями оборудования для физкультурного тренинга. Когда предприятие заявляет о создании новой программы, министерство дает обещание покрыть расходы по ней посредством JISHA максимум в течение трех лет. Сумма финансовой поддержки зависит от величины предприятия. Если численность сотрудников в данной организации меньше 300, министерство оплатит две трети таких расходов, а при численности свыше 300 - эта поддержка будет составлять одну треть общих расходов.
Программа сохранения и укрепления здоровья вступила в силу относительно недавно, чтобы можно было дать оценку ее эффективности. Данная программа может являть собой составляющую любой профилактической программы здоровья по месту работы. Общее положение дел с медицинскими услугами, оказываемыми по месту работы, все еще требует усовершенствования. На модернизированных участках работы, то есть в крупных организациях, программа сохранения и укрепления здоровья уже достигла оптимального уровня по степени охвата работников программой, а также по влиянию, оказываемому на производительность труда. В сравнительно небольших организациях, несмотря на тот факт, что большая часть расходов покрывается правительством, системы оказания медицинских услуг зачастую не в состоянии оперативно приспособиться к нововведениям.
Toshiteru Okubo
Источник: Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ, электронный ресурс: safework.ru.