Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Публикации

6 декабря 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

ФСС - гарантия защищенности работающих граждан?

28 января 2013 г.



На вопросы отвечает консультант отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Владимир Николаевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ
 
Здравствуйте, Владимир Николаевич. Расскажите, пожалуйста, в нескольких словах о статистике производственного травматизма в вашем регионе и по стране в целом. 
 
В последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению производственного травматизма в Ульяновской области. Так в 2012 году произошло снижение производственного травматизма по сравнению с 2011 годом на 15,4 %, при этом количество тяжелых несчастных случаев на производстве снизилось на 46,5%. Такой относительный показатель травматизма как коэффициент частоты несчастных случаев на тысячу работающих (Кч) за 2012 год по региону составляет — 1,1, по Приволжскому федеральному округу -1,2, в целом по Российской Федерации — 1,16. Все эти значения получены на основании статистических данных Фонда социального страхования РФ. 
 
Данные, которые идут в отчетах Росстата отличаются от данных ФСС России, почему так происходит и какая статистика точнее? 
 
Да, Росстат дает иногда иные данные. Почему? Согласно указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения, годовую статистическую форму № 7-травматизм в Росстат предоставляют юридические лица, кроме микропредприятий, всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой деятельности, обеспечения военной безопасности, социального страхования, образования, деятельности домашних хозяйств, деятельности экстерриториальных организаций, поэтому полнота охвата предприятий не 100 %. Что соответственно влияет на точность и полноту данных по состоянию производственного травматизма. В Фонд социального страхования РФ представляют информацию все предприятия и учреждения не зависимо от формы собственности и ведомственной принадлежности о всех несчастных случаях на производстве. Как правило каждый несчастный случай вызывает временную утрату трудоспособности работника, и как следствие обязанность работодателя оплатить этот больничный лист за счет средств страховых взносов на «травматизм» и отразить эти затраты в отчете по форме 4-ФСС. Законодательно и на практике на сегодняшний день создан механизм, исключающий возможность сокрытия несчастного случая на производстве, если только сам пострадавший работник захочет этого. Поэтому статистика ФСС России по травматизму более полная и точная, нежели данные Росстата. 
 
Расскажите, пожалуйста, о возврате части средств на мероприятия по охране труда  (за счет ФСС России). Кто в основном обращается и какой процент от возможного в фонде средств реально забираются предприятиями и направляется на мероприятия? 
 
В целях сохранения жизни и здоровья застрахованных граждан и создания безопасных условий труда, региональным отделением на протяжении ряда лет направляются средства страхователям на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Ежегодно объем финансирования предупредительных мер в регионе растет на 7-10%. Это позволило активизировать работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, проведению периодических медицинских осмотров, улучшить обеспечение работающих сертифицированными средствами индивидуальной защиты и путёвками на санаторно-курортное лечение работающих во вредных и опасных условиях труда. Так в 2012 году 13,5 млн. рублей из 28, 4 млн. рублей было направлено на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Объём финансирования предупредительных мер в 2013 году вырос на 8,4 % по сравнению с объёмом финансирования в 2012 году и составил 31 млн. рублей. В этом году за финансированием предупредительных мер могут обратиться страхователи зарегистрированные в региональном отделении, добросовестно уплачивающие страховые взносы и не имеющие задолженности. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. 
 
Для получения скидки к тарифу до 40% есть ряд условий, среди них аттестация. Раньше можно было показать приказ о создании комиссии и все, позже можно было предоставить сводную ведомость и все. Что сотрудники ФСС России запрашивают сейчас? И обращается ли внимание на то, как проведена аттестация, делаются ли заключение или запрашиваются результаты экспертизы условий труда о качестве аттестации? Или можно формально оформить сводную ведомость и представить ее? 
 
Экономической заинтересованностью работодателя создавать здоровые и безопасные условия труда, учитывать все профессиональные риски - есть механизм скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхования от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний. Размер скидки или надбавки составляет до 40 процентов установленного страхового тарифа. Право на скидку имеет организация, которая : 
- зарегистрирована и фактически действует три года или более; 
 - не имеет задолженности по взносам на «травматизм»; 
- не имеет страховых случаев со смертельным исходом. 

Это обязательные, но не достаточные условия. Законодатель в правилах прямо указал, что скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. Согласно Методики для расчета коэффициентов используются сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотрах, отраженных в разделе II формы 4-ФСС за три предшествующих года. Заметим, что, форма 4-ФСС, которая применялась в период с 2009 по 2011 г., не содержала полных сведений о результатах аттестации рабочих мест и проведении обязательных медицинских осмотров. Поэтому для расчета новых коэффициентов следует использовать также сведения о прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, протоколы аттестации рабочих мест по условиям труда, сводную ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Следует отметить, что в соответствии с требованиями порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, после проведения аттестации работодатель обязан направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда. А в свою очередь региональное отделение Фонда в рамках заключенного соглашения о взаимодействии, получает такую информацию из государственной инспекции труда в Ульяновской области. Что позволяет исключить случаи фальсификации данных представляемых в отделение Фонда. 
 
Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития социального страхования от несчастных случаев, в частности установления дифференцированного тарифа к каждому предприятию, а не шаблонно один тариф ко всем предприятиям одного класса профриска. 
 
В последнее время экспертное сообщество высказывается о перспективах развития социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Позволим и мы высказать свою точку зрения. Коль скоро в трудовом законодательстве появилось понятие управление страховых рисков, а мы являемся страховщиками таких рисков. Целесообразно и экономически оправдано было бы установление дифференцированного тарифа в зависимости от объема аттестованных рабочих мест. Потому, что только в ходе проведения аттестации и возможно установить наличие и влияние на работника профессиональных рисков. И на том предприятии, где не проведена аттестация рабочих мест, тариф должен быть максимальным. По данным Министерства труда Ульяновской области только 25 % всех рабочих мест в регионе охвачено аттестацией. 
 
Есть ли альтернатива Фонду на этом рынке услуг, велика ли перспектива прихода на этот рынок негосударственных страховых компаний? 
 
Возможно. Но следует отметить, что задача любого частника на рынке- это получение прибыли. А мы говорим о социальном страховании, где речь идет только о расходах. Социальная защита работающих граждан была и остаются одной из важнейших государственных задач. Значимым результатом деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является гарантированная защищенность работающих граждан, развитие системы комплексной реабилитации лиц, пострадавших на производстве, включая оплату расходов на лечение лиц, застрахованных после тяжелых несчастных случаев на производстве, и снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.


Источник: ohranatruda.ru