Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Министр Максим Топилин в интервью «Комсомольской правде» – о зарплатах, безработице и пенсионной реформе
16 августа 2013 г.
Последние несколько месяцев Минтруд – одно из самых активных ведомств в правительстве. Инициативы идут одна за другой: предлагается урезать «золотые парашюты» руководству госкомпаний и активнее выводить бизнес из тени, выносится на обсуждение очередной вариант пенсионной реформы. Чем все эти новшества грозят простым россиянам? Об этом корреспонденту «Комсомольской правды» рассказал министр труда и социальной защиты Максим ТОПИЛИН.
ПОСМОТРЕТЬ ИНТЕРВЬЮ
«РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – ЭТО ПРИНУЖДЕНИЕ К ТРУДУ»
– Максим Анатольевич, недавно Минтруд сообщил, что у нас меньше миллиона зарегистрированных безработных. Это минимум за последние десятилетия. Но в то же время 16% предприятий заявили, что в этом году сокращают работников. Что на самом деле происходит с безработицей?
– Здесь я не вижу противоречия. Далеко не все безработные идут на биржу труда, многие ищут работу сами. У нас же только в службе занятости почти 2 млн. вакансий. Идет переориентация: на крупных предприятиях осталась избыточная занятость, при этом в других отраслях, прежде всего в сфере услуг, – дефицит кадров. Если безработица в абсолютных цифрах не растет, значит, люди спокойно находят себе работу.
– И все-таки безработные есть. Кого среди них больше?
– Четверть – это люди, которые больше года не могут найти работу. В этой категории, скорее всего, подавляющее большинство тех, кто и не собирается ее искать. Но есть и молодежь, даже выпускники вузов.
– Была идея вернуться к распределению выпускников, как в СССР. Это помогло бы?
– В рамках нынешней экономики это невозможно: распределение – в какой-то мере принуждение к труду. Хотя во время кризиса мы использовали технологии стажировок, субсидирования занятости для молодежи. Это была антикризисная мера, если проводить ее постоянно, молодежь не будет сама стремиться искать работу и получать качественное образование.
Посмотрите, что, например, происходит в Испании. Там очень большая безработица среди молодых людей, многие просто сидят на пособиях, и их это устраивает.
– Во время кризиса у нас была программа, когда давали подъемные тем, кто переезжает на работу в другой регион...
– Регионы продолжают такую поддержку. Но эта программа наименее успешна. И, наверное, в ней и нет особого смысла. Никто же не помогает людям переезжать в Москву или другие крупные города. Все сами едут. Точка роста – это как магнит, и если экономика развивается, то таких точек роста, притягивающих людей, будет становиться больше и больше. Хотя в идеале экономика должна развиваться так, чтобы любой человек, который хочет работать у себя на малой родине, мог устроиться там на работу.
«РЫНОК ТРУДА У НАС ПОКА НЕСОВЕРШЕНЕН»
– Депутаты от ЛДПР недавно предложили сделать в России почасовую оплату труда, как в Америке. А минималку при этом поднять до 100 рублей в час. Как вам эта идея?
– В мире есть разные системы оплаты труда. С точки зрения гибкости лучше, когда часовая. Но опыт показал, что в странах, где принята подобная система, люди сильнее всего пострадали в кризис от безработицы. Пока мы к этому не готовы – это мое мнение. Если говорить об уровне зарплат, то сейчас МРОТ – 5205 рублей. Его нужно повышать. Но надо это делать плавно. Если поднимем резко – зарплаты во многих регионах уйдут в тень.
– Насколько вообще адекватны зарплаты в России? Если сравнивать с заработками в других странах и уровнем цен, которые постоянно растут.
– Цены у нас действительно растут. Но зарплаты всегда росли быстрее. Мы почти уже вышли на $1000 по средней зарплате по стране. Хотя 10 лет назад, если у вас выходило $300 – 500 в месяц, это было уже целое состояние. Конечно, накопленное отставание от развитых стран пока существует, но это значит, что у нас есть потенциал для роста реальных зарплат.
– Когда смотришь, сколько получают топ-менеджеры крупных компаний, то невольно начнешь задумываться, что зарплата у простых работников слишком маленькая.
– Диспропорции между низко и высокооплачиваемыми работниками в России огромные. Но это очень сложно регулировать сверху. Об этом должны договариваться работодатели и профсоюзы. Мы ввели ограничения в бюджетном секторе: с этого года зарплата руководителя там не должна более чем в восемь раз превышать среднюю зарплату в организации. Но в коммерческом секторе мы таких ограничений ввести не можем. Конечно, рынок труда у нас пока несовершенен. С его развитием диспропорции будут снижаться.
– По разным оценкам, в теневом секторе российской экономики работает около 20 млн. человек. Как с этим бороться?
– С похожей проблемой сталкиваются почти все страны. По нашим оценкам, 80 – 85% россиян работают легально, то есть за них уплачиваются все налоги и взносы.
– Но, по сути, правительство само загоняет бизнес в тень. Взять те же страховые взносы – они выросли, и более 500 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) закрылись.
– Я бы не был столь категоричен. В основном это были те, кто все равно не вел никакой деятельности. Кстати, со следующего года ставка у ИП будет зависеть от дохода. Если предприниматель зарабатывает меньше 300 тысяч рублей в год, то он будет платить в бюджет около 19,5 тысячи рублей в качестве страховых взносов. Это вдвое меньше, чем сейчас. А для тех, кто зарабатывает больше, будет введена дифференциация.
– Хорошо, бремя немного будет ниже. Но это вряд ли вернет бизнес в легальный сектор. Что еще можно сделать?
– Есть инициатива Минфина по поводу ограничений наличного оборота – переход на карточки. Это сократит возможности для ухода от налогов. Постепенно будут введены ограничения в банковской сфере. Чтобы человек с неподтвержденными доходами не мог получить кредит в банке. Тогда люди будут заставлять работодателей платить «в белую». Но ключевое направление здесь - пенсионная реформа. Граждане должны понимать, что размер будущей пенсии напрямую зависит от стажа и официального заработка. Это будет стимулировать работать легально.
«О ПЕНСИИ НУЖНО ДУМАТЬ В 20 ЛЕТ»
– Вам не кажется это утопией? О пенсии люди задумываются лишь в 40 – 50 лет. А до этого на первых местах квартира, машина, дети. Многие считают: пусть «в серую», лишь бы платили больше...
– Это действительно так. Но надо думать о пенсии смолоду. И мы хотим донести до граждан, что это необходимо делать не в 50 лет, а в 20...
– Как тут думать и что-то планировать, если через 10 лет власти снова решат пенсионную систему подправить?
– Надеюсь, это не повторится. Мы потому так долго и согласовываем различные нюансы, чтобы это был идеальный вариант правил исчисления пенсий. Сейчас чуть ли не ежедневно вносим изменения в законопроекты.
– И кто же сможет получить высокую пенсию в будущем?
– Пенсия будет зависеть от стажа и зарплаты. Если каждый год человек работал и получал максимальный заработок, с которого уплачиваются страховые взносы (сейчас это 568 тысяч рублей в год, или около 47 тысяч в месяц). Если это длилось на протяжении 35 – 45 лет, то человек будет получать максимальную пенсию. Мы хотим дать сигнал людям, чтобы они зарабатывали больше и при этом трудились «в белую». Тогда пенсия будет в разы отличаться от той, которую получат те, у кого маленький стаж и невысокая зарплата. А у тех, кто получал зарплату в конвертах, пенсии будут минимальны.
– Пенсионный калькулятор, представленный Министерством труда, уж слишком оптимистичный: он всем обещает щедрые пенсии. Как такое может быть? Откуда деньги?
– Мы исходим из того, что поступления в пенсионную систему будут увеличиваться. Во-первых, будем активно заниматься легализацией рынка труда – чтобы все белую зарплату платили. Во-вторых, уже ввели дополнительные тарифы для работодателей на вредные рабочие места.
– То есть число граждан, которые выходят на пенсию досрочно, сократится?
– Сначала будут расти страховые взносы. Для работодателей, где есть вредные производства, они увеличатся на 2 – 4%. Будет проходить специальная оценка условий труда – установим классы риска. В зависимости от этого определим тариф. Если вредные условия труда – будет и дополнительный сбор с работодателей, и досрочная пенсия для работников. Условия нормальные – не будет ни того, ни другого. При этом, если человек уже отработал долгое время на этом производстве, его права на досрочный выход на пенсию сохранятся.
– Говорят, после реформы те, кто служит в армии и рожает детей, будут получать меньше бездетных и тех, кто откосил. Это действительно так?
– Пенсионные права этих граждан будут сохранены в полном объеме. Что касается женщин, сейчас в стаж для расчета пенсии можно зачесть до полутора лет ухода за каждым ребенком, но не более трех лет. Мы повышаем эту планку до 4,5 года.
«ВЫХОДНОЙ – ТОЛЬКО ВОСКРЕСЕНЬЕ»
– Сколько лично у вас длится рабочий день?
– В среднем с девяти утра до часу ночи.
– Ого, а отдыхаете когда в таком случае?
– Вечер субботы и воскресенье. В эти дни стараюсь с дочками побольше побыть. Старшая в этом году пойдет в первый класс. Так что мой отдых – в общении с семьей.
– Кстати, есть мнение, что россияне много отдыхают. Мол, праздников слишком много. Ваше мнение?
– Мы в среднем отдыхаем так, как в большинстве стран. И при этом у нас есть масса неучтенных переработок, так что в целом отдыхаем немного. Мне кажется, в идеале должен быть разумный баланс между работой и отдыхом. Нормальный человек к этому стремится.
Источники: rosmintrud.ru, kp.ru