Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Профессиональные стандарты должны учитывать современные цифровые технологии
17 декабря 2019 г.
По словам Максима ТОПИЛИНА, с 2012 года была развернута деятельность по формированию профессиональных стандартов – системы подготовки профессиональных требований к работникам, и переформатированию системы оценки квалификаций.
«За это время удалось скоординировать интересы государства, бизнеса, работников, образовательных и научных организаций. Созданы 38 советов по профессиональным квалификациям, объединяющие представителей работодателей и профсоюзов. При этом основную роль в системе формирования требований к профессиям стали играть работодатели. Советы по профессиональным квалификациям разрабатывают профессиональные стандарты на основе сигналов рынка труда, в последующем Министерство просвещения, Министерство образования готовят федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы», – отметил министр.
«Мы исходили из того, что это позволит повысить качество подготовки кадров с учетом требований рынка труда, создаст условия для повышения квалификаций работников и обеспечит, насколько это возможно, соответствие системы подготовки кадров требованиям рынка труда», – сообщил Максим ТОПИЛИН.
«На сегодняшний день утверждено 1300 профессиональных стандартов, которые регулируют трудовые функции более 80 % работников, – добавил Максим ТОПИЛИН. – Цифровизация приводит к изменениям трудовых функций работников, поэтому во всех профстандартах необходимо предусматривать разделы, связанные с работой в цифровом формате».
По мнению министра «это требуется, как показывает практика, применительно ко всем профессиям». Важную роль в развитии национальной системы квалификаций также играет создание механизма независимой оценки квалификации, который дает работодателям возможность объективно оценить профессиональные знания и умения работников и соискателей. Центры оценки квалификации проводят экзамены на соответствие знаний профессиональным стандартам по 1969 квалификациям с разным уровнем профессионального образования.
«Это центры, которые создаются прежде всего работодателями, их отраслевыми структурами, они развиваются в большинстве регионов, – проинформировал Министр. – В прошлом году с Министерством просвещения мы провели ряд экспериментов, когда демонстрационные экзамены, которые используются в системе профессионального образования, состыковывали с работой в центрах оценки квалификаций».
В проекте приняли участие около 1500 человек из 20 регионов (Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Иркутская, Курганская, Курская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тамбовская и Челябинская области, Республики Татарстан, Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский край, Санкт-Петербург). Граждане, которые успешно справились с заданиями, получили два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации.
«Мы исходим из того, что постепенно работодатели, почувствовав интерес к этой системе, будут ее развивать. Тема получения образования на протяжении всей жизни, коротких курсов позволит нам этот инструмент делать более востребованным, – отметил Максим ТОПИЛИН. – Оценка квалификаций – это пока добровольная история, и мы не хотим навязывать ее в обязательном порядке. Мы предполагаем, что это должно исходить из желания работника и работодателя». «В рамках проекта по повышению производительности труда мы предполагаем создать модельные межотраслевые центры, – сообщил Министр и обратился к представителям субъектов РФ обратить внимание на эту тему. – Мы готовы оказывать всю необходимую поддержку».
Глава Минтруда России также рассказал о системе мониторинга трудоустройства выпускников, которую ведомство разрабатывает совместно с Минпросвещения России и Минобрнауки России. Система мониторинга, по словам министра, будет базироваться на совмещении информации о документах об образовании, трудовой деятельности и уровне заработной платы гражданина. В настоящее время данные по трудоустройству выпускников получают в результате опросов образовательных организаций.
«Мы увидим реальную картинку: какое количество людей, из какого вуза, по каким специальностям работают, с какой заработной платой, у кого зарплата выше, у кого работа постоянная, у кого непостоянная, – отметил Максим ТОПИЛИН. – Это позволит нам гораздо более точно давать сигнал коллегам в образовательных структурах (Минпросвещения России и Минобрнауки России), чтобы корректировать в том числе цифры приема. Это будет и аналитическая система, и система, позволяющая принимать управленческие решения».