Новости
24 декабря 2024 г.
Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Госдума: в Трудовом кодексе закрепят приоритет Основного закона
1 декабря 2020 г.
Госдума: в Трудовом кодексе закрепят приоритет
Основного закона
Основного закона
Для реализации обновленной Конституции уже приняты изменения в более чем 130 законов. Они направлены на совершенствование структуры власти, защиту российского суверенитета и прав граждан. В декабре продолжится рассмотрение ряда инициатив, а в ближайшее время планируется внести в Госдуму поправки в Жилищный, Земельный и Трудовой кодексы, устанавливающие приоритет Конституции над международными соглашениями. Об этом рассказал в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель Рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию Павел Крашенинников.
Источник фото: Пресс-служба Государственной Думы.
— Павел Владимирович, какие из законов, принятых во исполнение обновленной Конституции, вы считаете самыми важными?
— После вынесения обновленного текста Конституции на общероссийское голосование сопредседатели рабочей группы составили список из 100 законов, которые нужно править. Направили этот перечень в Администрацию Президента, понимая, что законов, нуждающихся в изменениях, может быть гораздо больше.
Хочу отметить, что уже внесены поправки более чем в 130 законов. У нас нет задачи по количеству изменений, есть задача комплексно урегулировать тот или иной вопрос. Если какая-то норма вступает в противоречие с Конституцией и ее нужно изменить, это делается.
Не должно быть противоречий в законодательстве — это ведет к спорам, нарушению чьих-то прав, судам. Конечно, эти истории неизбежны в любом случае, но мы стараемся их минимизировать. Из блока законов, принятых для реализации конституционных норм, считаю наиболее важными федеральные конституционные законы о Правительстве и о Конституционном суде.
Не менее важен закон о Госсовете, так как в нем мы впервые указываем, что такое единая система публичной власти, ей дается определение и говорится о тех механизмах, которые должны работать и в других законодательных актах. Такая система включает в себя все органы власти и по вертикали, и по горизонтали. На федеральном уровне это в том числе Правительство, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд, иные федеральные суды. На региональном уровне — губернатор, региональные органы исполнительной власти, законодательное собрание, мировые суды. На местном уровне — в первую очередь муниципальные органы власти.
Заложенные в законе о Госсовете нормы должны учитываться, когда мы будем принимать, например, закон о культуре или изменения в законодательство о здравоохранении.
Хочу отметить, что уже внесены поправки более чем в 130 законов. У нас нет задачи по количеству изменений, есть задача комплексно урегулировать тот или иной вопрос. Если какая-то норма вступает в противоречие с Конституцией и ее нужно изменить, это делается.
Не должно быть противоречий в законодательстве — это ведет к спорам, нарушению чьих-то прав, судам. Конечно, эти истории неизбежны в любом случае, но мы стараемся их минимизировать. Из блока законов, принятых для реализации конституционных норм, считаю наиболее важными федеральные конституционные законы о Правительстве и о Конституционном суде.
Не менее важен закон о Госсовете, так как в нем мы впервые указываем, что такое единая система публичной власти, ей дается определение и говорится о тех механизмах, которые должны работать и в других законодательных актах. Такая система включает в себя все органы власти и по вертикали, и по горизонтали. На федеральном уровне это в том числе Правительство, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд, иные федеральные суды. На региональном уровне — губернатор, региональные органы исполнительной власти, законодательное собрание, мировые суды. На местном уровне — в первую очередь муниципальные органы власти.
Заложенные в законе о Госсовете нормы должны учитываться, когда мы будем принимать, например, закон о культуре или изменения в законодательство о здравоохранении.
— Многие из принятых актов направлены на изменения в структуре власти. Для чего это сделано?
— Мы упорядочиваем структуру власти, обеспечивая ее прозрачность, а также это позволит избежать кризисных ситуаций. Например, раньше были случаи, когда закон, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации, отклонял президент. Затем обе палаты парламента преодолевали вето президента. Фантастическая история? Нет, в 90-е годы такое было.
В итоге заведомо неконституционные нормы вступали в силу, и только Конституционный суд мог отменить этот закон. Но сколько за это время было нарушений прав!..
Сейчас установлено, что даже на стадии проектирования после внесения в Госдуму президент может попросить Конституционный суд рассмотреть законопроект на предмет соответствия Конституции. И больше не будет таких историй, что закон вступил в силу, и только после того, как наломали дров, его отменяют.
Также в 90-е годы была история с генеральным прокурором. Она породила кризис, потому что не было возможности назначить нового генпрокурора. Были ситуации, когда субъект Федерации не согласовывал кандидатуру регионального прокурора и назначение проходило не по принципу профессионализма, а по другим принципам. Сейчас эта проблема решена. Генерального прокурора, его заместителей, областных и приравненных к ним прокуроров, например, природоохранных прокуратур, будет назначать президент после консультаций с Советом Федерации.
Изменен и порядок назначения министров. Установлено, что президент назначает их после утверждения Госдумой, а министров силового блока — после консультаций с Советом Федерации. В итоге парламентарии берут на себя ответственность за тех, кто занял министерские посты.
В итоге заведомо неконституционные нормы вступали в силу, и только Конституционный суд мог отменить этот закон. Но сколько за это время было нарушений прав!..
Сейчас установлено, что даже на стадии проектирования после внесения в Госдуму президент может попросить Конституционный суд рассмотреть законопроект на предмет соответствия Конституции. И больше не будет таких историй, что закон вступил в силу, и только после того, как наломали дров, его отменяют.
Также в 90-е годы была история с генеральным прокурором. Она породила кризис, потому что не было возможности назначить нового генпрокурора. Были ситуации, когда субъект Федерации не согласовывал кандидатуру регионального прокурора и назначение проходило не по принципу профессионализма, а по другим принципам. Сейчас эта проблема решена. Генерального прокурора, его заместителей, областных и приравненных к ним прокуроров, например, природоохранных прокуратур, будет назначать президент после консультаций с Советом Федерации.
Изменен и порядок назначения министров. Установлено, что президент назначает их после утверждения Госдумой, а министров силового блока — после консультаций с Советом Федерации. В итоге парламентарии берут на себя ответственность за тех, кто занял министерские посты.
— Как все это повлияет на повседневную жизнь граждан?
— Безусловно, оперативное и непосредственное влияние окажет федеральный бюджет, в котором реализуются конституционные положения по поводу индексации пенсий… Но хочу отметить, что все принятые для реализации Конституции законы касаются обычной жизни. Совершенствуется деятельность Правительства, парламента — соответственно, повысится качество работы власти, принимаемых законов, уровень защиты прав граждан.
— Принят ряд законов о приоритете Конституции над международными правовыми актами. Каким образом это может сказаться на внешнеполитических отношениях, на имидже России в мире?
— Уверен, что это скажется положительно, так как мы защищаем свой суверенитет. Суверенитет — это не только пограничники и ловля контрабандистов. Это большой комплекс вопросов. Приоритет Конституции — это часть суверенитета, так же как норма об отсутствии иностранного гражданства и счетов за рубежом у министров.
Раньше, в основном у юристов, была дискуссия, в том числе в судах, что важнее — нормы Конституции РФ или международные договоры. А теперь мы четко и однозначно закрепили приоритет Конституции: сначала Основной закон, потом международные соглашения, в которых участвует Россия, затем федеральные законы.
В случае расхождения или разного истолкования каких-то норм, возникновения споров есть Конституционный суд. Если нормы международных соглашений расходятся с Основным законом, то приоритет — за Конституцией.
Раньше, в основном у юристов, была дискуссия, в том числе в судах, что важнее — нормы Конституции РФ или международные договоры. А теперь мы четко и однозначно закрепили приоритет Конституции: сначала Основной закон, потом международные соглашения, в которых участвует Россия, затем федеральные законы.
В случае расхождения или разного истолкования каких-то норм, возникновения споров есть Конституционный суд. Если нормы международных соглашений расходятся с Основным законом, то приоритет — за Конституцией.
— Какие законопроекты, направленные на реализацию новых норм Конституции, планируется внести в ближайшее время?
— Думаю, что в декабре мы примем законы о статусе депутатов и сенаторов, о гарантиях экс-президенту. Также планируется внесение на рассмотрение Госдумы изменений в Жилищный, Земельный, Трудовой кодексы, устанавливающие приоритет Конституции над правилами международных договоров
— Изменилось ли, по вашему мнению, отношение граждан к Основному закону после внесения в него изменений?
— Не знаю, временно это или нет, но отношение людей изменилось — с учетом того, что мы достаточно широко обсуждали поправки к Конституции, были дискуссии, проводились опросы. Это достаточно живая тема, и сейчас о ней все говорят. Интерес к Конституции в обществе повысился, конечно же.
Граждане должны знать Конституцию, ее основы следует преподавать в школах. В ней целая глава посвящена правам и свободам человека, и это очень важно для каждого. Надо рассказывать людям об Основном законе и делать так, чтобы они не утратили к нему интерес. Если говорить с научной точки зрения, конституционное право сейчас переживает скачок и исследований на эту тему стало больше.
Граждане должны знать Конституцию, ее основы следует преподавать в школах. В ней целая глава посвящена правам и свободам человека, и это очень важно для каждого. Надо рассказывать людям об Основном законе и делать так, чтобы они не утратили к нему интерес. Если говорить с научной точки зрения, конституционное право сейчас переживает скачок и исследований на эту тему стало больше.
Автор материала:
Мария Соколова
Мария Соколова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Данный материал был опубликован на сайте официального издания Федерального Собрания Российской Федерации ─ «Парламентская газета».