Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин дал интервью телеканалу «Россия 24»
19 июня 2014 г.
После присоединения Крыма и Севастополя к России было множество спекуляций, в частности в украинской прессе. Говорили, что уровень жизни граждан этих регионов существенно снизится. Что же происходит в действительности? Каких расходов требуют взятые Россией социальные обязательства? Об этом и многом другом рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин – гость программы «Мнение с Эвелиной Закамской».
ВЕДУЩАЯ: После присоединения Крыма и Севастополя к России было очень много спекуляций, особенно в украинской прессе, на теме неизбежного обнищания жителей этих регионов и снижение уровня их жизни. Что происходит на самом деле? Каких расходов требуют взятые Россией социальные обязательства по поводу этих регионов, об этом будем говорить сегодня с Максимом Топилиным. Максим Анатольевич, здравствуйте. Видите, что мы сегодня в трауре и принимаем соболезнования в связи с гибелью наших коллег Игоря КОРНЕЛЮКА и Антона ВОЛОШИНА.
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Я присоединяюсь к соболезнованиям и родным, и близким погибших журналистов и коллективу. Я думаю, что это очень непростое событие. Его надо пережить, но это не означает, что мы не должны освещать эти события. Объективно. Будем надеется, что это будет последний случай.
ВЕДУЩАЯ: Спасибо Вам за эти слова. Ну, нужно заметить, что наши коллеги отдали свои жизни действительно посвятив себя профессии, выполняя свой профессиональный долг. Они находились в мести дислокации беженцев. В месте, откуда беженцы переходили границу России, на территорию России. И это так или иначе связано с профилем Вашей деятельности сегодня. Потому что Вы наверняка внимательно следите за тысячами людей, которые сегодня бегут в Россию с юго-восточных регфионов, объятых гражданской войной. И наверняка также озабочены их судьбой. Какие данные у вас есть? И как вы следите за тем, что происходит с этими людьми? Потому что здесь очень много вопросов возникает в связи с будущим их статусом. Многие люди сейчас отказываются от статусов беженцев. Конечно, они будут трудоустраиваться, будут искать способы закрепиться здесь, хотя бы на время войны. И таким образом они становятся мигрантами, на которые распространяется трудовое миграционное законодательство.
Максим ТОПИЛИН: Действительно, мы работаем со всеми регионами, где это происходит. Основная точка, будем говорить так, напряжения - это Ростовская область. Буквально завтра я там буду, будем как раз вместе с коллегами из миграционной службы, МЧС. Посмотрим ситуацию. Ясно, что потребуется помощь регионам, потому что регионы сейчас несут достаточно серьезные издержки по поводу содержания этих людей. Это различные санатории, это пионерские лагеря, это различные общежития. И необходимо конечно регионам будет оказать помощь для того, чтобы в их бюджете были соответствующие финансовые средства. Уже люди обращаются и за работой. Мы исходим из того, что если это будет требоваться или допустим, будет требоваться в связи с поддержкой семей с детьми.. Возможно, направление в другие регионы. Потому что здесь очень важно эту логистику выстроить. И сейчас нужно подключить другие регионы к этой работе с тем, чтобы не было таких массовых скоплений людей. Будем оказывать помощь безусловно и регионам и людям. Я думаю, что мы, прежде всего, будем рассматривать вопрос, связанный с увеличением квот для иностранных работников. Сейчас как раз мы пытаемся сформировать эти заявки, потребности, а у регионов есть соответствующие резервы. Но мы должны быть готовы к различным ситуациям. Чтобы у людей, человек захотел работать, чтобы у людей не было никаких проблем.
ВЕДУЩАЯ: А Вы уточняли, что у регионов на сегодняшний день есть неиспользованные квоты для возможного трудоустройства людей.
Максим ТОПИЛИН: Стандартная ситуация. В середине года пока такие возможности есть. И те кто хочет работать, уже службы занятости к этой работе подключились. И думаю, что здесь не должно быть никаких проблем.
ВЕДУЩАЯ: Потому что это очень важно. Люди, оправившись от первого шока будут искать, не захотят быть иждивенцами. Они будут искать, где заработать, устроиться на работу, чтобы прожить здесь неопределенное время.
Максим ТОПИЛИН: Хотелось бы надеяться, что ситуация изменится у них на родине. В тех городах, где они жили и они смогут вернуться через какое-то время. Но наверное потребуется какое-то время для того, чтобы может быть восстановить жилье, может быть какие-то связи восстановить. Посмотрим, как ситуация будет развиваться. Конечно, хотелось бы надеяться, что не будет какой-то долгой задержки, если люди захотят вернуться домой. Мне кажется, что любой человек.. Но готовность должна быть. Как я уже сказал, безусловно, это и возможность финансирования содержания. Различные способы должны быть проработаны. Это в большей степени относится к компетенции миграционных служб. Потом статус. Вы правильно сказали - человек должен определиться со статусом. Возможно это будет статус временного убежища, потом беженца. Все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация. Кто-то определиться так, кто-то определиться иначе. Кто-то переместиться в другой регион, если это потребуется.
ВЕДУЩАЯ: Ну в целом вы уже проводите какую-то аналитическую работу на уровне регионов, все-таки какое количество людей, какая часть из этих беженцев сможет выразить желание остаться здесь на долгое время?
Максим ТОПИЛИН: Сейчас пока миграционная служба ведет разъяснительную работу. Сейчас эти граждане имеют статус, будем так говорить, стандартный статус временного пребывания. То есть, это до 90 суток при наличии миграционной карты. И людям разъясняются их права, возможности. Как они себя могут повести. Какого-то массового обращения за временным убежищем его пока нет. Это и понятно. Все надеются конечно вернуться к себе на родину.
ВЕДУЩАЯ: А там общаясь с представителями регионов, которые сегодня первыми приняли поток беженцев – это приграничные регионы – Ростовская область, в частности, Белгородская. Липецкая разумеется. Краснодар уже тоже готовит свои пункты приема беженцев. Очень часто приходиться слышать от них, что возможности их конечно не безграничны. И они хотели бы, чтобы большее число регионов в перспективе участвовало, если это будет необходимо. Конечно же, мы желаем этим регионам, чтобы такой необходимости не возникло.
Максим ТОПИЛИН: В Ростове посмотрим, как будет развиваться ситуация. И будем тоже работать с регионами, с тем, чтобы они тоже были готовы к этому. Потому что конечно одному или двум, трем регионам достаточно сложно будет эту ситуацию выдержать.
ВЕДУЩАЯ: Ну, я уточню все-таки по поводу трудоустройства этих людей. Вы видите естественный механизм – это просто расширение квот. Региональной квоты на прием мигрантов.
Максим ТОПИЛИН: В этой ситуации мы пока не предусматриваем каких-то дополнительных финансовых источников для этого. Мы исходим из того, что достаточно большое количество вакансий – это регионы, в которых нет каких-то серьезных проблем с вакансиями. Всегда в этих регионах было много вакансий. Я думаю, что всем найдется место. Если ситуация будет каким-то образом там продолжаться, будем смотреть на другие возможности.
ВЕДУЩАЯ: Ну, у нас есть еще программа переселения соотечественников, которая тоже действует в различных регионах и сейчас могла бы быть активизирована.
Максим ТОПИЛИН: Безусловно. Программа соотечественников есть. И сейчас как раз, насколько мне известно, миграционная служба смотрит - насколько возможно этих людей, если опять-таки у них будет желание, включить в программу соотечественников. Там более простой способ. Допустим, приема в гражданство. То есть, разные есть инструменты.
ВЕДУЩАЯ: Еще один регион, который принимает беженцев – это Крым. Порядка пяти тысяч человек сегодня находится в пунктах временного размещения в домах отдыха, в связи с чем кстати было сделано особое замечание крымских властей, что вы знаете, будем принимать только тех жителей, из тех регионов, где действительно происходят военные действия на сегодняшний день, чтобы не было каких-то провокаций. И чтобы не было просто желающих отдохнуть в Крыму в летнее время в пик сезона, что называется за просто так.
Максим ТОПИЛИН: Конечно, крымские власти тоже работают в этом направлении. И тоже достаточно большое количество людей сейчас размещается в санаторных учреждениях. Там, где есть возможность. Потому что мы очень серьезные усилия прилагали в этом году для того, чтобы помочь Крыму заполнить свои здравницы по различным программам. Это программы и детского отдыха, и программы туризма, различного субсидирования билетов и так далее. То есть, в принципе пока есть эта возможность размещать в Крыму. И опять-таки, наша задача заключается в том, чтобы посмотреть - какая финансовая помощь может быть оказана из федерального бюджета, в том числе регионам, так как они несут издержки, которые не были запланированы в их бюджетах и в принципе не должны их тратить.
ВЕДУЩАЯ: Вы сказали, что пока такая финансовая помощь не запланирована, но она может быть направлена конкретно Крыму? То есть, она в первоочередном порядке будет рассматриваться в отношении Крыма?
Максим ТОПИЛИН: Ну, регионам. Всем регионам, которые должны быть в этой программе.
ВЕДУЩАЯ: Какое сейчас официальное положение крымчан? Какие ресурсы сейчас необходимо направить для того, чтобы принести им социальное благополучие в соответствии со среднероссийскими показателями?
Максим ТОПИЛИН: Ну, помните, март месяц. Конец марта. Практически одни из первых документов, которые были подписаны после конституционного закона - это было два указа по пенсиям и по заработным платам. Это был конец марта - 30 марта. Мы достаточно оперативно как это было возможно посмотрели ту статистику, которая у нас была. В принципе мы обладали данными по пенсионным выплатам . За короткий промежуток времени пришлось эту работу сделать. И были приняты как мне кажется принципиальные решения о том, что пенсии должны увеличиться в два раза в течение четырех месяцев. Будем говорить не сами пенсии, а мы вели компенсационные выплаты и доплаты с тем, чтобы пока разобраться как перевести пенсии крымские, бывшие украинские в российскую юрисдикцию. На это требуется время. Поэтому пошли путем четырехэтапного повышения, увеличения компенсаций. То есть каждый месяц, это был апрель, май, июнь сейчас и предстоит июль – по 25 процентов каждый пенсионер, который получал пенсию по украинскому, крымскому законодательству получает в виде доплаты. Это по пенсиям.
ВЕДУЩАЯ: Пенсионный возраст женщин в Крыму и в России он же различался. Поэтому у вас должно быть больше пенсионеров.
Максим ТОПИЛИН: Немножко отличается – на два года, 57 лет по украинскому законодательству для женщин. Вот, надо сказать, что анализ ситуации показал, что есть возможность у женщин, которые не достигли возраста 57-ми лет, есть возможность по законодательству действующему сегодня на территории Крыма и Севастополя уйти на пенсию в 55 лет. То есть, такая возможность есть, просто там было некое понижение пенсии по старому законодательству. А учитывая то, что мы стали платить доплаты, то безусловно пенсии выросли достаточно резко. И вот та потеря потенциальная, которая могла бы быть при обращении в 55 лет она с полна компенсируется теми выплатами, которые осуществляются уже из федерального бюджета. Поэтому проблемы такой с точки зрения прав человека - ее нет. С 1 января все выровняется все безусловно. Пример – с чего мы начинали. Пенсия была в Крыму пять тысяч, где-то 5 с половиной, 5 300. Это для обычных не для военных. У военных чуть повыше. Сейчас это уже, вот сейчас июнь месяц, середине июня, средняя пенсия в Крыму уже составляет порядка 9 200. Вот это 75 процентное увеличение оно произошло. И порядка где-то 60 процентов, если брать июнь, вот сейчас уже 60 процентов жителей пенсионеров Крыма, они уже получили новую пенсию, которая на 75 процентов выше.
ВЕДУЩАЯ: А средняя пенсия в России порядка 11-ти тысяч.
Максим ТОПИЛИН: Да, порядка 11 тысяч. Вот в июле следующее повышение, которое будет, компенсационные выплаты и еще дополнительно 25 процентов - этот уровень дойдет где-то до 10,7 десятых тысячи. То есть, произойдет это уравнивание к предыдущему году. И сейчас у нас в Государственной Думе ко второму чтению уже практически подготовлен законопроект, который позволит нам после этой операции конвертировать права. Посчитать, перевести стаж и заработки, которые в нашей юрисдикции не учитывались до этого с 2002 года, исходя из средней заработной платы, которая законопроектом предусмотрена. Мы взяли среднюю зарплату по южным регионам. И исходя из этого мы просто не будем требовать от людей каких-то справок дополнительных и так далее. И будет произведена конвертация. Ну, если вдруг у кого-то окажется по расчету пенсия ниже, чем то что являлось пенсией и доплата в размере уже 100 процентов фактически, то этот человек конечно сохранит то, что он получал до 1 января. В принципе для людей это не будет ничего означать. Пенсионный фонд ,уже организовано отделение пенсионного фонда в Крыму. Оно уже занимается в полном объеме. У них уже и программное обеспечение и все рабочие места созданы. Сейчас идет эта работа по конвертации заранее. И в принципе мы исходим из того, чтобы люди не собирали никакие справки, все, что есть в делах. Новые пенсионеры, которым будет назначаться пенсия после 1 января 2015 года, который только подает на пенсию, конечно, он должен будет принести весь тот пакет документов, которые предусмотрены российских законодательством. А для тех, кто уже был на пенсии – для них будет произведен такой перерасчет.
ВЕДУЩАЯ: Ну, при этом сохраняется некая средняя планка. Если те кто будет получать повышенную пенсию?
Максим ТОПИЛИН: Конечно. С учетом тех прав, которые конвертируется, пенсия выше, так и будет выше, чем на 1 января. Безусловно, это будет так.
ВЕДУЩАЯ: Зарплаты. Как рассчитываются зарплаты бюджетникам?
Максим ТОПИЛИН: По зарплатам тоже был принят указ президента. По зарплатам технология несколько сложнее, потому что зарплаты в бюджетном секторе. Мы ведем речь только о зарплатах в бюджетном секторе. Зарплаты в бюджетном секторе – это ровно те же категории, которые предусмотрены у нас указом президента. По ним было принято решение о доведении до среднероссийского уровня по прошлому году. Без учета районного коэффициента с тем, чтобы нивелировать наше северное регулирование. Каждая категория там – врачи, педагоги школ или там научные работники, работники культуры, то понятно, что у каждой этой категории заработная плата была там на определенном уровне и по-разному отклонялась от средней заработной платы, которая установлена в России для этой категории. Она была конечно ниже – в среднем где-то в два раза.
По отдельным категориям отставание было выше. Для врачей такое среднее повышение должно составить порядка 235 процента, то есть это в 2,3 раза. Какие-то категории были поближе к соответствующей категории российской. В среднем это где-то 90 процентов, там 210 процентов. По врачам – 230 процентов. Было разбито это повышение тоже на четыре этапа. Тоже была предусмотрена система надбавок соответствующих. Апрель, май. Это надбавка 25 процентов сохраняется. Июнь - 35 процентов и июль – 50 процентов. Так как разбег у каждой категории был разный, поэтому мы ввели еще и дополнительное стимулирование через просто добавку фонда с тем, чтобы все-таки постепенно и руководители и трудовые коллективы начали привыкать к российской модели оплаты труда. Потому что с законодательством, с которым крымчане жили прежде, там было все достаточно жестко и каких-то дополнительных премий, дополнительных стимулирующих доплат, права руководителей определять и связывать это с результатами труда – чем мы сейчас занимаемся в бюджетной сфере, этого практически не было. И у тех категорий, самый показательный пример – это врачи, у них увеличение выше в среднем, чем по другим категориям, у них этот стимулирующий фон должен быть несколько выше.
Что сейчас? Приблизительно все прошли эту половинку пути. Сейчас мы получили отчет по итогам мая. Все где-то идут по той линейке, которую мы предусматривали. Приблизительно 50 процентов рост. Где-то есть повыше, где-то пониже, идут эти отклонения, ну потому что по-разному. И министерство действует. В принципе мы находимся в той точке, как и предполагали. Например, врачи должны прийти к 37-ми тысячам в среднем. Опять-таки не каждый врач, в конце по итогам июля 37 000. Сейчас они находятся где-то на уровне 22-23-х тысяч. То есть, они где-то половину повышения прошли. Точно также допустим работники образовательных учреждений, школ, учителя школ. Начинали они где-то с 13 000, сейчас они уже дошли до 20-31 000. У них повышение несколько более резкое. Динамичное. Потому что разница была меньше. Они где-то закончат, у них рост закончится где-то на 25-26 000. То есть, этот процесс немножко по отраслям разница. Где-то какие-то отрасли, к сожалению, не достигают тех показателей, которые мы планировали.
ВЕДУЩАЯ: А это с чем может быть связано?
Максим ТОПИЛИН: Это связано с тем, что когда мы начинали смотреть цифры и так далее, там статистики никакой нет. Это же категории, которые никогда крымские коллеги в министерствах не вели. Категории, которые мы применяем для своих целей. Поэтому где-то могли быть некие неточности в счете. Там есть тема так называемых спецсчетов, которые у многих организаций бюджетной сферы в той юрисдикции применялись. Ну, фактически коммерческие доходы, доходы от предпринимательской деятельности, которые как вы понимаете, они просто обнулились, когда произошел уход от той банковской системы. Они просто пропали. Где-то возможно происходит погашение задолженности, которая сложилась. То есть, этот процесс идет достаточно динамично. Мы считаем работаем и по погашению долгов по спецсчетам вместе с министерством финансов, потому что работники этих предприятий они же не виноваты в том, что так произошло. И те деньги, которые предназначались им, копились для выплаты заработной платы, особенно это характерно для культуры. Если взять образование. Там были поступления за платных студентов, которые собрали в сентябре. Эти деньги были предназначены для выплаты определенной заработной платы в течение года практически. Их не стало. То есть, есть некие перекосы.
ВЕДУЩАЯ: Работа ювелирная во многом. Считать приходиться много и тщательно.
Максим ТОПИЛИН: Ну, я хочу сказать так. Что сейчас уже наши коллеги в министерствах в Крыму уже к этому привыкли. Первое было такое достаточно тяжелое ощущение, потому что они просто с одной стороны было понятно, что повышаются заработные платы, но сколько за этим стоит и сколько приходиться делать. И проблемы, связанные с переводом на российское законодательство постепенно - это госзадания наши в бюджетной сфере и так далее и так далее. Ну, просто эта работа не делается за один день. Должны специалисты обучиться. Мы же очень много делаем не только по теме зарплаты и пенсий. Колоссальное количество, я бы сказал так, наших коллег. Допустим, Краснодарский край. У меня там сотрудники из Краснодарского края, из соцзащиты краснодарской постоянно приезжают в Крым, постоянно проводят семинары. Крымчане приезжают в Краснодар, в другие регионы. То есть, постоянно эта работа идет. Потому что мы должны войти в российскую юрисдикцию, в российское законодательство. Научиться работать с нашими законами. Невозможно это сделать за один день.
ВЕДУЩАЯ: Ну, это совершенно новый опыт и в российской истории. Опыт присоединения новых регионов и опыт перевода их в рамки российского правового поля.
Максим ТОПИЛИН: Конечно, есть понимание – полное.
ВЕДУЩАЯ: Никто назад не просится.
Максим ТОПИЛИН: Несмотря на то, что это действительно очень тяжелая, колоссальная работа все равно все это происходит. Мы помогаем. Я сегодня своим коллегам, вот в министерстве мы сегодня обсуждали законопроект, один из законопроектов, который мы сейчас готовим, который будет предусматривать переход на систему социальных выплат с 1 января 2015 года. Я могу сказать, что те замечания, которые крымские коллеги дают, я даже не думал, что можно ловить такие нюансы в нашем законодательстве, которые коллеги уже улавливают. Значит идет нормальный процесс.
ВЕДУЩАЯ: Детские пособия, материнский капитал. Еще одна тема, которую нам нужно коротко, точечно осветить и рассказать крымчанам, как будут проходить эти выплаты.
Максим ТОПИЛИН: Вопрос непростой. Потому что они очень разные, не по основаниям выплаты. Есть пособие при рождении ребенка, есть пособия при рождении второго, третьего ребенка, то практически все как у нас. Но размеры и сами схемы выплат они по ряду пособий очень разнятся. Ну, например, пособие при рождении ребенка. У нас пособие при рождении единовременное – 13 000 рублями, потом пособие до полутора лет, оно страховое, а в Украине было не страховое. У нас есть на третьего ребенка региональное, которое платится, которое мы ввели в рамках демографической программы. И если смотреть по совокупности выплат, там допустим до полутора лет, не до трех лет, то есть размеры приблизительно похожи. Но технологии выплат они совершенно разные.
Допустим, по крымскому законодательству пособия на второго ребенка 250 000 рублей. Вот на наши на российские деньги – 250000 рублей. На третьего ребенка – почти 500000 рублей. И платилось оно единовременно при рождении, там определенная часть. А потом, допустим, на второго ребенка – равными частями четыре года. На третьего ребенка – равными частями 6 лет. И сейчас эти пособия назначаются и платятся, потому что в бюджете Крыма они есть, это все обеспечивается в рамках сбалансирования бюджета Крыма при выделении денег из федерального бюджета. А с 1 января 15-го года должны быть установлены российские пособия. И в тех случаях, когда женщина получала пособие выше по совокупности, чем российская, а такие случаи есть, то мы крымским региональным законодательством предусматриваем доплаты.
ВЕДУЩАЯ: Это будут региональные доплаты.
Максим ТОПИЛИН: Мы должны перейти на российские стандарт, но с тем, чтобы никто не потерял никаких выплат. По региональным законам, которые мы сейчас тоже практически согласовали, написали и согласовали – будут устанавливаться доплаты ежемесячные с тем, чтобы по совокупности разных пособий никто, не один человек не потерял. Будет это выравнивание по назначенным ранее пособиям.
ВЕДУЩАЯ: В других регионах тоже есть подобные поощрения и это в общем-то логично перевести в региональное законодательство.
Максим ТОПИЛИН: Ход еще и такой – женщины получали такие пособия, поэтому они не должны потерять в деньгах в любом случае. То есть, такая задача была поставлена. История с льготами. На Украине не было монетизации, которая была у нас. Льготы натуральные были и они не финансировались во многих случаях. Есть задолженность у транспортных компаний. Мы сейчас с этим тоже разбираемся. Это означает лишь одно, что для всех категорий, которые попадают под российское законодательство , а в основном это не попадающие категории: ветераны войны, ветераны труда, чернобыльцы, инвалиды и так далее - это тоже предмет этого закона. И с 1 января 15-го года эти граждане получат либо возможность полностью получить единовременную денежную выплату. То есть, тоже будет существенное повышение их материального обеспечения, потому что выплаты порядка 4000-5000 рублей это тоже существенная доплата.
ВЕДУЩАЯ: Ну, согласитесь Максим Анатольевич, что выработать эту технологию под какой закон вы это подведете – это исключительно ваша территория, ваше компетенция. Для людей важно, чтобы они не стали жить хуже, чтобы они имели доход, гарантированный государством и меньше, чем в других российских регионах. В связи с этим возникает вопрос, поскольку у нас тоже высокая дифференциация по уровню жизни среди наших регионов, какой регион вы брали за ориентир? То есть, до какого уровня нужно было довести и не делаются ли все эти выплаты, которые вы сегодня проводите в ущерб остальным россиянам?
Максим ТОПИЛИН: То что касается – «в ущерб не в ущерб», то конечно не в ущерб. Все расходы, которые сейчас осуществляются - это дополнительные средства, которые выделяются из бюджета. Много это или мало? Бюджет пенсионного фонда более шести триллионов. Если брать трансферты, то на выплаты пенсий уходит более 4 триллионов рублей. На выплату доплаты, о которой я сказал, бюджет выделяет 28-29 миллиардов рублей. Конечно, это не такие большие деньги. Конечно, никакого разговора о том, что кто-то не дополучит в России, кто-то за этот счет получит в Крыму, конечно, нет. На зарплаты выделяется порядка 18 миллиардов.
Возможно, там будут какие-то корректировки, но вместе с тем это будет происходить. Поэтому это сопоставимые и разумные средства, которые в связи с тем, что у нас появилось 2 миллиона новых граждан. Конечно, это не такие большие расходы. Что касается региона, то здесь нельзя сравнивать с регионом. Как я уже сказал, что будут сохранены вот эти уровни, которые граждане получали именно по прежнему законодательству с тем, чтобы они не потеряли. Пока эта выплата есть, то это выплата будет поддерживаться за счет разницы федеральным законодательством и региональным законодательством. В других регионах такой ситуации нет. Все равно будет некое продолжение переходного периода. Потому что переходный период там не может закончится применительно к длинным пособиям, к длинным выплатам за 9 месяцев. 9 месяцев - это такой подготовительный этап, когда действуют фактически два законодательства, но мы готовимся к тому, чтобы плавно перейти на российское. То есть, здесь сопоставление не с каким-то регионом, а больше сопоставление все-таки с полным объемом, в том, что было в прежней юрисдикции.
ВЕДУЩАЯ: Максим Анатольевич, надо полагать, что Крым в ближайшие 2-3 года будет постепенно вставать на ноги и значительная часть регионального бюджета будет формироваться уже за счет региональных доходов. В связи с этим вопрос, какой вы нашли социально-экономический показатель в регионе, как безработица, например. Какие сферы Вы отметили для себя как наиболее перспективные? Я имею в виду малое и среднее предпринимательство в первую очередь, потому что другие эксперты отмечали, что именно это одна из главных и сильных сторон Крыма. Такая предприимчивость населения и большой процент малого бизнеса.
Максим ТОПИЛИН: По поводу безработицы ситуация вполне нормальная, но порядка если брать Крым, то в течение последних месяцев какого-то всплеска официальной безработицы – его нет. Крым – это порядка 1,8 процента, чуть выше чем в среднем по России, но разумный показатель – это официальная безработица. Общая безработица это 5,5-5,7, как и в среднем по России. То есть, никакого критичного там положения нет. Но первое, что сейчас делается – это все-таки налаживание новых связей. Понятно, что связи определенным образом меняются. Там, где были поставки на Украину, где-то они сворачиваются. И поэтому ключевая задача, которая была поставлена руководством правительства, это все-таки некое формирование новых связей. не поддержка безработных, а наоборот – формирование новых связей.
Этим занимаются различные министерства. Этим занимается Минпром по своей части, Минсельхоз по своей части. Регионы, за каждым муниципальным образованием крымским закреплен соответствующий регион российский. И там тоже постоянно происходит работа. Приезжают бизнесмены, заключают контракты. То есть, это ключевое, чтобы не было провалов каких-то. Поэтому мы сразу стали наблюдать за тем, кто находится под риском увольнения. Как мы делали во время кризиса. Опыт есть. Туда высадили достаточно серьезную поддержку со стороны Роструда с тем, чтобы коллеги научились как это делать. И мы сейчас пытаемся наблюдать и смотрим за тем – не будет ли всплесков или что-то может произойти. В принципе такого критичного положения нет. Но...
ВЕДУЩАЯ: Какой процент там безработицы сейчас официально?
Максим ТОПИЛИН: По Крыму? 1,8. По Севастополю – 0,5-0,6 процента. Там гораздо лучше ситуация. Но все-таки мы подготовили проект-постановление для того, что если вдруг что-то негативное будет происходит, то проект-постановление уже внесен в правительство. Это порядка 600 миллионов рублей, которые на всякий случай мы резервируем для того, чтобы если вдруг безработные граждане захотят открыть собственное дело. Как мы выдавали в кризисные времена. Возможность стажировки на российских предприятиях. Потому что когда эти связи будут налаживаться важно, чтобы люди понимали как они, с кем они работают. Это возможность того же переобучения. То есть, весь пакет инструментов, которые мы применяем в каких-то негативных историях, это будет предоставлено. Но мы очень надеемся, что этого не будет происходить. Но должна быть просто оперативная реакция, если будут какие-то негативные сюжеты.
ВЕДУЩАЯ: Ну вот один из негативных сюжетов, мы может быть очень коротко успеем прокомментировать. Потому что осталось у нас времени меньше минуты. Вот такое наполнение регионов деньгами, повышение пенсий, повышение зарплат должно по идее неизбежно вызвать рост цен и как вы здесь коррелиируете свои действия с экономическим блоком правительства.
Максим ТОПИЛИН: Были такие опасения критичного роста цен, серьезного роста цен его нет. Когда мы только начинали работать по этому направлению сразу было сказано, что это все наложится на сезон. Сейчас там чуть-чуть выросли цены. Всегда летом в Крыму росли цены в связи с тем, что приезжало огромное количество туристов из России и Украины. Поэтому к этому нужно относиться достаточно взвешенно. Здесь фактор сезонный. Если это и происходит, то он является определяющим.
ВЕДУЩАЯ: Я благодарю Вас, Желаю Вам успехов. Максим Анатольевич, спасибо за то, что пришли сегодня в нашу студию. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин был гостем программы «Мнение». Спасибо и до свидания.
Видеоматериалы предоставлены «Вести. Экономика».
Источник: rosmintrud.ru