Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Внедрение передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации
23 мая 2016 г.
в субъектах РФ
Распространение передового опыта по улучшению условий и охраны труда осуществляется путем его пропаганды и внедрения. Для этого широко используются следующие инструменты: – информационные ресурсы – Интернет-ресурсы, периодические печатные издания, обзоры, брошюры, средства массовой информации. Так, для освещения вопросов охраны труда практически во всех субъектах Российской Федерации задействованы интернет-ресурсы – официальные сайты правительств субъектов Российской Федерации и/или официальные сайты региональных исполнительных органов по труду; обучающие семинары; научно-практические конференции, проводимые на территориях субъектов Российской Федерации; специализированные выставки; ежегодно проводимые конкурсы по охране труда; социальная реклама.
В отдельных субъектах Российской Федерации осуществляется системная работа по мониторингу и внедрению передового опыта. Так, вопросы изучения и распространения передового отечественного и зарубежного опыта по созданию безопасных условий труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций в Республике Коми предусмотрены Планом мероприятий по реализации Регионального соглашения от 1 декабря 2011 года № 180 по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми на 2012-2014 годы. Взаимодействие на территории Самарской области по вопросу внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда осуществлялось в рамках действующего Соглашения между Правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и Региональным отделением работодателей «Союз работодателей Самарской области» о регулировании социально-трудовых отношений в 2012-2014 годах, в котором предусмотрен специальный раздел «Охрана труда, культура здоровья и экология».
Министерством социальной политики Нижегородской области совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» на постоянной основе организовано ежеквартальное изучение опыта организаций, успешно реализующих современные системы управления охраной труда (системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, системы управления охраной труда и промышленной безопасностью).
В Еврейской автономной области в целях выявления и внедрения передового опыта работы ежеквартально проводится индивидуальная работа с предприятиями по отраслевой направленности. За 2014 год охвачено более 100 организаций, проведен сбор, обработка и внедрение позитивного опыта работы в организациях муниципальных образований области. Обмен опытом работы в области безопасности и охраны труда в рамках областной межведомственной комиссии по охране труда осуществляется в Самарской, Нижегородской областях; в Еврейской автономной области на областном уровне действует Координационный совет по охране труда; в Новосибирской области – Экспертный совет по охране труда. В Красноярском крае ежегодно разрабатывается Межведомственный план мероприятий по организации работы по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда в организациях Красноярского края. Такие же планы разрабатываются в Тверской и Сахалинской областях.
Анализ результатов работы, проводимой органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда
Решение данной задачи в субъектах Российской Федерации осуществляется посредством проведения мероприятий по оказанию различного рода организационной и консультативной помощи работникам, работодателям и организациям, которые оказывают услуги по проведению специальной оценки условий труда (совещания, конференции, семинары, дни охраны труда, дни открытых дверей и т.п.), а также организации (или обеспечения) проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.
Так, во многих субъектах Российской Федерации установлены плановые значения проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах организаций бюджетной сферы (например, такую информация в отчетах представили Еврейская автономная область, Тульская область, Ярославская область и др.). Отдельные субъекты Российской Федерации обеспечивают проведение специальной оценки условий труда путем субсидирования выполнения этих работ из региональных бюджетов. Так, Правительством Карачаево-Черкесской Республики утверждено Постановление «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на проведение специальной оценки условий труда в казенных, бюджетных, автономных учреждениях, органах государственной власти, государственных органах и органах местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики». К проводимым информационно-разъяснительным мероприятиям относятся семинары, совещания и т.п. При этом некоторые субъекты Российской Федерации сфокусировались на адресной работе.
В качестве лучших практик можно отметить опыт органов по труду Томской и Мурманской областей, которые в 2015 году оказывали консультативную помощь организациям, проводящим специальную оценку условий труда, в разработке и реализации мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В настоящее время в субъектах Российской Федерации не проводится работа по анализу и оценке эффективности реализации мероприятий информационно- разъяснительного характера.
Результативность таких мероприятий целесообразно оценивать по следующим показателям:
- рост количества рабочих мест предприятий, осуществляющих производственную деятельность на территории региона, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда;
- динамика количества обращений о проведении государственной экспертизы условий труда (по причинам обращений);
- наличие в субъекте лабораторий, аккредитованных в установленном порядке, оказывающих содействие в проведении государственной экспертизы условий труда; - динамика количества обращений в государственную инспекцию труда и динамика количества предписаний, выданных государственными инспекторами труда об устранении нарушений, связанных с оценкой условий труда и порядком проведения специальной оценки условий труда;
- другим показателям, которые орган по труду субъекта Российской Федерации установит в рамках своих полномочий.
Формирование и ведение таких баз данных прописано в функциях практически всех органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в 2013 году Департаментом труда и занятости населения Тюменской области в рамках реализации задачи по внедрению механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Тюменской области, было осуществлено внедрение программного обеспечения, позволяющего осуществлять мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях области. На каждую организацию был сформирован паспорт, характеризующий состояние условий и охраны труда по 15 показателям за 5 лет. Мониторинг осуществляется в разрезе муниципальных образований, видов экономической деятельности, форм собственности. Результатом внедрения программного обеспечения стало формирование базы данных в сфере охраны труда в целом на территории области, в каждом конкретном муниципальном образовании и на каждом предприятии. Другим примером системной работы по сбору и обобщению информации в сфере охраны труда является опыт Управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области, которое формирует базу данных результатов смотров- конкурсов по охране труда, что позволяет не только аккумулировать представленный на конкурсе передовой опыт предприятий, но и оценивать динамику состава и числа участников таких конкурсов.
Трехстороннее сотрудничество в области охраны труда. Развитие трехстороннего сотрудничества на всех уровнях управления также может служить механизмом выработки и реализации превентивных мер, направленных на улучшение условий и охраны труда. В частности, в Кабардино-Балкарской Республике республиканская целевая программа «Улучшение условий и охраны труда» на 2012-2015 годы предусматривала в том числе следующие мероприятия:
1. Внесение в отраслевые соглашения мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков.
2. Внесение в коллективные договоры обязательств личного участия работников и их представителей в проводимой работодателем оценке рисков повреждения здоровья на рабочем месте.
3. Внесение в коллективные договоры мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков.
4. Осуществление экспертизы коллективных договоров, поступающих на уведомительную регистрацию, на наличие мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков в разделах «Охрана труда».
5. Распространение передового опыта в сфере управления охраной труда и профессиональными рисками.
6. Организация и осуществление контроля за функционированием системы управления охраной труда и профессиональными рисками в учреждениях и на предприятиях.
Межведомственное взаимодействие по вопросам охраны труда. Во многих субъектах Российской Федерации действуют Межведомственные комитеты, экспертные советы и другие органы межведомственного взаимодействия в области охраны труда. Например, в Тульской области областная межведомственная комиссия по охране труда осуществляет координацию работ по определению и оценке профессиональных рисков по степени вредности и опасности в организациях Тульской области.
На заседаниях комиссии рассматриваются вопросы состояния условий и охраны труда в муниципальных образованиях области и на конкретных предприятиях, а также планируются конкретные меры по улучшению условий и охраны труда. В течение 2014 года при Министерстве строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Татарстан осуществляла свою деятельность межведомственная рабочая группа по вопросам охраны труда и технике безопасности в строительной отрасли. Работа этой группы была направлена на усиление контроля за соблюдением требований трудового законодательства, правил и норм охраны труда на строительных объектах республики.
Заседания группы в течение года проводились ежемесячно по утвержденному плану, в том числе с выездом в муниципальные районы республики с заслушиванием работодателей строительных организаций, допускающих случаи гибели и травмирования работников на производстве. При определяющей роли группы в 2014 году был организован трехмесячник по обеспечению безопасности на строительных объектах. Благодаря целенаправленной работе в отрасли отмечается снижение численности пострадавших со смертельным исходом на 39,4% (с 33 до 20 человек) по сравнению с 2013 годом.
Пропаганда здорового образа жизни. Важным направлением профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в некоторых регионах является пропаганда здорового образа жизни. В конце 2014 года в Алтайском крае принято дополнительное соглашение к Региональному соглашению между Алтайским краевым объединением организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2014-2016 годы, которым определены обязательства сторон по разработке и реализации программ поддержки здорового образа жизни работников, включающих профилактические мероприятия, стимулирующие работников к ведению здорового образа жизни, организацию занятий физкультурой, массовым спортом, обеспечение здорового питания. Стороны обязались принимать меры по организации, подготовке и выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» работниками организаций, предоставлять возможность работникам регулярно заниматься физкультурой, осуществлять мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, организовывать проведение корпоративных спортивных мероприятий.
Финансовое обеспечение предупредительных мер. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости также является важной составляющей комплекса профилактических мероприятий. Анализ показал, что в рамках своих полномочий органы по труду могут оказывать работодателям организационное и консультативное содействие, организуя совместно с представителями территориальных отделений ФСС семинары, совещания и круглые столы, на которых работодатели получают подробную информацию о правилах финансового обеспечения предупредительных мер за счет страховых взносов.
Примером такой работы является опыт Оренбургской области, в которой проводятся совместные с ФСС тематические семинары по охране труда, а также проводится рассмотрение вопросов, касающихся превентивных мер по улучшению условий и охраны труда, на заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда с участием представителей ФСС. Комитетом по труду и занятости Псковской области запланировано оказание методической помощи работодателям по вопросам использования средств на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Показателем, измеряющим результативность оказания методической помощи, является количество принятых территориальным отделением ФСС решений о финансовом обеспечении предупредительных мер. Информационно-разъяснительная работа среди работодателей об использовании финансовых средств на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников проводится и в муниципальных образованиях Брянской области. Результатом работы стало привлечение работодателями в 2014 году на указанные цели средств в объеме 36,4 млн. руб. (2013 год – 26,9 млн. руб., 2012 год – 20,9 млн.руб.).
Обеспечение средствами индивидуальной защиты. Как и в случае со специальной оценкой условий труда, работа органов по труду субъектов Российской Федерации проводится по двум направлениям:
1. Организационные мероприятия для производителей средств индивидуальной защиты (СИЗ) и работодателей.
2. Обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты работников бюджетных учреждений. К мероприятиям первой категории относится организация различных выставок, основная цель которых – привлечь внимание к производителям и поставщикам качественной продукции. Оценку эффективности таких мероприятий целесообразно проводить на основе анализа динамики количества предписаний, выдаваемых государственными инспекторами труда в связи с нарушением требований по обеспечению работников СИЗ. Примером мероприятий второго направления является опыт Министерства социального развития и труда Камчатского края, которое запланировало обеспечение средствами индивидуальной защиты работников краевых государственных учреждений здравоохранения.
В рамках своих полномочий органы по труду субъектов Российской Федерации обеспечивают непрерывную подготовку работников разными способами, например, в форме тематических семинаров и совещаний с работодателями по различным вопросам (изменения трудового законодательства, вступление в силу новых правил по охране труда и т.п.), а также работая с обращениями граждан.
В некоторых субъектах органы по труду организуют так называемые «горячие линии» для консультирования по вопросам охраны труда (например, такие линии функционируют в Приморском крае и Костромской области).
Осуществляется проведение семинаров, совещаний и круглых столов для обучающих организаций. В рамках решения задачи по повышению эффективности обучения по охране труда заслуживает внимание практика оценки органами по труду субъектов Российской Федерации качества такого обучения. Так, в 2015 году Управлением по труду Еврейской автономной области проведено анкетирование работников организаций различных форм и видов собственности, прошедших обучение по вопросам охраны труда в обучающих организациях области. Результаты анкетирования позволили не только сформировать обобщенную оценку работниками и работодателями качества обучения, но и получить информацию о применяемых формах и методах обучения.
Результаты такого анкетирования целесообразно использовать в качестве основы программ семинаров и совещаний с обучающими организациями по обмену опытом проведения обучения. В части осуществления координации деятельности обучающих организаций, в отдельных регионах нормативно установлены требования о предоставлении информации такими организациями о проводимом обучении. Такая практика существует, к примеру, в Республике Хакассия и в г. Москва, – издаются буклеты, брошюры, сборники нормативных правовых актов по вопросам охраны труда. Среди лучших практик по данному направлению работы стоит отметить сфокусированность органов по труду на методическом содействии работодателям, осуществляющим производственную деятельность на территории региона, в вопросах организации охраны труда. Именно методический характер имеют издания, выпущенные в некоторых субъектах Российской Федерации.
Управлением по труду Еврейской автономной области в 2015 году разработаны и изданы Руководство по охране труда для дошкольных образовательных учреждений, Руководство по охране труда для учреждений культуры, Методические рекомендации по обеспечению безопасных условий труда в учреждениях отдыха и оздоровления детей. Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в 2015 году разработано и издано Примерное положение об ответственности работников за нарушение требований охраны труда и мерах, принимаемых в отношении виновных лиц. Департамент труда и занятости населения Тоской области издал Рекомендации по проведению специальной оценки условий труда. Министерство труда и занятости Мурманской области разработало Рекомендации по организации работы по охране труда на предприятиях малого и среднего бизнеса.
- XXVI студенческая олимпиада «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда- 2014», в которой приняли участие 6 ВУЗов города Новосибирска;
- конкурс на лучшую организацию Новосибирской области по охране труда;
- районный конкурс рисунков «Охрана труда глазами детей», в котором приняли участие 67 учащихся учебных заведений Чулымского района;
- организованы семинары для руководителей и специалистов организаций Новосибирской области.
Специальной оценке условий труда, эффективности применения ее результатов была посвящена конференция с участием руководителей и специалистов по охране труда организаций в Сахалинской области «Обмен опытом работы по улучшению условий труда в организациях на основе внедрения системы управления охраной труда и реализации мероприятий, разработанных по итогам проведения оценки условий труда». Семинары по обмену опытом в отдельных отраслях промышленности на примере отельных предприятий (организаций) были поведены в Пензенской области (строительство, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйство), Ярославской области (жилищно-коммунальное хозяйство на примере ОАО «Ярославльводоканал»), Республике Бурятия (на примере ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»), Волгоградской области (СПК «Тепличный» и ООО «Управляющая компания «Уют»).
В 2014 году в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ) была организована и проведена городская конференция по вопросам охраны труда «Достойный труд – безопасный труд». В городском мероприятии приняли участие более трехсот руководителей и специалистов – представителей градообразующих предприятий города Сургута и других муниципальных образований субъекта. В Республике Башкортостан в 2015 году проведена Республиканская научно-практическая конференция по охране труда «Методические и практические аспекты решения задач, связанных с изменениями законодательства в области охраны труда, экологии и безопасности на производстве». В Оренбургской области практикуется Ежеквартальный семинар по охране труда, проводимый во всех территориях каждый третий четверг последнего месяца квартала.
Смотры-конкурсы. Для повышения заинтересованности в улучшении условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации помимо общероссийских конкурсов регулярно проводятся конкурсы регионального уровня. Так, в 2014 году прошли региональные смотры-конкурсы:
- на лучшую организацию работы по охране труда (Мурманская, Московская, Воронежская, Вологодская, Тульская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Иркутская области; Еврейская автономная область; Ханты-Мансийский автономный округ; Краснодарский, Красноярский, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский края; республики Бурятия, Тыва, Удмуртия);
- на звание «Лучший специалист по охране труда» (республики Карелия, Адыгея, Марий Эл, Татарстан, Чувашия; Псковская, Ростовская, Оренбургская, Кемеровская области; Еврейская автономная область и др. субъекты Российской Федерации);
- на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях (республики Коми, Башкортостан; Брянская, Курская, Орловская, Смоленская области; Ямало-Ненецкий автономный округ);
- на лучшее предприятие (организацию) по охране труда (созданию безопасных условий труда) (Республика Адыгея, Чувашская Республика, Краснодарский край; Псковская, Оренбургская, Новосибирская области и др. субъекты Российской Федерации);
- на лучшую организацию по качеству трудовой жизни в Новосибирской области; · на звание лучшей организации высокой культуры производства в Магаданской области;
- на звание «Лучший социально ответственный (надежный) работодатель» (Алтайский край, Новосибирская и Омская области). В Республике Башкортостан было организовано и проведено несколько конкурсов: «Лучший специалист по охране труда», «Лучший уполномоченный по охране труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан», «Лучшее предприятие для работающих мам», «За высокую социальную эффективность».
В Краснодарском крае проведены:
- краевой конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда в организациях агропромышленного комплекса Краснодарского края; конкурс среди предприятий водопроводно-канализационного хозяйства Краснодарского края «Работать без травм и аварий»;
- конкурс на звание «Лучший коллектив, добившийся успехов в охране труда» среди строительных организаций Краснодарского края.
В Чувашской Республике проведены республиканские конкурсы профессионального мастерства «Лучший специалист по охране труда Чувашской Республики 2014 года»; на лучшее и систематическое освещение в электронных и печатных средствах массовой информации вопросов охраны труда; социальных проектов в области охраны труда среди некоммерческих организаций; смотр-конкурс по охране труда среди организаций Чувашской Республики.
Смотры-конкурсы по охране труда среди городских округов и муниципальных образований проведены в Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Приморском крае, в Костромской, Волгоградской, Тюменской областях. Для привлечения внимания к вопросам охраны труда и стимулирования учебных заведений к организации научно-исследовательской работы в сфере охраны труда проводятся конкурсы на лучшую студенческую работу по безопасности жизнедеятельности и охране труда (Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Тульская область), студенческие конкурсы плакатов по охране труда (Ивановская и Томская области, Ямало- Ненецкий автономный округ), олимпиады и викторины. Например, в Липецкой области в 2014 году проводились олимпиада по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», викторина «Безопасный труд – успех созидания человека».
С целью формирования у подрастающего поколения культуры безопасности, ответственного отношения к вопросам охраны труда проводятся конкурсы детских работ и конкурсы-выставки детских рисунков, плакатов. Например, в Брянской области – «Охрана труда в профессиях родителей глазами детей»; в Республике Алтай, Хабаровском и Камчатском краях, Калужской и Мурманской областях – «Безопасный труд глазами детей». С целью овладения практическими навыками и умениями, в том числе умением вести себя в экстремальных ситуациях, в Забайкальском крае на базе пожарной части проводился конкурс «Школа безопасности»; в Алтайском крае – краевой детско-юношеский тематический конкурс «Пожарная ярмарка–2014». Среди работников дошкольных и школьных образовательных учреждений Еврейской автономной области проводилось анкетирование на тему «Охрана труда при использовании химических веществ на рабочих местах» (в анкете содержались вопросы по условиям труда и их улучшению; предложения, обозначенные в анкетах, рассмотрены и внесены в перспективный план по улучшению условий труда в учреждениях).
Особо следует отметить организацию работы по пропаганде и обмену передовым опытом работы в области безопасности и охраны труда в Республике Крым, которая в 2014 году впервые включилась в эту работу в составе Российской Федерации. С участием специалистов по охране труда г. Ялты состоялась конференция «Организация работы служб охраны труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации»; с участием руководителей хозяйствующих субъектов и профсоюзных организаций г. Алушта – конференция «Безопасное использование химических веществ в мировой практике»; обучающий семинар «Охрана труда для учащихся». В республике были проведены конкурсы на звание «Лучший общественный инспектор по охране труда; «Лучший кабинет по охране труда»; смотр-конкурс состояния охраны и условий труда у субъектов хозяйствования г. Алушта; смотр-конкурс по организации безопасной работы среди цехов ЧАО Бахчисарайский комбината «Стройиндустрия»; конкурсы, в том числе, детских рисунков, плакатов и стенгазет: «Охрана труда», «Охрана труда глазами детей», «Безопасный труд и сохранение здоровья в моей жизни», «Служба спасения глазами детей», «День охраны труда», «Не шути с огнем», «Внимание, дети на дорогах», «О безопасности дорожного движения».
Реклама. Достаточно широко используется такой способ пропаганды, как социальная реклама. Например, на радио в Еврейской автономной области в течение 10 дней в феврале 2014 года звучала информация о старте областных конкурсов по охране труда. В Республике Карелия для пропаганды безопасных условий труда, оказания методической помощи работникам линейных предприятий в проведении мероприятий по охране труда реализован совместный проект с представителями филиала ОАО «РЖД» Октябрьской железной дороги с использованием вагона «Охрана труда» Октябрьской железной дороги. Этот вагон создан службой охраны труда с помощью технических специалистов. Он оснащен по последнему слову техники: здесь установлена аудио-, теле-, видеоаппаратура, компьютерная техника. В 2015 году в Республике Башкортостан разработана и размещена социальная реклама на тему трудового законодательства. Активно используется изготовление различных баннеров, постеров, плакатов, растяжек, брошюр и буклетов.
Информационные ресурсы и периодические издания. Для освещения вопросов охраны труда практически во всех субъектах Российской Федерации задействованы интернет-ресурсы – официальные сайты правительств субъектов Российской Федерации и/или официальные сайты региональных исполнительных органов по труду. В регионах имеются в наличии и используются следующие технические средства:
- электронные библиотеки федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых актов по охране труда (55 регионов);
- электронные библиотеки методических документов по охране труда (53 региона);
- базы данных по состоянию условий и охраны труда в субъекте РФ (64 региона);
- справочные окна, где можно получить консультационно-методическую помощь по вопросам условий и охраны труда или задать вопрос в области охраны труда (47 регионов).
По материалам «Аналитического обзора внедрения передового опыта в области безопасности и охраны труда в субъектах Российской Федерации» (ФГБУ «ВНИИ Охраны и экономики труда» Минтруда России).
Источник: vcot.info.