Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...
Тюменская область: к безопасности работников шаг за шагом
22 ноября 2016 г.
Мы предлагаем вашему вниманию интервью с начальником управления по труду департамента труда и занятости населения Тюменской области Ириной Васильевной Лапицкой. Сегодня речь пойдёт об основных направлениях деятельности в области охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья.
Мы предлагаем вашему вниманию интервью с начальником управления по труду департамента труда и занятости населения Тюменской области Ириной Васильевной Лапицкой. Сегодня речь пойдёт об основных направлениях деятельности в области охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья.
— Ирина Васильевна, как вы можете охарактеризовать ситуацию в сфере охраны труда в Тюменской области?
— Когда мы говорим об охране труда, то, прежде всего, думаем о жизни и здоровье работника. За последние 10 лет в Тюменской области показатели производственного травматизма сократились почти в три раза — с 926 случаев в 2005 году до 318 в 2015 году. Эта тенденция сохраняется и сейчас. За 6 месяцев текущего года зарегистрировано 224 несчастных случая на производстве и профзаболеваний, что на 33 человека (12,8%) меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
— За счет чего удалось добиться такого результата?
— Снижение людских потерь — важнейшее направление государственной политики, реализация которого основана на принципах программно-целевого управления. С 2012 года в области реализуются программы по охране труда. На период 2015-2017 гг. принята подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда», в рамках которой осуществляется комплекс взаимосвязанных организационных, технических, социально-экономических мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда. В 15 муниципальных образованиях реализуются территориальные программы по охране труда. В области сформирована трехуровневая система управления охраной труда: региональный уровень, муниципальный и уровень организаций. Координация деятельности системы управления охраной труда осуществляется через областную и 25 муниципальных межведомственных комиссий по охране труда.
Для обеспечения продуктивного диалога между властью и общественностью, в целях решения наиболее важных вопросов в сфере трудовых отношений при департаменте труда и занятости населения Тюменской области создан общественный совет, на заседаниях которого рассматриваются в том числе вопросы охраны труда.
Для обеспечения продуктивного диалога между властью и общественностью, в целях решения наиболее важных вопросов в сфере трудовых отношений при департаменте труда и занятости населения Тюменской области создан общественный совет, на заседаниях которого рассматриваются в том числе вопросы охраны труда.
— Хотелось бы подробнее остановиться на реализации программы, из каких источников она финансируется?
— Программа увязывает действия всех сторон социально-трудовых отношений и финансируется за счет областного и муниципальных бюджетов, средств Фонда социального страхования России, а также средств работодателей. Всего на реализацию мероприятий подпрограммы на трехлетний период предусмотрено 1 млрд 332 млн рублей. В 2016 году программой запланировано более 403,5 млн рублей.
— Непростая экономическая ситуация не повлияет на финансирование программы в следующем году?
— Мы приложили все усилия, чтобы этого не случилось. Объем финансирования программы ежегодно увеличивается. Не станет исключением и предстоящий год. В 2017 году программой планируется финансирование мероприятий на сумму 481,5 млн рублей, это почти на 20 процентов больше, чем в текущем году.
— Чтобы эффективно управлять охраной труда, необходима информация, как обстоят дела с информационными ресурсами в этой сфере?
— Департамент труда и занятости населения Тюменской области одним из первых среди субъектов России приступил к формированию межведомственной базы данных состояния охраны труда в регионе. С этой целью разработано и внедрено программное обеспечение «Мониторинг условий и охраны труда», позволяющее проводить анализ показателей по охране труда в разрезе видов экономической деятельности, территорий, в динамике за предыдущие 5 лет, формировать паспорт, характеризующий условия труда в организации.
В результате в регионе удалось создать единое информационное поле на основе объединения информационных баз, для получения наиболее достоверной и оперативной информации о состоянии дел в сфере охраны труда, а также планировать мероприятия и принимать меры, направленные на решение поставленных задач.
— С 2014 года внедряется процедура специальной оценки условий труда, а как у нас в области проходит эта работа?
— Специальная оценка рабочих мест по всей России должна быть завершена к 2019 году. Могу с уверенностью сказать, что тюменские работодатели активно включились в эту работу, по итогам 9 месяцев текущего года спецоценкой охвачено более 60 процентов рабочих мест, подлежащих оценке, в том числе более пяти тысяч рабочих мест прошли процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Работодатели заинтересованы оценивать условия труда, потому что впервые заработали экономические стимулы.
Для решения проблемных вопросов и выработки единых подходов при проведении специальной оценки условий труда создан экспертный совет, в состав которого вошли специалисты Государственной инспекции труда, департамента труда и занятости населения, организаций, аккредитованных в Минтруде на проведение спецоценки. Рекомендации экспертного совета используются организациями при проведении спецоценки.
— Ирина Васильевна, вы затронули тему экономического стимулирования работодателей, а какая им выгода от специальной оценки условий труда?
— Специальная оценка условий труда действительно позволяет экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.
По результатам спецоценки определяется размер страховых отчислений и объем гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях, по принципу — чем хуже условия труда, тем больше компенсационные выплаты и выше тарифы страховых взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается.
Кроме того, введена процедура декларирования соответствия требованиям охраны труда рабочих мест, где не выявлены вредные факторы. Это позволяет работодателю не проводить дорогостоящие процедуры по измерению вредных и опасных производственных факторов и существенно сократить свои расходы, что особенно актуально для малого и среднего бизнеса.
— И в заключение расскажите, какие задачи стоят перед вами на ближайшую перспективу?
— Как я уже отмечала, ситуация в сфере охраны труда в Тюменской области стабильна, но положительная статистика никого не должна успокаивать, поскольку речь идёт об охране здоровья и жизни людей. Нам есть что совершенствовать и куда двигаться. Главной задачей в сфере охраны труда остается сохранение положительной динамики снижения уровня производственного травматизма и улучшение условий труда работников.
Сегодня система охраны труда активно реформируется. На смену устаревшей и неэффективной компенсационной, затратной модели приходит современная модель управления охраной труда, позволяющая реализовать меры предупреждения и профилактики возникновения несчастных случаев на производстве. Поэтому нашим магистральным направлением является системная работа по внедрению риск-ориентированных подходов в обеспечении безопасности работников. А для того чтобы предотвращать, заранее ликвидировать сами факторы риска возникновения несчастных случаев, необходимо выявить эти факторы в ходе специальной оценки условий труда. Поэтому работа по проведению спецоценки также будет продолжена.
Сегодня система охраны труда активно реформируется. На смену устаревшей и неэффективной компенсационной, затратной модели приходит современная модель управления охраной труда, позволяющая реализовать меры предупреждения и профилактики возникновения несчастных случаев на производстве.
Глеб Михайлов