Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Минтруд России подвел итоги 2016 года в сфере трудовых отношений
11 января 2017 г.
С 1 июля 2016 года МРОТ установлен в сумме 7500 рублей в месяц (повышение на 21%). По предварительной оценке в 2016 году соотношение МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения составит 69,9 %.
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 № 460-ФЗ с 1 июля 2017 года МРОТ составит 7800 рублей.
В целях снижения качественного разрыва между спросом и предложением на рынке труда, создания условий для повышения производительности труда на основе внедрения современных программ профессиональной подготовки кадров, современных квалификационных требований, реализуются меры по совершенствованию национальной системы квалификаций.
3 июля 2016 года принят подготовленный Минтрудом России Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который вступает в законную силу с 1 января 2017 года.
Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.
Такая оценка позволяет:
– выявлять уровень знаний и умений работника для выполнения трудовых функций, на протяжении всей трудовой деятельности, даже в том случае, если он не имеет профессионального образования;
– определить потребность в обучении.
Гражданин, который успешно прошел оценку квалификации, получает свидетельство о квалификации, которое в качестве документа может быть предъявлено при приеме на работу.
Оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу.
Направление работодателем работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются с их письменного согласия на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя. При этом на период прохождения работником независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Также будет введен в действие единый информационный ресурс, который бесплатно предоставит гражданам и работодателям всю необходимую информацию о возможности проведения оценки квалификации. На этом ресурсе будут размещаться сведения о выданных свидетельствах о квалификации и сроках их действия. Это позволит работодателям получить актуальную информацию о квалификации работника. Данная система позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности.
В настоящее время при Национальном совете при Президенте Российской Федерации образовано 28 советов по профессиональным квалификациям профессиональной деятельности.
По состоянию на 1 октября 2016 года в пилотном режиме работало 68 центров независимой оценки квалификации. В них прошли оценку квалификации 4,9 тыс. человек в сфере строительства, машиностроении, железнодорожного транспорта и др.
Оператором независимой оценки квалификации определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» Российского союза промышленников и предпринимателей. В состав учредителей Национального агентства развития квалификаций вошли Минтруд России, Минобрнауки России и Федерация независимых профсоюзов России.
Одновременно реализуется проект по созданию Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
В 2016 года функции базового центра возложены на Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». В течение года:
– организовано повышение квалификации 716 мастеров производственного обучения, представляющих 535 образовательных учреждений среднего профессионального образования из 76 субъектов Российской Федерации;
– организовано повышение квалификации мастеров производственного обучения по 10 сквозным рабочим профессиям: токарные и фрезерные работы, сварочные технологии, информационные технологии, электромонтаж, холодильная техника и системы кондиционирования, инженерная графика, поварское дело, ремонт и обслуживание легковых автомобилей.
Одним из основных элементов национальной системы профессиональных квалификаций также являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования. В настоящее время утверждено 855 профессиональных стандартов.
С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, которые определили порядок применения профстандартов.
В организациях государственного сектора внедрение профстандартов будет осуществляться поэтапно (в период до 2020 года). Работодателями будет организовано профессиональное обучение, повышение квалификации работников. Профессиональные стандарты будут применяться при проведении оценки квалификации персонала, а также при приеме на работу.
В негосударственном секторе работодатели могут также применять профстандарты при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, обучении работников.
Также Минтрудом России подготовлен законопроект, который предусматривает, что государственный информационный ресурс «Справочник профессий» является базовым государственным информационным ресурсом. Он содержит информацию о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях и размещается в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации».
Порядок формирования, ведения и актуализации справочника профессий и перечень содержащейся в нем информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено формирование справочника профессий с участием работодателей, профсоюзов, органов власти, образовательных и иных заинтересованных организаций. Актуализация справочника профессий будет осуществляться ежегодно.
Информация, содержащаяся в справочнике профессий, является общедоступной. Ознакомиться с ней можно на безвозмездной основе с использованием информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Это будет способствовать выбору востребованных на рынке труда профессий гражданами при планировании получения профессионального образования. Соответственно, снизится доля не востребованных на рынке труда выпускников образовательных организаций.
В настоящее время Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, сформирован и утвержден приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 года № 832. В него вошло 1620 профессий по всем основным видам экономической деятельности.
– государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
– государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
– территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Предельные размеры соотношений для данных работников устанавливаются:
– по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;
– по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В рамках этих размеров конкретный предельный уровень соотношений по организациям устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, унитарных предприятий и фондов.
В настоящее время предельное соотношение в кратности от 1 до 8 установлено постановлениями Правительства Российской Федерации:
– для руководителей и работников федеральных государственных учреждений;
– для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и работников (без учета руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) федеральных государственных унитарных предприятий.
По данным субъектов Российской Федерации, в большинстве государственных и муниципальных учреждений социальной сферы (здравоохранения, культуры, образования и науки, социального обслуживания населения) соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений не превысило 4 раза. В соответствии с законом также устанавливается обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате указанных категорий работников в сети «Интернет» на официальных сайтах учредителя либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.
Порядок размещения и представления данной информации устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Закон предусматривает ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и зарплаты работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.
Закон подготовлен Минтрудом России во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации (по итогам «прямой линии»), которым Правительству Российской Федерации совместно с главами субъектов Российской Федерации поручено принять меры по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, установив приемлемое соотношение между средней заработной платой руководителей и средней заработной платой работников таких организаций.
Вступил в силу федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда», направленный на предупреждение возникновения задолженности по зарплате и повышение ответственности работодателей за невыплату зарплаты.
В соответствии с законом на предприятиях должны быть конкретизированы предельные сроки выплаты зарплаты. С учетом новой редакции статьи 136 ТК заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30(31) число текущего периода, за вторую половину – с 1 по 15 число следующего месяца. Такой период установлен с учетом соблюдения права работника на своевременное получение заработной платы и возможностей работодателей по организации расчета и выплаты зарплаты.
Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца. Таким образом, указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).
Что же касается системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, то они устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Премии, доплаты и надбавки стимулирующего характера выплачиваются за более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие), и начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка таких показателей.
Также в соответствии с законом повышена административная и материальная ответственность работодателя за задержку зарплаты. По сравнению с действующим порядком увеличатся штрафы для должностных лиц при первичном нарушении, при повторном нарушении возрастает верхняя граница для всех штрафов.
Первичное нарушение
|
||
Субъект нарушений |
До 3 октября 2016 года | После 3 октября 2016 года |
Организация |
предупреждение или штраф 30 000 – 50 000 руб. |
предупреждение или штраф 30 000 – 50 000 руб. |
Должностное лицо |
предупреждение или штраф 1 000 – 5 000 руб. |
предупреждение или штраф 10 000 – 20 000 руб. |
ПБОЮЛ |
предупреждение или штраф 1 000 – 5 000 руб. |
предупреждение или штраф 1 000 – 5 000 руб. |
Повторное нарушение |
||
Организация |
штраф 50 000 – 70 000 руб. |
штраф 50 000 – 100 000 руб. |
Должностное лицо |
штраф 10 000 – 20 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет |
штраф 20 000 – 30 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет |
ПБОЮЛ |
штраф 10 000 – 20 000 руб. |
штраф 10 000 – 30 000 руб. |
Кроме того, вдвое возросла компенсация, которую работодатель уплачивает работнику за задержку зарплаты. Она рассчитывается исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ в день от задержанной суммы вместо 1/300 ставки, как было до настоящего времени.
Одновременно увеличен срок с 3 месяцев до 1 года для обращения работников в суд по спорам, связанным с невыплатой зарплаты. Также изменилась подсудность дел о восстановлении трудовых прав. Теперь работник за разрешением индивидуального трудового спора может обратиться в суд по месту своего жительства. Ранее исковое заявление можно было подать только по месту нахождения работодателя.
Государственные инспекции труда получили право проводить проверки по жалобам на невыплату зарплаты или оплату труда в размере ниже минимального размера оплаты труда незамедлительно с извещением прокуратуры. Ранее требовалось предварительно получить согласие органов прокуратуры.
С целью совершенствования правового регулирования трудовых отношений работников, работающих у работодателей, являющимися микропредприятиями, подписан Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
В соответствии с законом микропредприятиям предоставлено право отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, предусмотрев при этом закрепление положений, связанных с установлением обязательных требований, в трудовом договоре, который будет заключаться на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства России № 858 от 27 августа 2016 года.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом к обязательным локальным актам отнесены штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, график отпусков, положение о защите персональных данных работников, правила в сфере охраны труда, учета рабочего времени и другие, предусмотренные Трудовым кодексом.
При этом, у работодателей остается право регулировать трудовые отношения в том числе и локальными нормативными актами, в таком случае типовая форма трудового договора будет не обязательна к применению.
Закон, с одной стороны, позволяет за счет упрощения оформления и регулирования трудовых отношений снять административную нагрузку на микропредприятия, а с другой, за счет заключения трудового договора на основе типовой формы способствует повышению уровня защиты трудовых прав работников путем оформления с ними трудовых отношений в установленном трудовым законодательством порядке и снижению рисков наложения санкций на работодателей за нарушение трудового законодательства.
Одной из превентивных мер, направленных на обеспечение прозрачности контрольно-надзорных мероприятий и минимизации административных барьеров для бизнеса, стал запуск сервиса «Электронный инспектор» на портале Роструда «Онлайнинспекция.рф». За время «пилотной» работы сервиса «Электронный инспектор» уже провел свыше 170 тысяч самопроверок, в ходе которых было выявлено более 130 тысяч нарушений. Таким образом, воспользовавшиеся данным ресурсом работодатели в случае устранения выявленных нарушений получили возможность оградить себя от штрафов на общую сумму более 4 млрд рублей.
Также Роструд ведет работу по оказанию консультационной помощи работникам и работодателям. За 10 месяцев текущего года было дано свыше 374 тыс. консультаций по различным вопросам, связанным с соблюдением трудового законодательства, из которых порядка 20% (более 69 тысяч) даны работодателям.
Кроме того, консультацию по вопросам, связанным с соблюдением трудовых прав, можно получить, воспользовавшись сервисом «Дежурный инспектор» на портале Роструда «Онлайинспекция.рф» и в течение трех рабочих дней получить консультацию юристов. За время работы сервиса гражданам предоставлено свыше 57 000 консультаций.
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ»
Конкурс проводится Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Его основные цели – повышение престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда; пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса; содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям.
В 2016 году конкурс состоялся в следующих номинациях:
– «Лучший токарь» (г. Тула, Тульская область),
– «Лучший электромонтер по ремонту оборудования подстанций» (п. Терволово, Ленинградская область),
– «Лучший бетонщик» (г. Красноярск, Красноярский край),
– «Лучший машинист маневрового тепловоза» (г. Москва),
– «Лучший фрезеровщик» (г. Липецк, Липецкая область).
Призерам конкурса в каждой номинации выплачивается денежное поощрение: 300 тыс. рублей – занявшим первые места, 200 тыс. рублей – занявшим вторые места и 100 тыс. рублей – занявшим третьи места.
Программа является продолжением предшествующих документов и построена с учетом новых социально-экономических реалий в процессе консультативного диалога между российскими социальными партнерами и Группой технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Основная цель программы – содействие дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в Российской Федерации в направлении достижения и реализации принципов достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, социальное обеспечение, условия и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог.
В процессе консультаций трехсторонними партнерами были согласованы и сформулированы следующие основные приоритеты сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2017 – 2020 годы:
– расширение возможностей занятости и повышение производительности труда;
– обеспечение соблюдения норм на рабочих местах и достойных условий труда;
– сотрудничество в области социального страхования и пенсионного обеспечения;
– продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога.
С целью реализации новой программы сотрудничества с участием социальных партнеров будет выработан план мероприятий, в котором будут определены не только мероприятия и сроки их выполнения, но и конкретные индикаторы для измерения результатов.
Источник публикации: www.rosmintrud.ru.