Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Охрану труда – под гильотину. В Киргизии хотят признать утратившим силу закон «Об охране труда»
20 января 2017 г.
Министерство труда и социального развития Кыргызстана уже подготовило законопроект по отмене закона, регламентирующего охрану труда в стране. Это один из шагов так называемой регулятивной реформы. Она продолжается уже два года и подразумевает инвентаризацию законов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности. Правительство Киргизии намерено поднять ее экономику через стимулирование отечественного и зарубежного бизнеса. А потому и начало чистить законодательство от «ненужных» нормативных правовых актов. Ненужными признаются такие, которые чинят административные барьеры и прочие препятствия для развития предпринимательства.
В специально разработанной системе «е-Гильотина» (электронная гильотина) ведется досье на каждый нормативный правовой акт, с анализом и оценкой его экономического эффекта. Анализируют и оценивают акты две стороны: чиновники и представители частного сектора.
Профсоюзы не захотели остаться в стороне и возмутились – в частности тем, что под «гильотину» попал закон об охране труда. По словам председателя Горно-металлургического профсоюза Киргизии Эльдара ТАДЖИБАЕВА, законопроект на днях должен появиться на правительственном сайте для общественного обсуждения, а затем будет направлен в парламент республики. Именно на стадии общественного обсуждения профсоюзы и хотят спасти закон и ситуацию.
– Министерство труда Киргизии ссылается на то, что якобы эти нормы, содержащиеся в законе «Об охране труда», и так отражены в трудовом законодательстве и других подзаконных актах. Однако в случае отмены закона многие моменты выпадают: права работников на защиту, на безопасные условия труда, государственный контроль… Основные принципы государственной политики в области обеспечения безопасных условий труда, предусмотренные в этом законе, не отражены в других законах, – пояснил Эльдар ТАДЖИБАЕВ.
И привел пример:
– Для нас, для профсоюзов, один из важнейших моментов – это общественный контроль. Статья 19 закона предусматривает полномочия и права профессиональных союзов по осуществлению общественного контроля за безопасностью на рабочих местах. И в Трудовом кодексе Кыргызстана имеется такая статья, но там буквально два предложения в двух абзацах, и в общих чертах написано, что профсоюзы осуществляют общественный контроль. А какой именно и какие полномочия – устанавливается в законе об охране труда.
Плюс к закону об охране труда в привязке идет ряд подзаконных нормативных правовых актов: постановления правительства, инструкции, положения и т.д. (допустим, об обеспечении молоком работающих или о расследовании несчастных случаев на производстве; методики и суммы возмещения вреда при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях и т.д.). Соответственно, если закон признается утратившим силу, то и все подзаконные нормативные акты, которые шли в привязке к нему, тоже автоматически становятся недействительными.
Сейчас киргизские профсоюзы проводят встречи с представителями правительства, стремясь донести свою позицию. Первая беседа состоялась в Минтруде Киргизии на прошлой неделе, а 16 января – в здании Федерации профсоюзов республики. Как говорит Эльдар ТАДЖИБАЕВ, соцпартнеры заверили, что без учета мнения профсоюзов никаких изменений трудового законодательства не будет. Создана рабочая группа, которая по пунктам обсудит каждую норму законодательства об охране труда. В составе группы – три человека от профсоюзов, включая лидера Горно-металлургического профсоюза. Горнодобывающая отрасль – одна из самых сложных, с рисковыми профессиями и нередкими несчастными случаями. В числе их основных причин – неисполнение требований и норм охраны труда и техники безопасности.
«Частные предприниматели берут лицензии на разработку месторождений, нанимают людей с улицы, без специального образования. Зачастую под завалами гибнут молодые парни 17, 18 лет, хотя в шахту должны пускать лиц старше 20 лет», – приводит республиканское информационное агентство 24kg слова Максата АБДЫЛДАЕВА, начальника управления горного надзора при Госинспекции по технической и экологической безопасности при правительстве Киргизии.
Только за последний месяц на угольных шахтах Киргизии произошло четыре трагедии, в результате которых погибли пять человек. Одному из них было всего 16 лет: он погиб 9 января под завалом горной массы.
ДОСЬЕ
Регулятивная реформа в Киргизской Республике была запущена в январе 2015 года. Ее цель – упрощение законодательной базы в сфере предпринимательства, минимизация коррупции и создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций. Координирующий орган – Совет по регулятивной реформе, возглавляемый премьер-министром республики. Инициировали реформу правительство и Центр ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) в Бишкеке.
Процесс реформирования состоит из трех этапов: инвентаризация нормативных правовых актов, их анализ и оценка и, наконец, выработка рекомендаций правительству по поводу того, что делать с конкретным актом: аннулировать, изменить или оставить нетронутым. Анализируют законы госорганы и представители бизнеса – с намерением исключить, как говорится на официальном сайте реформы, «дублирующие, противоречивые и неэффективные нормы в законодательстве, регулирующие видение бизнеса в Кыргызстане».
Так, 12 декабря 2016 года правительство Киргизии признало утратившими силу 62 нормативных правовых акта. Подсчитан и экономический эффект от оптимизации законодательства за 2016 год – порядка 976 млн сомов.
Источник публикации: www.solidarnost.org.