Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Матрица обещаний: Минтруд предлагает тиражировать опыт РЖД
19 июля 2018 г.
По данным статистики, работники стали реже травмироваться на производстве: с 2007 по 2017 год количество несчастных случаев, в том числе с тяжёлыми последствиями, снизилось в 2,3 раза. Почти в 3 раза уменьшилось число смертельных травм: с 4,5 тыс. до 1,6 тыс. «Нулевой травматизм не является чем-то недостижимым. Просто этой работой нужно заниматься ежедневно, детально разбираясь в каждом случае, когда мы теряем людей либо наносим вред их здоровью», – уверен Максим ТОПИЛИН.
Для дальнейшего движения к нулю нужна консолидация усилий всех сторон. Это три уровня влияния: государство, работодатель и работник.
НОВЫЙ РАКУРС – НОВЫЕ РЕСУРСЫ
Самые травмоопасные отрасли, где эта работа должна быть выстроена в первую очередь, – металлургия, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых. При этом смертельные случаи, по данным Фонда социального страхования, чаще всего происходят в сфере строительства, на сухопутном транспорте (речь идёт о ДТП), в торговле, сельском хозяйстве, поэтому контроль за этими видами деятельности тоже в приоритете. «Очень надеюсь, что такие же мероприятия пройдут во всех регионах и работа станет системной», – отмечал министр труда на ВНОТ-2018.
При этом, если сейчас регионы сами разрабатывают и утверждают планы мероприятий по улучшению условий труда, в будущем правительство хочет этот процесс контролировать, взяв на себя роль координирующего центра. Предполагается, что сверху в регионы будут спускаться типовые показатели и индикаторы программ, чтобы эти параметры были едины для всех субъектов.
В новой редакции X раздела Трудового кодекса, которую по плану должны внести на рассмотрение правительства в августе, появится статья «Основные принципы обеспечения безопасности труда». По сути, их всего два.
Первый – предупреждение и профилактика опасностей, что подразумевает системную работу по улучшению условий труда и приоритетность этих мероприятий. И второй – минимизация последствий повреждения здоровья работника, если его не удалось избежать. Основную роль в этом процессе государство отводит предприятиям. В Минтруде хотят, чтобы государство участвовало в деятельности по охране труда, сохраняя определённую автономию и самостоятельность работодателя.
Это стало ключевым моментом при реформировании надзорной деятельности. Государство готово учитывать результаты самопроверок работодателей в сфере охраны труда и даже помогать в этом – для этого внедряются специальные проверочные листы. Однако отпускать вожжи контроля власти не планируют. Только теперь периодичность проверок напрямую зависит от фактического уровня производственного травматизма, условий труда на предприятиях и количества нарушений. Это значит, что нагрузка на добросовестный бизнес с низкими рисками снижается.
Еще один шаг со стороны государства – создание экономической почвы для превентивного механизма раннего выявления профессиональных заболеваний.
За каждого работающего по трудовому договору работодатель по закону обязан уплачивать взнос в Фонд социального страхования (ФСС), эти средства могут расходоваться как на выплаты пострадавшим, так и на профилактику. Однако практика показывает, что затраты ФСС на профилактические меры в среднем в 7 раз меньше, чем на выплаты. В Минтруде хотят перевернуть эту пирамиду. «Нужно создать экономический превентивный механизм раннего выявления профессиональных заболеваний и перенаправления ресурсов фонда, чтобы людей при возникновении рисков переобучать, возможно, готовить для них новые рабочие места», – отмечал, выступая на площадке ВНОТ-2018, Максим ТОПИЛИН.
Предприятия, по мнению властей, тоже должны более активно включиться в работу по снижению травматизма и уровня профзаболеваний. С учетом тенденции к развитию аутсорсинга и практики найма подрядчиков и субподрядчиков Минтруд собирается обязать организатора работ контролировать и их тоже. «Сегодня возникают большие проблемы, когда на одной территории проводятся подрядные, субподрядные работы. По идее, каждая организация как работодатель должна обеспечивать безопасность. Однако на деле выходит, что семь нянек, а ребенок без глазу», – поясняют суть проблемы в Минтруде.
Ведомство предлагает назначить координатором и ответчиком работодателя, контролирующего территорию. В его обязанности будут входить информирование о рисках производства, выработка конкретных мер, которые позволили бы сохранить здоровье работников.
Однако даже с учетом новелл, предложенных Минтрудом, ликвидировать все белые пятна трудового законодательства пока не получится, полагают эксперты. «Отсутствует общее понимание того, какой объем работы для обеспечения безопасности работников в рамках охраны труда и промышленной безопасности необходимо выполнять в целом. Таких показателей на уровне компаний нет, таких показателей на федеральном уровне тоже нет. Эти два белых пятна – очень сложные зоны. Когда отсутствует общий показатель, к чему нужно стремиться, говорить о системном подходе очень сложно», – считает генеральный директор АО «Клинский институт охраны и условий труда» Андрей МОСКВИЧЕВ.
В таких условиях предприятия выстраивают собственные стратегии. Как и государство, они напрямую заинтересованы двигаться к нулевому траматизму хотя бы из экономических соображений. Любой несчастный случай, травма или болезнь работника ведут к снижению производительности труда, потере прибыли и дополнительным затратам на подготовку нового сотрудника. Поэтому на предприятиях тоже ищут ресурсы и скрытые резервы.
ШАГ НАВСТРЕЧУ БЕЗОПАСНОСТИ
«Производство не может стать безопасным само по себе или после улучшения какого-то одного фактора. Совершенствование техники не позволит добиться нулевого травматизма без обучения людей. Обучение тоже мало поможет, если техника устарела и представляет опасность. Поэтому концепция Vision Zero, к которой уже присоединились крупнейшие российские компании, предполагает комплексный подход, то есть развивать и производство, и персонал, и руководителей. «Выявление угроз – то, что должно быть встроено в регулярные процессы. Эта процедура должна быть внутри технологических процессов», – отметил Андрей МОСКВИЧЕВ.
При этом, как отмечают специалисты, необходимо задействовать и руководителя, и сотрудников.
Лидерский пример очень важен, уверен генеральный директор АО «Каспийский трубопроводный консорциум» Николай ГОРБАНЬ. При этом важно понимать, что демонстрация принципов – это процесс не разовый. Здесь говорится о неких регулярных процессах. «Очень многое зависит от позиции руководства: если оно своими действиями даёт понять сотрудникам, что это важный аспект деятельности, то коллектив получает этот правильный посыл, после чего получаются соответствующие результаты», – отмечает он.
В нефтегазовой компании «Салым Петролеум» вообще решили пойти снизу вверх. Руководство обратилось к персоналу, чтобы узнать, как сотрудники представляют себе модель безопасного производства, то есть что, с их точки зрения, нужно предпринять, чтобы обеспечить безопасность на рабочем месте. Но если предложение не поддерживается, а инициатива игнорируется, не стоит ждать активного вовлечения людей. Поэтому в компании внедрили матрицу обещаний.
«Часто ли мы как руководители выполняем те обещания, которые дали, если это не является приоритетом? Мы решили, что все обещания в области охраны труда должны быть выполнены», – рассказывает руководитель службы охраны труда, промышленной безопасности и безопасности дорожного движения компании «Салым Петролеум Девелопмент» Дмитрий КОСТЕНКО.
В ПАО «Газпром нефть» самые неравнодушные и компетентные сотрудники активно участвуют в обеспечении безопасности. Мобильные группы из таких работников были созданы в качестве пилотных проектов, но в течение года эксперимент проявил себя успешно, и этот опыт тиражировали по всей компании. По словам начальника Управления по работе с подрядными организациями и безопасности на транспорте Андрея СВЕРБИЛЯ, в прошлом году благодаря их работе было отстранено порядка 173 водителей с месторождений, составлено более 3 тыс. актов о нарушениях, выявлены 358 случаев несоответствия дорожной инфраструктуры и 944 несоответствия технического состояния транспортных средств.
Было выявлено 9654 серьезных нарушения, которые потенциально могли привести к авариям и травмам. «Задача мобильных групп не просто выявление каких-то нарушений, выписывание штрафов. Они также помогают обследовать зимние и промысловые дороги, проводят инструктажи, помогают обучать сотрудников», – объясняет Андрей СВЕРБИЛЬ.
В «Салым Петролеум» тоже привлекают самых активных к решению вопросов безопасности. В компании ввели две обучающие сессии. Первая – вводная, ключ к безопасному производству: персонал знакомят с тем, что называют культурой безопасности, и рассказывают, какого поведения ожидают от сотрудников. Вторая сессия – для руководителей линейного состава. «Чтобы охватить более 6 тыс. человек, потребовалось создать институт тренеров. Это те линейные руководители, которые уже предотвращали травматизм, избегали небезопасных условий труда», – уточняет Дмитрий КОСТЕНКО.
Самая важная задача работодателя – добиться осознанного отношения к собственной безопасности каждого работника предприятия. «Проще говоря, работник выполняет нормы и правила, надевает ту же каску, использует средства защиты и безопасно ведёт работы не для работодателя, не для выполнения нормативов, а для собственной безопасности, понимая, что его ждут дома, понимая, что, не получив травму, он остаётся активным членом общества. И конечно, таким образом вырастают и производительность, и производственные показатели», – отмечает Николай ГОРБАНЬ.
В компании есть лозунг: делай это безопасно или не делай вообще. Любой работник здесь может остановить работы, если заметит нарушение технологического процесса, например кто-то работает без защитной экипировки. Для этого семь лет назад были введены специальные «стоп-карточки». «На одной стороне этой карты обязательства работников в сфере профбезопасности, на второй стороне – разъяснение, что любой работник независимо от занимаемой должности имеет полномочия применить эту карточку, – рассказывает Николай ГОРБАНЬ. – И работник знает, что, если ошибётся, перестраховываясь, он не будет наказан. Напротив, у нас есть система поощрения для такого случая. И я могу с уверенностью сказать, что данная программа работает».
Такой подход больше характерен для европейской модели. Ее принципиальное отличие от российской: главное – не наказание, главное – провести работу над ошибками и сделать всё, чтобы инцидент не повторился. Российские специалисты в области охраны труда считают минусом отечественной системы то, что за нарушение технологического процесса работник сегодня серьёзного наказания не несет.
«Обязанности работодателя и работника сильно перекошены. Наше трудовое законодательство ограждает работника от личного участия в обеспечении безопасности. Максимальная ответственность работника – дисциплинарная. Появление дополнительной обязанности – это хороший способ усовершенствовать взаимоотношения», – считает Андрей МОСКВИЧЕВ. Особенно, по его мнению, требуется, чтобы в требованиях правильно использовать оборудование, технологию, обязательно появились бы и средства индивидуальной защиты (СИЗы). Это основная проблемная зона и причина травмирования, указывает эксперт.
«Что сначала: культура либо соблюдение базовых правил, – задаются вопросом в ведомстве. – Воспитывать культуру безопасного поведения нужно, когда ребёнок попадает в организованный коллектив. Детский сад, начальная школа, старшая школа, среднее профессиональное образование, вузы. Эта задача не законодателей, потому что у нас есть замечательные стандарты образовательные, это задача формы методов».
Сейчас Минтруд изучает практику локомотивов российской экономики. «Нет целей на пустом месте выдумывать решения, которые трудно бы приживались на нашей почве. Лучше использовать опыт тех компаний, которые успешно этот опыт реализуют. Опыт РЖД в фокусе внимания. Мы его будем изучать, предлагать к тиражированию», – отмечают в ведомстве.